Перейти к основному содержанию

21:13 14.11.2018

Я хожу в храм, но нечасто. Пробовал ходить каждое воскресение, но, видимо, это для меня сложно. Насколько нужно себя к этому понуждать?

02.11.2018 11:56:39

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/06/21-00

о. Дмитрий: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную программу в прямом эфире.

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие слушатели. Сегодня Церковь вспоминает святителя Иннокентия митрополита Московского, который много потрудился на ниве просвещения нашего Севера и  Сибири.

Нам задали вот такой вопрос: почему в наше время Церковь  мало участвует в обсуждении насущных вопросов жизни? Ведь мнение Церкви помогло бы людям знать правду, возможно, привело бы их к Богу? Такой вот миссионерский подход у них.

о. Дмитрий: - Странно мне это слышать, потому что  Церковь постоянно это обсуждает. Например, тот, кто написал нам это письмо -  крещен, он член Православной Церкви. Он считает этот вопрос актуальным, поднимает его, а мы на него отвечаем. Так что я не понимаю, почему задаются такие вопросы. По радио и по телевидению об этом идут постоянные разговоры, дискуссии.

о. Александр: - Видно, человеку хотелось бы обсуждать политические или экономические проблемы….

о. Дмитрий: - И такие у нас есть. Политологи целые часовые передачи проводят по разным аспектам.

о. Александр: - Сейчас Церковь активно участвует в обсуждении социальных и политических проблем.

о. Дмитрий: - Дело в том, что доза этой активности может быть разной. Руководство, например, телеканала «Спас», который сейчас в стадии реформирования, очень  много всего изменило. Нельзя сказать, что проблемы не обсуждаются. Будет еще больше,  но всегда кому-то недостаточно. А другие будут говорить: зачем им эта политика? Смотри «60 минут», люди орут в течение часа так, что не разберешь, кто и что говорит. Странная политика  редакции - набирают таких спикеров, которые все время орут, причем одновременно. И понять, о чем речь, невозможно. Нужно смотреть на замедленной пленке.

 И вообще такая мода пошла: орать и одновременно включать микрофон. Задача-то простая - взял и выключил, чтобы сначала один говорил, потом другой. Нет, не делают так. Разве так  положено на церковных каналах?

Я не смотрю подряд все каналы. Вот, миссия, митрополит Иннокентий. Тогда не было ни радио, ни телевидения, в газетах он не шибко много выступал. Отдельные его рассказы, поучения, проповеди, конечно, печатались. Но все равно….

о. Александр: - Он с живым словом ездил.

о. Дмитрий: - Да, выдающийся наш иерарх, украшение Церкви.

Вопрос: - Мы знаем, что ничто без воли Господа с нами не происходит, в том числе и рождение детей. Если муж имеет семью на стороне, и там тоже рождаются дети, как это понимать?

о. Дмитрий: - Это понимать не надо, чего тут понимать? Прелюбодеяние. Как это понять? Что тут вообще понимать?

о. Александр: - Что Господь благословляет появление детей в таком сожительстве.

о. Дмитрий: - Например, когда началась война, в которой погибло 50 миллионов человек. Если так думать, что на все воля Божия, то разве может быть эта воля на то, чтобы была война, в которой погибло 50 миллионов человек? Или угодно Богу, чтобы война унесла жизни миллионов в Северной Африке и на Ближнем Востоке? Человек изрекает некую сентенцию, на основе нее делает ложный вывод, потом спрашивает: как тут чего? Так это совсем не так. Господь благословляет только на добро. А в таких ситуациях Господь не благословляет на добро. Это чревато большими несчастьями.

о. Александр: - Господь творит душу ребеночка, рожденного в таком сожительстве.

о. Дмитрий: - Конечно. Он участвует. У Бога сирот нет. Мы не знаем, как Господь потом устроит, и что из этого выйдет. Но ясно, что все участники этого события в разной степени неправы перед Богом. А дети - плод этого всего. Понятно, что они будут страдать.

