Перейти к основному содержанию

19:13 19.12.2018

В Символе Веры читаем: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Оказывается, Церквей много и не всегда между ними согласие и единство. Скажите, Церковь уже перестала быть Единой?

06.12.2018 11:27:51

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/11/03/21-00

Вопрос: - В Символе Веры читаем: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Оказывается, Церквей много и не всегда между ними согласие и единство. Скажите, Церковь уже перестала быть Единой?   

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, не перестала. Потому что у Церкви, как и у каждого человека, есть душа и тело. Тело – это то, что Церковь каждая состоит из людей. А они, по своей немощи, бывает, о чем-то не могут договориться. Или историческая ситуация им мешает это сделать. Но духовно Церковь едина.

прот. Александр Березовский: -  Но разногласия, которые сейчас возникли среди православных – это болезнь тела?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, разумеется.

прот. Александр Березовский: - То есть, Дух Христов продолжает пребывать…

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Он один и тот же и всегда.

прот. Александр Березовский: -  Но то, что между людьми нет согласия именно порой по вопросам глубинным, не обрядовым, а догматическим - это как сказывается на единстве Церкви?

прот. Дмитрий Смирнов: - Отрицательно. Отдельные члены могут отпадать. Ведь отпала некогда Западная Римская Церковь. Сейчас мы наблюдаем процесс отпадения Константинополя. Это нормально.

прот. Александр Березовский: - Они со своей стороны утверждают, что мы…

прот. Дмитрий Смирнов: - Это на здоровье. Любого баптиста послушай – и тебе все скажут. Я уж не говорю о старообрядцах или иеговистах.

прот. Александр Березовский: - Каждый свою истину отстаивает…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и на здоровье. Мы же не препятствуем. Мы же не боремся с людьми. Мы свидетельствуем об истине. А уж каждый человек сам выбирает.

прот. Александр Березовский: -  Каждый человек смотрит со своей стороны. И утверждает, что ему виднее.

прот. Дмитрий Смирнов: - Виднее. И он выбирает то, что ему любо. Одному люб владыка Онуфрий, а другому  - Мишка Денисенко. И все.

Тел.  звонок: - Отец Димитрий, пока Вас еще не назначили Китайским императором, задам Вам вопрос. Как вы считаете, всякая ли классическая академическая музыка допустима для прослушивания православным христианам?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну,  что значит: допустима-недопустима? Церковь такими вопросами не занимается. Не знаю, что вы спрятали в своем вопросе, какой там скелет…

прот. Александр Березовский: - Полезно ли для души…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, опять, что значит полезно? Кому как. Вот я, например, встречался,  на заре своей жизни с таким явлением, что некоторые книги читал с очень большим удовольствием. Но также видел, что чтение этих книг для другого человека было просто губительно. И когда я стал священником, я не всем рекомендовал те или иные книги. А только такие, которые были бы по зубам. Я имею в виду  - в мозгу.

Тел. звонок: - Относится ли заповедь: «блажен муж иже не иде на совет нечестивых» к просмотру мирских фильмов?

прот. Дмитрий Смирнов: - Когда я учился в институте, наш педагог говорил такую фразу, не раз она звучала, и мне она очень пришлась по душе: «Умный и у дурака чему-то научится, а дурак  и у умного ничего не возьмет». Наш Иван Иванович имел в виду как дурака себя.

Тел.  звонок: -  «И всякий, кто оставит дом и братьев или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Как правильно понимать эту заповедь? Не бежать же нам куда-то из городов, оставив все, начиная новую жизнь?   

прот. Дмитрий Смирнов: - Может быть, так случится, что бежать. Что значит «не бежать»? Очень даже и бежать.

прот. Александр Березовский: - Когда ситуация уже станет такой… 

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если город превратится в Содом. Процесс-то идет. Пока не превратился. А если превратится - надо бежать.

прот. Александр Березовский: - Но пока не превратился. Как мы должны рассматривать эту заповедь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Со всех сторон. И с духовной стороны, и с практически-житейской, и в смысле, как бы принять себе самому какое-то решение.

прот. Александр Березовский: - То есть Господь нам ставит некий ориентир при выборе в своей жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Безусловно, и очень много. А апостол Павел говорит вообще, что ко всему надо прилагать собственный ум. Все вопрошатели такие – это те люди, которые вообще думать не хотят.