о. Александр: - Может, через страдания детей родители изменятся?

о. Дмитрий: - И так бывает.

о. Александр: - Господь всегда преследует благо. Невидимое нами.

о. Дмитрий: - Он просто умеет так делать, что даже то зло, которое мы совершаем в этой жизни, может претворяться в добро. Если в человеке будет усилие покаяния, молитвы.

о. Александр: - То зло, которое мы видим, не надо расценивать, как некий завершившийся этап.

о. Дмитрий: - Не надо расценивать, как вообще благо. Господь не этому учил.

о. Александр: - Господь сказал: плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю.

о. Дмитрий: - Да, Господь дал нам такой механизм. Но Он же дал нам и семью.

Вопрос: - Моя знакомая все время говорит, чтобы Бог поскорее ее забрал и даже просит помолиться об этом. Вправе ли мы просить у Бога смерти?

о. Дмитрий: - Право тут ни  причем. Молиться  - это право каждого. Но молиться о смерти другого человека  - это плохое дело. Податель жизни - Господь. А если человек молится о смерти кого-то -  то, значит, Господь что-то не так делает. Мы сами лучше знаем, кому помереть поскорее.

о. Александр: - Есть чинопоследование о тяжкостраждущем.

о. Дмитрий: - Это мы молимся о прекращении страданий. А не о том, чтобы поскорее забрал.

о. Александр: - Но вот, у человека кончается терпение, доверие к Богу?

о. Дмитрий: - Кончается терпение - значит, он верит в то, что лучше знает, сколько кому надо потерпеть. На этом и зиждется эвтаназия.

о. Александр: - Говорит, чтоб Бог забрал. А если сейчас -  то не Бог. А Бог в свое время.

о. Дмитрий: - И потом подумай, куда. Может, в преисподнюю? Устраивает такой вариант?

о. Александр: - Об этом мы не думаем.

о. Дмитрий: - А надо подумать.

Вопрос: - Я работаю учителем, мне 55, продолжать ли мне работать или уходить с работы?  Чтобы спокойно поститься, соблюдать праздники, ходить в Церковь, готовиться к вечности, а не быть в постоянной нервотрепке?

о. Дмитрий: - Если Ваша работа, которую Вы любите -  это постоянная суета и нервотрепка, то нужно было ее оставить еще раньше. Но если Вы справляетесь, работа приносит Вам счастье, если Вы видите, что делаете добро, что Господь вами доволен, то можно трудиться. Это не труд ничей, никому не нужный. Труд не только учителя, но и спортсмена может быть угоден Богу. Никакие занятия человека не мешают ему. Кроме занятия воровством, или казнокрадством, или обворовыванием пенсионеров. Это не годится.

А обычный честный труд, дворник ли ты или заведующий лабораторией в академическом институте, занят ты с утра до вечера или же у тебя есть библиотечных полдня - это как сложилось. Сам человек должен чувствовать. Судя по тому, что у Вас возник такой вопрос -  пока еще Вы можете уйти на пенсию, я бы на Вашем месте уволился. А если любите педагогику -  выучите учебник протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий» и в воскресной школе преподавайте деткам Закон Божий.

о. Александр: - Вопрос возник, потому что человеку хочется больше угодить Богу.  И считается что пребывание в молитве, посте, богослужении, больше угодно Богу, чем работа.

о. Дмитрий: - Это мечты. Человек думает: оставлю свою рыбную ловлю, продам сети, буду жить тем, что скопил, буду молиться, читать Писание…. Да никто не будет. Мечты все это. Попробуй. Сейчас я директор совхоза, а послезавтра пойду в монастырь, иноком на воротах стоять. Это все маниловщина.

о. Александр: - Книжки располагают к таким мечтам.

о. Дмитрий: - Я слыхал про это. Да, именно так. Поэтому умудренные старцы некоторым не давали их читать.

о. Александр: - Зная такую склонность.

о. Дмитрий: - Да, да.

о. Александр: - А если человек с любовью относится к своей работе, честно трудится -  то он угоден Богу.

о. Дмитрий: - Но если ему 55 лет, и наше, весьма любящее людей государство, и наши замечательные чиновники, которые для каждого просто благодетели – ему поспособствуют… Ну, вот, хотя бы взять наших дольщиков, которые по 20 лет ждут квартиры!  Деньги у них отобрали жулики, а они все истратили, не на что жить, а проблема не решается и не решается. Вот, дают пенсию – попробуй, проживи на нее! Старость быстро накатывает. Это недаром был избран такой возраст: для женщины 55, для мужчины 60. Сейчас ситуация немного изменилась, люди стали жить подольше, но это не значит, что они перестали болеть.

о. Александр: - Болезни омолодились.

о. Дмитрий: - Нет, просто раньше не лечились. Я помню, на работе был мужик работящий, так вот он работал, плохо чувствовал, жаловался немного, но к врачу не ходил, таблеток никогда не пил. В один непрекрасный день взял и умер. А ему не было 55!

 А сейчас лекарств надо принимать  побольше, а они дорогие. При этом каждый, как говорит апостол Павел, поступай по рассуждению собственного ума. Ведь обстоятельства жизни у всех разные.

Вопрос: - В молитвах утренних о живых: «Даруй мирная Твоя и премирная благая». Что это значит?

о. Дмитрий: - Надо мне текст посмотреть. Нужно знать немного раньше и немного позже текст -  тогда можно сказать.

Вопрос: - Дайте совет, как не забывать хорошее, которое было до Крещения? Есть большой соблазн воспринимать все в черно-белом свете.

о. Дмитрий: - Тогда все записать, над кроватью повесить, и будете помнить, если Вам это дорого. Можете разрисовать в цвете. Чтобы не забыть - люди записывают.

Вопрос: - В начале церковной жизни была ревность о Боге, со временем она стала уходить. Хожу в храм, стараюсь жить по-христиански, но того горения сердца, которое было в начале, уже нет. Почему? Как его вернуть?

о. Дмитрий: - Вернуть можно только подвигом.

о. Александр: - Сначала Господь дал человеку….

о. Дмитрий: - Да, Он дал даром. У святых отцов это называется «призывающая благодать».

о. Александр: - Чтобы человек знал, к чему стремиться.

о. Дмитрий: - К чему стремиться, чтобы почувствовал вкус благодатной жизни, чтобы помнил, как должно быть. А потом уже сам.

о. Александр: - То есть, заставляет человека трудиться?

о. Дмитрий: - Лучше сказать «понуждает». Заставлять -  это насилие. А понуждение  - это не насилие. Обязательно участвуют здесь рассуждение и  воля человека. Тогда возникает горение.

о. Александр: - То есть, человеку нужно понять, что чтобы вернуться к горению -  он должен прилагать больше усилий, чем раньше.

о. Дмитрий: - Не то, что понять, а надо захотеть, не давать остывать очагу.

о. Александр: - Это сложнее.

о. Дмитрий: - Но христианин-то должен расти! Задача все усложняется. А если человек все правильно делает и все возрастает -  то все это завершается мученичеством.

о. Александр: - И приносит плод. Кто 30, кто 60, а кто 100-кратный. А на неглубокой земле дерево быстро вырастает, но не дает плода.

о. Дмитрий: - Да, к сожалению.

Вопрос: - Муж постоянно напоминает, что я его жена и должна слушаться. Сам же живет, как ему нравится, не считаясь ни с моими просьбами, ни с нуждами семьи. Только требует внимания к себе. Я стараюсь быть хорошей женой, но моя покладистость его развращает. Как правильно мне вести себя в такой ситуации?

о. Дмитрий: - Как? Выключить покладистость.