прот. Александр Березовский: - Ну, человеку более свойственно принимать все прямо, как есть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, многое из такого прямого ему не подходит.

прот. Александр Березовский: - Вот и удивляются: что же, я теперь брошу мать с отцом?
прот. Дмитрий Смирнов: - Да никуда ты не бросишь. Твой вопрос сам говорит, что ничего ты не бросишь. И все люди будут делать только то, что им по нраву. А Господь говорит в Евангелии то, что по нраву Ему. Они не понимают, что тут конфликт – мать, отец – это дело житейское. А они просто не в согласии с Богом на самом деле. На очень глубоком уровне. Этот уровень звучит так: нельзя служить Богу и мамоне. Ну, говорит: а как же так? Ах, как же так? – Ну, и оставайся.

прот. Александр Березовский: - Ну, может быть, тут вопрос именно в непонимании?

прот. Дмитрий Смирнов: - Непонимании чего? Язык-то русский.

прот. Александр Березовский: - Повеление необычное.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, обычная наша жизнь, она вообще кошмар.

прот. Александр Березовский: - Человек привык, что Бог все прощает, и вдруг сталкивается в Евангелии с ситуацией, когда совсем все наоборот. И возникает конфликт непонимания.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Ну, что значит «привык»? Это же ересь.

прот. Александр Березовский: - Но эта ересь нравится.

прот. Дмитрий Смирнов: - Так человек сам себе создал еретическую концепцию Евангелия и ей следует. Но это не значит, что следуя этой отвратительной ереси, он достигнет Царствия Небесного.

прот. Александр Березовский: - Там, наверное, не стоит пока еще вопрос о Царствии Небесном.   

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, конечно, он реально не нужен таким людям. Им нужно, чтобы устроить себе здесь гарантированное благополучное существование.

прот. Александр Березовский: - А Царствие Небесное?  Его не могут представить люди.

прот. Дмитрий Смирнов: - А и не надо представлять. Это – невозможно. Это – непредставимо.

прот. Александр Березовский: - А человек все хочет через ум пропустить, через образы, ему привычные.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и на здоровье. А мы не препятствуем.

Тел.  звонок: - Один из моих единоверцев сказал, что акафист Сладчайшему Иисусу написал Александр Васильевич Суворов. Я искал эту информацию везде, чтобы подтвердить этот факт, но так ничего и не нашел. У меня сомнения. Хотелось бы, чтобы как-то вы прояснили ситуацию с этим.

прот. Дмитрий Смирнов: - А мне кажется, что ваш единоверец перепутал. Потому что Александр Васильевич создал канон. Я даже знаю храм, где этот канон читают постоянно. Насчет акафиста я вообще сомневаюсь, что Александр Васильевич, который жил в XIX веке, составил акафист. Тогда это не было так модно, как сейчас.

Тел.  звонок: - Какой грех загнал главного героя в футляр в рассказе А.Чехова «Человек в футляре»?

прот. Дмитрий Смирнов: - Малодушие.

прот. Александр Березовский: - Тоесть человек через малодушие потихонечку сам себя в него упаковал?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Человек ведь исполнен, таких стремлений, из которых, собственно, и состоит его личностное участие и бытие. Но некоторые вещи для него не комфортны. Они чреваты. И он себе строит ту жизнь, которую он считает оптимальной. И герой «Человека в футляре» оказался в футляре, который сам вокруг себя создал. 

прот. Александр Березовский: - Но порой человек создает то, из чего потом не может выкарабкаться.

прот. Дмитрий Смирнов: - Разумеется. Сколько людей вокруг себя создали тюрьму! Пять, шесть ходок – тридцать лет уже там провел и опять сел. Вот так…

прот. Александр Березовский: - То есть человек попал в порочный круг, из которого не хочет или не может вырваться?

прот. Дмитрий Смирнов: - Там сложно. Дело в том, что обычно эти люди, так глубоко завравшиеся, не знают, где у него цирк и какая-нибудь ария из какой-то оперы, а где настоящая жизнь. Потому что они все время что-то изображают. Играют какую-то роль.

прот. Александр Березовский: - Ну, в этом мире, видно, нужно себя так вести.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, не знаю нужно или не нужно. Но, во всяком случае, факт остается фактом.