о. Александр: - И создать конфликт? Он же уже привык.

о. Дмитрий: - Так привык – тогда  пусть добивается того, чтобы ему объяснили, что случилось. Жена подождет, а потом пусть объяснит ему. Потому что мол, моя жизнь -  это игра в одни ворота. Но это не футбол, чтобы одни пенальти забивать. Вот, ты напоминаешь, что ты мне муж. Я же и так  все помню: число, загс, вот только не помню, а был ли муж? Потому что отношение того человека, с которым я оказалась зарегистрирована, совершенно не как мужа к жене, а скорее дедушки к внучке, который чему-то учит все время. Не вижу ни любви, ни уважения, ни тепла, ни заботы. А в Священном писании что написано про мужа? Мужья, любите своих жен, как свои телеса. А я этого и не чувствую. Так что я решила тоже всю заботу и требования абсолютно игнорировать. По русской пословице - как аукнется, так и откликнется. И посмотрим, что будет. Вы нам расскажете, а мы, исходя из этого, сделаем следующий шаг.

о. Александр: - Страшно на такое решиться.

о. Дмитрий: - Раз человек звонит, то он хочет совет. Я его даю. Совершенно бесплатно. Человек хочет выйти из этой ситуации, иначе -  почему она спрашивает. Если она смирилась до зела, будь что будет, я со своего креста не сойду - это очень похвально. Но, может быть, добрая женщина захочет изменить ситуацию -  я рассказываю, как можно сделать.

о. Александр: - Остаться в таком положении, нести крест свой - это похвально. Но если тем развращаешь другого?

о. Дмитрий: - Смотря, какая цель. У каждой женщины в браке своя цель. Исходя из целеполагания,  и нужно строить стратегию супружества. Та, которую выбрал муж, явно нехристианская.

о. Александр: - Что больше на человека может повлиять: любовь, с которой к нему относишься или вот такие жесткие рамки?

о. Дмитрий: - Допустим, эта добрая женщина не солгала ни капли. Вот, она все делает так, как она сказала, а он вот так. Сама же говорит, что такое терпение развращает! Мы исходим из вопроса. А, может, если с ним поговорить -  то он скажет, что она змея и он еле терпит ее, чтобы не задушить ради детей и внуков? Все время придирается, все ей не так, деньги давай - а где я их возьму? Мы же не знаем ничего! Мы рассматриваем некую притчу. Есть завязка у этой притчи, женщина нам рассказала. С ее слов мы знаем всё. А может все совсем не так.

о. Александр: - Любая ситуация требует рассмотрения с разных сторон. Особенно когда люди рассказывают о ситуации в семье, как она разнится.

о. Дмитрий: - Да, и потом бывает: жена и муж говорят, и даже в голову не приходит, что это муж и жена.

Вопрос: - Я хожу в храм, но нечасто. Пробовал ходить каждое воскресение, но, видимо, это для меня сложно. Насколько нужно себя к этому понуждать?

о. Дмитрий: - Ровно настолько, насколько любишь Господа нашего. Любишь на 15 копеек -  так и ходи. Любишь на рубль пятьдесят -  тогда так. Я не раз приводил слова одной женщины, которая всю жизнь в храме трудилась. Такая простая деревенская женщина. Как раньше говорили про таких - неграмотная. Так вот, она говорила: сколько в храм походишь -  столько в Царствии Небесном и побудешь. Замечательно. Я это на всю  жизнь запомнил. У нее было много таких народных изречений.

о. Александр: - Для человека, вкусившего благодати Божией, лучшего места, чем храм, просто не существует.

о. Дмитрий: - Так оно и есть. Даже любой монастырь. Вот, в монастыре братия начинает храмы строить. Смотришь - небольшой монастырь, а храмов несколько. Храм - лучшее место на земле.