Тел.  звонок: - В Послании к Коринфянам написано, что вступившим в брак не я повелеваю, а Господь. Жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим. Получается, что если женщина - инициатор развода, то она потом не должна выходить замуж. Да?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, у него есть еще другие слова, и другое место: молодым вдовицам повелеваю как раз замуж выходить, как бы не вышло чего плохого. Поэтому в данном вопросе, прекрасно понимая, сколь велик инстинкт продолжения рода, то многие люди, при замужестве особенно, поступают очень неосторожно. Потом, когда начинаются проблемы - не знают, куда бежать. Поэтому Церковь занимает позицию икономии – каждый священник смотрит, что в данном случае будет лучше: и для данного человека, и для детей, и старается выбрать оптимальное решение этой проблемы. И дает, исходя из этого, совет. А так, конечно, если брак развалился, не состоялся, ну, значит, человек оказался некомпетентным в строительстве домашней Церкви. Так и в архитектуре бывает. Например, Успенский собор, когда строили - то обвалился купол. Призвали мастеров из иностранцев и все-таки возвели. Со второй попытки.

прот. Александр Березовский: - Вот люди спрашивают: развелась – грех. Вступать во второй брак – грех. А как быть? Получается…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, человек вот спрашивает, вот грех, грех… Да, грех. А то, что ты едешь в трамвае и увидел, что у кого-то цвет сумки не подходит к чулкам – взял и осудил, это – не грех? Люди ежедневно грешат тысячью грехами – это ничего.

прот. Александр Березовский: - Не задумываются.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот. А тут вдруг задумалась.

прот. Александр Березовский: - Ну, вот, прочитала -  и это место заставило задуматься.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, вот и хорошо.

прот. Александр Березовский: - Тот грех, который мы совершаем ежедневно – его можно поправить, помолясь Богу, раскаяться и стараться, скажем, не осуждать. А тут уже все.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, как все? Выходят второй раз замуж.

прот. Александр Березовский: - И по слову Господню – прелюбодействуют.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: - То есть человек пребывает оставшуюся жизнь…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да большинству людей – это вообще как один мой приятель говорит – фиолетово.

прот. Александр Березовский: - Но это вопрос человека, которому не фиолетово. Иначе бы не спросила.

прот. Дмитрий Смирнов: - Я уверен, что в этом кроется желание определенного устроения собственной жизни.

Тел.  звонок: - Я хотела в продолжение к этому тексту сказать. А если, например, муж не хочет примиряться? Если он уже нашел себе другую,  уже женился?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, можно это рассматривать как смерть брака. Брак умер. И она свободна вступить во второй брак. Сейчас никакая епархия не будет препятствовать такому браку. Это я вам могу гарантировать.  

Тел.  звонок: - Замужем за неверующим, в браке почти три года. Муж работящий, не пьет, не хулиганит. Выяснилось, что он два года переписывается с другой женщиной. Сказал, что больше не будет. Но его поведение подсказывает, что кто-то есть на стороне. Мне очень больно и тяжело невыносимо. Скажите, пожалуйста, очень прошу, у нас реально сохранить семью? И как это можно сделать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Реально, только нужно много терпения, и постоянная молитва. 

прот. Александр Березовский: - Ну, если человеку стало интересно быть уже вне семьи - его терпением можно вернуть в семью?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Тоесть жена законная, она должна превзойти в четыре раза все достоинства той незнакомки, с которой он состоит в романтической переписке. 

прот. Александр Березовский: - Вот труд-то!

прот. Дмитрий Смирнов: - Я так твердо говорю, потому что есть опыт возвращения из этих странствований.

прот. Александр Березовский: - То есть, молитва и старание быть достойной женой, оно…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Достойная жена -  это та, которая сковородкой проломит ему голову. Он достоин таких вещей. А это сверх.

прот. Александр Березовский: - Тоесть это уже, можно сказать, христианский поступок?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, да. Совершенно верно.

Тел.  звонок: - Я бы хотела, чтобы Вы, отец Дмитрий, пояснили место из Писания. В Экклезиасте написано: живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь,  и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем… Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Здесь говорится, я как понимаю, что человек, когда умирает, он уже ничего не знает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это так думал Соломон. Ну, это совсем не 100% все так и есть. Дело в том, что о жизни загробной мы не знаем ничего. Эта загробная жизнь совершенно не может нами быть освоена, даже таким мудрым человеком, как он. Это его такая, можем сказать, богословская интуиция.