Вопрос: - Сыну 8 лет. Второй год ходит на дзюдо, ему нравится. Но мы с мужем стали замечать, что приходит с тренировки раздраженный. Недавно выяснилось, что ребята там его периодически обижают. В таком случае -  надо ли его водить на секцию?  Не принесет ли она больше вреда, чем пользы?

о. Дмитрий: - Так и надо папе решать. Сходить, посмотреть, разобраться с обидчиками, с тренером. Папа должен защищать своего сына. Что за папа, который только замечает? Кто будет меры принимать?

Вопрос: - Знали ли святые, что они святые?  Не грешно ли иметь такой помысел?

о. Дмитрий: - Святые знали очень твердо, все до одного, что они великие грешники. А некоторые, как апостол Павел, вообще говорили, что я первый грешник из первых.

о. Александр: - И Иоанн Златоуст говорил: «от них же первый есмь аз».

о. Дмитрий: - Это он слова апостола Павла повторял. Жил попозже, цитировал. Таких святых не было. Потому что святой свят не сам по себе, но тем божественным светом, который исходит от Бога и входит в его сердце. Поэтому он в свете этом видит все свои прегрешения ярко и отчетливо. Гораздо лучше, чем все остальные. Чем больше человек свят, тем он больше видит, что он грешен.

о. Александр: - Один старец, умирая, плакал. Ученики спросили, что ему ли плакать, его жизнь – всем  образец? А он сказал: не знаю, начал ли я каяться.

о. Дмитрий: - Это правильное устроение. Это он так говорит, как положено. Как вы? Ну, грешим помаленьку. Так, фальшиво Человек изображает собой святого отца VIII - го века. На самом деле  -  это цирк на Цветном бульваре.

Вопрос: - Могут ли родители поддерживать финансово своего сына 25 лет, который создал свою семью?

о. Дмитрий: - Конечно, могут. Я знаю, поддерживают родители и до 55, и с удовольствием. А когда им говоришь, что вот, помрешь -  кто тогда будет поддерживать, то в ответ - ну как же? Это же мой сын! Тут ничего не сделаешь.

о. Александр: - Ищет работу, но сложно найти. Нет, чтобы к таджикам обратиться: ребят, вас тут 10 миллионов, и все находят работу. А я никак не могу. Возьмите меня в бригаду.

о. Александр: - Специальности не обучен.

о. Дмитрий: - Так закончи ПТУ или колледж.

о. Александр: - В Библии сказано: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. А почему смеяться грех, ведь нужны положительные эмоции?

о. Дмитрий: - Смех без причины -  признак сами знаем чего. Для этого даже специальная терминология есть. Поржать, и другие глаголы.

о. Александр: - То, что происходит, смехом часто трудно назвать. Юмористические шоу очень популярны.

о. Дмитрий: - А водка не популярна? А шутки эти ниже пояса? Все ржут. Почему? Им нравится. Положительные эмоции.

о. Александр: - Жизнь - сплошной стресс, и надо из него выходить.

о. Дмитрий: - А вот большинство и лечится водочкой. А в Грузии сейчас марихуаны покурил -  и хорошо. Говорят, что можно. Я читаю в газете - глазам не поверил. А основания не верить нет.

о. Александр: - Развиваемся.

о. Дмитрий: - Передовая страна. С блестящей демографией. Огромным количеством молодежи.

о. Александр: - Как заставить сожителя сестры работать? Разговоров не понимает. Манипулирует сестрой, знает, что она не оставит его. И сестру жалко, и его терпеть   уже сил нет. Как быть?

о. Дмитрий: - Странно. Взрослые люди делают то, что им нравится, спасаться не хотят. Если хотите, чтобы сестра Вас возненавидела, то попытайтесь ее освободить от него.

о. Александр: - Это вряд ли получится.

о. Дмитрий: - Конечно, не получится. А ей  нравится в наложницах ходить. Человек хорошо устроился: покормят, постирают, в постельку уложат. Дурак он, что ли, работать?

о. Александр: - У сестры сердце кровью обливается.