прот. Александр Березовский: - Нет, то, что умерший человек уже не имеет части с живыми на земле - той части, которую он имел, это – да.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это – очевидно.

Тел. звонок: - У сына в семье не ладится. Мне кажется, это от того, что они не венчаны. Подскажите, может ли помочь им укрепить семью венчание?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, конечно, нет.

прот. Александр Березовский: - То есть просто как Таинство Церкви, совершенное над двумя людьми…

прот. Дмитрий Смирнов: - Дело в том, что эти люди – они от Церкви далеки. И не ладится, потому что они не знают, как строить и что строить. Они, похожи, как говорится, на наше начальство. Они сами не знают, что стоить, никакой доктрины нет. Что касается образования  - нет, более - менее, с обороной как бы наладилось. А во всем остальном: куда идем, чего хотим, что строим? Совершенно в полной растерянности. Так же и здесь – то же самое. Взять и повенчать. Ну, повенчать! Отстоят они чин. Священник будет стараться, молитвы читать, но они поймут там что-нибудь? Никогда в жизни. И также мама говорит: вот, повенчаются, тогда… Да ничего тогда не будет.

прот. Александр Березовский: - Надеется на прозрение…

прот. Дмитрий Смирнов: - Это все равно, что: крестите ребенка – тогда он станет христианином. Да ничего подобного. Нужно воспитывать 20 лет, тогда вырастет. Причем воспитывать правильно.

прот. Александр Березовский: - Порой люди говорят: крестился несознательно, хотя уже в возрасте…

прот. Дмитрий Смирнов: - А женился, значит, сознательно?

прот. Александр Березовский: - А потом пришел к вере…

прот. Дмитрий Смирнов: - Где ж сознательно?  Так бывает один из ста тысяч, конечно.

прот. Александр Березовский: - У нас приблизительно такой процент ходящих в Церковь. 

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, вот. Всё хотят с помощью, ну, чего там, венчания. 45 минут надо отстоять. А, забыл: надо еще кольца купить. О! И тогда все у нас будет, расцветет. Да нет, по-другому. Разговаривать не умеют. Каждый чего-то ждет, бесконечные обиды, каждое лыко в строку.

прот. Александр Березовский: - Люди женились не для споров и не для ссор. Надеялись на семейное счастье.

прот. Дмитрий Смирнов: - Счастье  нужно строить. Оно не спускается на облаке.

прот. Александр Березовский: - А пытаться выяснять отношения – это полезно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Смотря, в какой манере. Если от этого выяснения отношений соседи с первого этажа милицию вызывают – это ничего не даст.

Тел.  звонок: - Я хочу спросить по молитве. Вот молимся, когда обращаемся к Господу Богу: вера же вместо дел да вменится мне. Вот, верующий человек, говорит: я верующий в душе. Он спокойно, например, дома помолится и о живых и об усопших…

прот. Дмитрий Смирнов: - Какой молодец!

В праздник ближайший, например, завтра – дома посидит, отпразднует этот праздник, вера в нем тоже присутствует. И верующий человек, который понимает уже, но можно сказать, правильно или неправильно это слово – воцерковленный, который и в церковь сходит, помолится, подготовится, причастится. Вот какая вера вменяется вместо дел?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никакая. Вера та, которая человека преображает. Вот эта вера настоящая. Когда человек живет уже не сам по себе, не по тому, как люди говорят, а согласно со Священным Писанием. У человека поступки другие – они становятся Евангельскими. Он руководит своими поступками таким образом, чтобы не нарушить Слово Господне. Вот эта вера – настоящая. Ходит в Церковь – хорошо. Не ходит – хуже, но то же самое. Ну, сходил в Церковь. А спроси: зачем? Человек автоматически делает что-то. А живой связи с живым Богом у него нет. Вот поэтому эта вера – мертвая. 

прот. Александр Березовский: - Сегодня утром как раз в Евангелии читалось о сотнике, который просил за своего слугу. Вот пример веры.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот это истинный верующий христианин. Да, так для этого и Евангелие написано, чтоб не только какие-то декларации были, а дает нам примеры настоящей веры. Вот мальчик болел у одного гражданина, тот помолился: Господи, верую, помоги моему неверию. И Господь исцелил отрока. Вот и смотри, человек, и наблюдай: вот почему ты молишься, а у тебя ничего происходит, а вот этот помолился -  и все произошло. В чем разница между его молитвой и твоей?