о. Дмитрий: - Всегда оно у кого-то обливается кровью. Одни проливают кровь, а у других сердце обливается кровью. У одних кровью обливается – так то  чужие сердца, а у других - свое.

о. Александр: - Помочь-то можно?

о. Дмитрий: - Конечно.

о. Александр: - Оставить их в покое.

о. Дмитрий: - Так скорее произойдёт то,  к чему это все равно придет.

о. Александр: - А есть еще варианты?

о. Дмитрий: - Миллион. Но по радио говорить нельзя. Постоянно задают такие вопросы. Нет, я не буду говорить. Не дай повода ищущим повода. Если этот человек не такой дурак - то я тоже не такой.

Вопрос: - Жена уверена, что все наши нестроения в семье  - от наговоров моей первой жены и дочери. На дух их не переносит. Постоянно мне об этом напоминает. Понимаю, что сам виноват, но как могу успокоить жену?

о. Дмитрий: - Вера в заговоры -  это такая религия. Поэтому если Вы просветите светом Христовой истины Вашу супругу -  то она, конечно, оставит это зловерие. Но хорошо, что Вы понимаете: это ваш грех. Поэтому Господь, чтобы предостеречь нас, учил, что разводящийся со своей женой дает ей повод.

о. Александр: - Много бед человек встречает на этом пути.

о. Дмитрий: - Да.

о. Александр: - Разводятся всегда в надежде, что жизнь станет лучше.

о. Дмитрий: - Люди сочиняют себе сами выбор судьбы, вместо того, чтобы открыть Священное писание.

о. Александр: - Как  жить с наркоманом? В браке 12 лет. Есть ребенок. Брак венчаный. Постоянно обманывает, обещания не выполняет, обещал бросить - постоянно возвращается.

о. Дмитрий: - Надо книжки почитать, про это все известно. Когда наркоман говорит тебе: здравствуй -  он врет безбожно. Наркоман не может говорить правду. Все обещания только для того, чтобы получить дозу.

о. Александр: - Как только он становится добрым -  значит, скоро будет просить.

о. Дмитрий: - Это написано в любой брошюре. Чтобы бороться  - надо это выучить. А человек, который хочет прекратить этот грех, должен лечиться, без этого невозможно. Рвение нужно. А так безнадежно.

о. Александр: - С человеком, который не желает лечиться, какая жизнь? Нет ее. Одна мука.

о. Дмитрий: - Но что-то людей связывает же! Может, прошлое? Надо всем тем членам семьи, которые живут с наркоманом, научно изучить этот вопрос.

о. Александр: - Сейчас при многих храмах есть группы.

о. Дмитрий: - Нет, не при многих. Редко бывают. Ну, тут не  храм даже, а нарколог, психиатр нужен. Нужно объяснить все эти закономерности. Это же болезнь, она изучена хорошо. Даже оттенки: какой наркотик, какие последствия...

Вопрос: - Муж по состоянию здоровья не может находиться в храме, от тяжелой астмы в духоте становится плохо. Пытались обойти проблему - не получается. Не может ни исповедоваться, ни причащаться в храме. Но сам очень хочет. Как быть?

о. Дмитрий: - Надо с доктором решить вопрос. Препараты всякие, ингаляторы. И можно и на улице стоять. А во все большие праздники народ на улице стоит. Ты же сам на улицу ходишь на исповедь? На престольный праздник, например. Это надуманный вопрос. Есть служба уличная, которую даже святейший Патриарх служит. В Бутове, например.

о. Александр: - Литургия под открытым небом. 

Вопрос: - Мы с мужем два года пытаемся усыновить ребенка. Все документы разрешения на руках. В опеке нам говорят: ждите, много желающих. Так и должно быть? Или обращаться в вышестоящие инстанции, возможно деньги решили бы проблему?

о. Дмитрий: - Деньги вообще решают все.

о. Александр: - Но покупать себе счастье, даже желанное, не хочется.