прот. Александр Березовский: - Вроде все также делает и теми же словами…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, не делать надо, а нужно к Богу гореть сердцем.

прот. Александр Березовский: - Вот этот сотник. Признает свое недостоинство даже выйти навстречу Спасителю. И Господь, отвечая на его смиренные слова, говорит: и в Израиле не нашел такой веры. Тоесть в этом его недостоинстве Господь узрел веру.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Потому что наша вера христианская зиждется на смирении. 

Тел.  звонок: - У нас в стране когда-нибудь будет  цивилизованное обращение к друг к другу? Или так мы и будем вечно: «бабули», «бабуси»?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я сомневаюсь. Если бы вы посмотрели на состав наших учителей - то, конечно, мы этого не дождемся.

прот. Александр Березовский: - А почему именно учителей, а не родителей?

прот. Дмитрий Смирнов: - Родители – это вообще – тушите свет, сливайте бензин.

прот. Александр Березовский: - Все-таки основные понятия из семьи же идут!

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, вот, многое из того, что идет из семьи, хорошо бы, чтобы школа выкорчевала.

прот. Александр Березовский: - Но вы говорите, что школа – это вообще…

прот. Дмитрий Смирнов: - А школа – вообще – да.

прот. Александр Березовский: - Хуже не придумаешь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Придумать можно. Но, конечно, это… В школе сейчас воспитанием не занимаются. А если даже что-то, ну такое… Ну, вот в одной школе  девчонка выкрасила в синий цвет волосы. Ее не пустили в школу. Так что? Пришла маманя и подала в суд. Но суд, естественно, присудил, что они правы. Вместо того, чтобы ремня ей выписать, сказать: тебе не нравится наша школа? Иди в другую! Где все с синими волосами и еще как обезьяны прыгают по партам. Ну, просто дикость полная.

На ваш ответ я хочу задать вопрос. Вы мне вот в отношении веры ответили, что вера - та, которая человека преображает. Преображает в том свете, как Господь ждет…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. В Евангельском свете. Совершенно верно.

Тел. звонок: - Это как, очень горделиво думать, если человек просит в молитвах чего-то, и это свершается? Может быть, не все свершается, но свершается. Это что же получается? Можно надеяться, что это по вере? Или больше по милости Божией?

прот. Дмитрий Смирнов: - А это совершенно одинаково. Понимаете? И по вере, потому что мы с верой молимся Богу, и милость Божия к нам обращается. Благая и всесовершенная. Просто, мы, понятно, не относим это к каким-то своим усилиям, потому, что они были ничтожны.

прот. Александр Березовский: - Вот, человек неверующий решил обратиться к Богу -  и Господь ему ответил на его молитву.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

прот. Александр Березовский: - Там еще веры нет. Там сплошные сомнения…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Ну как же нет веры, если человек обращается к Богу? С этого вера и начинается.

прот. Александр Березовский: - Господи, если Ты есть….

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, даже без «если».

прот. Александр Березовский: - Человеку просто…

прот. Дмитрий Смирнов: - Просто говорится: вот, Господи, люди некоторые, вот, Пелагея Захаровна, говорят, что Ты есть. Будь добр, Тебя прошу, у меня собачка убежала, сорвалась с ошейника, и я два дня не могу найти. Ну, пожалуйста. И вдруг: Ав, Ав, Ав. Оказывается, она уже на пороге.

прот. Александр Березовский: - Да, это, конечно, просто и умиляет, и удивляет, и преображает. Вот тут уж точно.  

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, да. И преображает. И человек после этого начинает метаться: хочу как-то поблагодарить. Приходит, тыкает пальцем в свечки. Вот эта сколько? Ага, эта пятьсот рублей? Ну, это дороговато… Вот, сто. Раз – поставит. Не знает куда ставить, но видит – здесь много горит, там, на каноне, что за упокой. Он просто не знает – и ставит. И стоит. И блаженствует. И уже вот этот акт состоялся. И пожертвовал на храм сто рублей, и поблагодарил Бога, и для своей собачки что-то такое сделал, сходил, там, поблагодарил. То есть целый  кусок жизни… И началась религиозная жизнь. Пока еще до христианской далеко. Но начало положено. Второй раз, когда чего-нибудь потеряется – ключ от сейфа – то так же сразу же будет: Господи, помоги! Сначала с такой ерунды человек начинает, а потом уже приходит к более важным вещам.

прот. Александр Березовский: - Как Господь сказал: кто именем моим творит чудо, тот Меня уже злословить не будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Тел. звонок: - Я молюсь за близких своих родных, за брата, в том числе. Вот, он мне звонит и говорит, чтобы я не молилась Господу, не просила его привести к вере и покаянию…

прот. Дмитрий Смирнов: - А вы ему что, докладываете? Или чувствует вашу молитву? Что-то потянуло в церковь…

Тел.  звонок: - Да, как-то потянуло его в церковь. И он один раз пришел и сказал: куда мне идти? В какой монастырь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, Господи! Пусть интернет откроет – там карты всех монастырей.

Тел. звонок: - А мне за него все равно молиться?

прот. Дмитрий Смирнов: - Понимаете, моя хорошая, это – по любви. Если вы любите человека, желаете спасения его души, если он вам дорог -  то вопрос как-то и неуместен.

прот. Александр Березовский: - Но сам человек просит – не молись.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но мало ли что человек просит!

прот. Александр Березовский: - Некоторые говорят: когда умру, сожгите, а прах развейте.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот еще. Сам развевай! Некоторые там нагородят, нагородят. А вообще говорят: вы мой труп заморозьте, и еще всякие сложности создают. Нет уж. Есть контора «Ритуал». Мы так и будем действовать.

Тел. звонок: - Мой супруг, с которым мы в браке уже более десяти лет, начал требовать, чтобы я везде носила платок, апеллируя тем, что платок – это символ власти мужа над женой. Я пыталась полгода смиряться – носила. Но просто смотреть на себя в нем не могу, если я в нем вне храма или монастыря. Подскажите, как в этой ситуации мне правильнее поступить?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это надо на вас посмотреть и на мужа. Получается, как с пионерским галстуком: у нас тоже ребята из школы выходят – сразу галстук снимают, скомкают  - и в карман.

прот. Александр Березовский: - А в школе надо чтоб был… 

прот. Дмитрий Смирнов: - А в школе, потому что при входе завуч стоит.

Тел. звонок: - Мне кажется, что между православными недостаточно любви и общения. В некоторых приходах люди даже не общаются. Причастие из одной чаши – оно, получается, людей не объединяет? Тоесть мы должны еще что-то делать по отношению друг к другу? И некоторые приходы даже как будто не хотят к себе пускать, что ли? Вот, может быть, мне это кажется, я не знаю.  

прот. Дмитрий Смирнов: - Мне тоже думается, что вам это кажется. В каждом приходе есть центр такой – община – когда все друг друга знают.

Тел.  звонок: - А как в эту общину влиться – вот вопрос. Потому что иногда кажется, что ты чужой, лишний, и не знаешь, куда податься.

прот. Дмитрий Смирнов: - Если вы ходите только месяц – пока еще чужой.

- Нет, не месяц.

прот. Дмитрий Смирнов: - А так, если вы глазки, ушки откроете, то… И вообще, судя по всему, вы человек веселый и коммуникабельный. Вы там выберите человека и что-нибудь спросите. Через одного человека можно добро какое-то сделать другим?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вы можете два даже, а не через одного.

Тел. звонок: - В интернете такое видео появилось, как в Азербайджане в метро девушка в шортах ехала, и на нее ополчился весь народ. Ее так стыдили! И я думаю, почему мы так не делаем? Вот как вы считаете, можно ли делать замечания? Или просто надо смиряться с тем, что такая безнравственность? Вот я, например, переживаю, потому что у меня есть муж, и ему вредно  смотреть на таких женщин. Ну, в общем, как-то так…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, как-то так я понял. Почему? Ну, потому что с мусульманским укладом жизни советская власть не боролась так серьезно, как с Церковью. Поэтому не все удалось вытравить на окраинах нашего огромного государства. 

прот. Александр Березовский: - У них есть традиционные понятия о благочестии…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. А у нас – ничего, у нас все вычищено.

прот. Александр Березовский: - Ну, как вернуть людям?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это все равно, что опять вернуть джина в бутылку. Если человек развращен, то он никогда не станет целомудренным. Это  невозможно.