о. Дмитрий: - Это не покупать, это другой термин. А потом, вы покупаете не счастье, а тяжелый труд и подвиг. Счастье купить? Придумали... Оно зарабатывается очень долго и трудно. Огромным терпением.

о. Александр: - Когда вырастет и будет вам опорой в жизни -  вот тогда и счастье.

о. Дмитрий: - В тюрьму бы не попал -  и то хорошо.

Вопрос: - При рождении ребенок получает душу от Господа или от матери?

о. Дмитрий: - От Господа.

о. Александр: - Родители дают ему тело.

Вопрос: - Родители очень заняты, работают, ребенком вообще не занимаются. Я бабушка. Все на мне. Не слушается, капризничает. Могу ли я его заставлять? Или это право родителей?

о. Дмитрий: - Надо не заставлять, а понуждать. А потом непонятно, что такая за работа? У нас по КЗОТу 8-ми часовой рабочий день. Как это с ребенком некогда позаниматься?

о. Александр: - Не описана ситуация.

о. Дмитрий: - Да, правда не вся. А правда в том, что им на ребеночка наплевать, его просто сгрузили на бабушку. А ей не хватает авторитета.

о. Дмитрий: - Энергии не хватает. Тут нужна психическая энергия.

Вопрос: - В начале передачи, вы сказали: если вы заметили, что Бог вами доволен. Это как?

о. Дмитрий: - Конечно, можно. Это зависит от того, какие у Вас с Богом отношения. Есть воцерковленные, которые о Нем вообще не думают. Они думают, как бы что не съесть или не выпить? Сами решайте.

Вопрос: - Внуку полтора года. Какие приемы воспитания?

о. Дмитрий: - Вы опоздали на полтора года. А вообще ребенка надо развивать, читать ему, слушать музыку, чтоб жил на природе. Наша внучка кормит курочек, даже лягушек пытается, собаку. Лягушек не получается. Всем что-то хочет объяснить. Понимает абсолютно все. Если попросить принести что-то, она приносит точно это. Очень интересно за ней наблюдать. Голова ее все время в работе. Это видно по глазам. Мы ждем, когда она начнет говорить.

о. Александр: - Открывается мир ребенка.

о. Дмитрий: - Он открыт. Читать его надо.  Через мимику.

о. Александр: - А когда начинает говорить -  то бесконечные вопросы.

о. Дмитрий: - Да, я помню, как я все время спрашивал. Моя тетка рассказывала, как я спрашивал. Она уставала. А я переходил к дедушке или маме. И так целыми днями. Я уже знал, но надо было услышать и постараться повторить.

о. Александр: - Дети порой спрашивают о том, что точно знают.

о. Дмитрий: - Это их такое исследование. Они проверяют многократно. Сложный период - когда ребенок учится говорить. Но если с ним не говорить, то он останется косноязычным.

о. Александр: - Один взрослый устал, должен подключаться другой.

о. Дмитрий: - Да, потому что ребенку с двумя сразу трудно разговаривать. А вот один, потом другой - замечательно.

Вопрос: - Порекомендуйте литературу, способствующую укреплению веры, научению кротости, смирению, человеколюбию.

о. Дмитрий: - Я уже в таком возрасте, что я давно уже это все прочел, что мне было надо. Сейчас забыл. Это задача второго класса вспомогательной школы - найти литературу. Можно завтра в компьютере посмотреть и выписать. Полно иностранной, переведённой литературы. Море книг! У нашей внучки уже целая библиотека!

о. Александр: - Задел на будущее. Она их перерастет или это уже серьезная литература?

о. Дмитрий: - Там все. У нас был 50-томник детской литературы на русском языке. Там все есть. От Бориса Заходера до Марка Твена. Читай - не хочу. Сейчас все издано, а какие книги прекрасные, словари... Читайте книжки своим внукам и детям! Спасибо! До свидания!  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+