прот. Александр Березовский: - То есть, нужно воспитывать новое поколение в новом духе.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно так. Только так.

прот. Александр Березовский: - Некому.

прот. Дмитрий Смирнов: - И некому, и потом  - посмотреть на нашу эстраду, на наш драматический театр, на наш спорт. Там же понуждают девчонок надевать такие платья, которые вызывают вполне определенные эмоции. 

Тел.  звонок: - Как вы считаете, правильно ли я сделала, что мужу предъявила ультиматум: пока не бросит курить – пусть не подходит ко мне, потому что у нас уже трое детей. А я считаю его безответственным человеком, раз он губит свое здоровье. Сколько людей раньше умирают от этого!

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, говорят, много. Не знаю. Господь нас научил о дереве судить по его плодам. Если в результате вашего ультиматума он бросит курить – значит,  это правильный поступок. А если в результате он уйдет к другой, которая будет терпеть его запах табака –значит, ваш поступок был неправильным. Подождем – увидим. 

прот. Александр Березовский: - Но ошибиться-то не хочется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, а я и не хочу, чтобы кто-то ошибся. Особенно, чтобы я ошибся.

прот. Александр Березовский: - Поэтому советы не дают.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, вот: правильно ли я поступила? Посмотрим. Дерево-то еще не выросло.

прот. Александр Березовский: - То есть она уже поступила, уже ультиматум озвучен. И теперь будем ждать, чем все закончится.

Тел. звонок: - Что значит: не суди, не осуждай? А сделать замечание – это судить? Вот мне, например, нравится, когда мне говорят, что я поступаю нехорошо. Считаю для себя это полезным.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот врет-то! Не могу даже слушать это вранье.

прот. Александр Березовский: - Чтобы человеку нравилось?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно.

прот. Александр Березовский: - Ну, вот, считает полезным и, наверное, действительно извлекает урок?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, когда пишет вопрос -  принимает такую позу и считает, что кто так делает -  тому это очень полезно. Но когда его коснется – будет недоволен и говорить: «не учи ученого».

прот. Александр Березовский: - То есть, это все только на уровне теории.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

Тел.  звонок: - По телевизору прошла информация о том, что какие-то две церкви в Италии отказались от Константинопольского Патриархата и перешли под омофор Русской Православной Церкви Зарубежом. Будьте добры, скажите, возможно это по канонам? Или это утка?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю. Но это не утка. Уже такое движение началось. Я с большим вниманием слежу, что у нас будет в Париже с нашими русскими приходами.

прот. Александр Березовский: - Ну, вообще, по всему миру может такое начаться. Гонение на Московский Патриархат.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Тут гонения никакого нет. Люди переходят от Константинополя в Русскую Церковь.   

прот. Александр Березовский: - Тогда будем строить храмы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Будем, конечно.

Тел.  звонок: - Объясните, простить человека, когда он просит у тебя прощения, осознает, что обидел, нужно обязательно. А если человек хамит и не считает это за грех -  нужно ли все равно прощать хамство, даже если оно неосознанно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Если человек хамит – с этим человеком не надо общаться. А будет он тебе как язычник и мытарь.

прот. Александр Березовский: - Приходится с этим человеком сидеть пять дней в неделю в одной комнате на работе.   

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, во-первых, можно сменить работу. Во-вторых, можно пожаловаться начальству. В-третьих, можно это все снять на мобильный и выложить в интернете. Да мало ли, Господи! Какой беспомощный прямо наш  народ!

прот. Александр Березовский: - Иногда и знают, как поступить, да боятся согрешить, как бы это не было воспринято как месть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, какая ж тут месть? Это – благородный поступок, увещевающий человека от хамства. Только сейчас разбирали – это же польза.

прот. Александр Березовский: - А, сделать такое замечание…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Сказано же: обличи его перед одним, двумя, потом перед всей братией. Чего тут?

прот. Александр Березовский: - Потом скажи Церкви, а дальше уже…

прот. Дмитрий Смирнов: - А дальше уже, что было дальше?

прот. Александр Березовский: - Уже все, уже все.

Тел. звонок: - Был в монастыре год. Приехал. Обвенчался. Живем. Она у себя на втором этаже, а я у себя на первом. У нее мама, брат, собаки. Ко мне заходит утром и вечером. И так уже четыре года. Есть желание уехать обратно в монастырь. Но жена-то как? Правильно ли это будет?

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо разговаривать.

прот. Александр Березовский: - Ситуация слишком… непонятна.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да нет. Поднялся к ней на второй этаж и побеседовал. Если не успел – отложи на вечер.

прот. Александр Березовский: - Когда придет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: - Ну, видно устраивает их такое общение.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, если бы устраивало, он бы не стал писать.

прот. Александр Березовский: - Возникла мысль уехать, в монастыре там…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ой, ну, мало ли что мысль возникла? Вот у меня возникла мысль, сегодня мне ее напомнили, стать китайским императором. Ну, возникла, я с ней сживаюсь.

прот. Александр Березовский: - Но пока не предлагают.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет пока.

прот. Александр Березовский: - Ну, может быть, когда-нибудь это случится.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, поживем, увидим. Если не забуду только.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, ну, а вообще когда супруги живут порознь? Ну, так мирнее, что ли? Это вообще для семьи не разрушительно ли?

прот. Дмитрий Смирнов: - А семьи-то нет. Поэтому тут разрушать нечего.

прот. Александр Березовский: - Ну, есть брак, в котором они состоят.

прот. Дмитрий Смирнов: - Брак – это есть процедура. А семья – это новое качество жизни телесной, душевной и духовной.

прот. Александр Березовский: - При многообщении возникают ссоры, и вот, чтобы ссор избегать… 

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, ну, что значит: ссоры возникают? Это же не солнечное затмение. Луна встала между Землей и Солнцем -  и возникло затмение. Если ссора возникла – значит, эти два человека что-то такое совершили действием или словом, из-за чего произошла ссора. Требует анализа и выработки соответствующего поведения.

прот. Александр Березовский: - Человек раздражает. Ну, может быть, какими-то своими поступками, словами или многословием. И призыв немножечко уменьшить – игнорируется. И вот тогда возникает либо ссора…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, значит, люди вообще не готовы к семейной жизни. Потому что она вся основана на том, чтобы терпеть друг друга.

прот. Александр Березовский: - То есть те недостатки, которые выявлены уже…

прот. Дмитрий Смирнов: - Брак – это же школа терпения, еще это - школа любви. Семья-то строится на любви. А любви не бывает без терпения.

прот. Александр Березовский: - А та любовь, которая людей соединила, она как-то вот…

прот. Дмитрий Смирнов: - Это влюбленность.

прот. Александр Березовский: - Даже при том, что люди, может быть, несколько лет были знакомы перед свадьбой.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, знакомство знакомству рознь.   

прот. Александр Березовский: - То есть, вряд ли они изучили друг друга.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, конечно.

Тел.  звонок: - Человек, допустим, хочет причаститься в воскресение, а в субботу, батюшка сказал, если этот день не приходится на среду и пятницу, перед причастием -  то можно и скоромного поесть и даже мясо поесть. Ничего в этом страшного нет. Главное, чтобы на среду и пятницу этот день перед причастием не приходился. Так ли это?

прот. Дмитрий Смирнов: - Разбирайтесь со своим батюшкой. Кто я, чтобы судить чужого раба? Каждый перед своим Господом стоит или падает. Чего я? Церковный, что ли, суд? Поэтому  - выясняйте.

прот. Александр Березовский: - Вот, люди сталкиваются с разным мнением разных батюшек.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Разумеется.

прот. Александр Березовский: - Один говорит: ни в коем случае, другой говорит: ничего страшного.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - И у человека возникает непонимание. И что дальше?

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо Евангелие читать. И в духе его понимать. Нужно понять, что страшно, а что не страшно. А тут вопрос, что правильно, а что неправильно? Ну, это же не христианство уже, а фарисейство. Совсем другая вера.

Тел.  звонок: - Я стараюсь жить семейной жизнью и терпеть, учиться терпению, но все равно случаются срывы. Еще тем более идешь «против шерсти», например, в детский сад детей не отдаешь, все считают тебя ненормальной.   Устаешь просто от этого непонимания. Что делать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Устаешь – отдохни. Вот я сегодня так устал – лег и уснул. И сейчас чувствую себя прямо замечательно. Потому что как бы продлил себе рабочий день.

Всего доброго! До свидания!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+