Перейти к основному содержанию

20:37 14.11.2018

Это было чудо, обращенное ко всем

29.10.2018 13:48:59

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/17/19-00

В.Саулкин: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в эфире. У микрофона Виктор Саулкин. Сегодня в нашей студии Ксения Волкова.

Наши постоянные слушатели знают, что Ксения и ее супруг Алексей - друзья брата Иосифа Муньоса-Кортеса, мученика, хранителя Монреальской Иверской иконы, и в наших эфирах они бывали. Их дети, Сергей и Константин - крестники брата Иосифа. Сегодня мы поговорим об Иверской Монреальской иконе Божией Матери, об Иосифе, о том, что происходит в мире, как нам воспитывать детей. Потому что я знаю, что у вас в семье растут не просто воцерковленные, но настоящие православные христиане, это  при том, что Вы их воспитывали не на Святой Руси, у нас легче все же - множество храмов и монастырей, а воспитывали их в Америке. Да и поговорить о том, как брат Иосиф, по-вашему, относился бы к тем скорбям, которые сегодня выпали на долю православных людей на Украине? Как бы относился к тому, что происходит во вселенском православии?

Иверская Монреальская икона - это чудо, обращенное не только к России, а ко всем православным - и верующим, и неверующим. Пятнадцать лет непрерывно мироточила Иверская икона Божией Матери «Благая Вратарница».

В начале нашей передачи хотелось бы попросить помолиться о погибших детях во время теракта в Керчи и о здравии тех, кто находится в больницах. В скором мы узнаем подробности этой трагедии, а сейчас вся страна молится, сопереживает. Надеемся, что наша с вами молитва может помочь тем, кто в больницах, а также тем, кого Господь призвал к Себе, кто мученически закончил эту жизнь в этой страшной трагедии.

Ксения Волкова: - В этом году будет 21 год со дня гибели брата Иосифа. Получается, что передача выходит в эфир как раз под Иверскую икону, поэтому все промыслительно. 31 -го, в среду пройдет вечер памяти брата Иосифа. Он состоится в Татьянинском храме при МГУ в 18.30. Отец Владимир Вигилянский отметил в прошлом году, что это место, куда приходили цари сугубо молиться. Мы отмечали там 20-летие, и в этом году пройдет панихида, краткий молебен Иверской, потому что брат Иосиф и «Иверская»  - два неотъемлемых понятия. Будут выступления людей, которые знали и уважали его. Мы приветствуем и гостей, которые будут выступать. А потом небольшое чаепитие. Конечно, Виктор, Вы сегодня затронули ряд важных тем. С чего мы начнем?

В.Саулкин: - С молодежи. Одна из версий, хотя, по моему мнению, это не так, что этот теракт  совершил молодой 18-летний студент, который потом закончил жизнь самоубийством.  Мне кажется, молодому человеку начинить безоболочное устройство шариками – легко. Это профессиональный террорист, может, он с ними связан, может  - не хотят будоражить,  народ пугать.   Но мы знаем, что не только у нас бывают такие трагедии в школах. У нас реже, слава Богу. А вот в Америке  - очень часто. Почему, говоря на современном сленге, у них крышу сносит до того, что они готовы убивать своих друзей, соучеников? В Америке это было связано с эпидемией нападений в школах и колледжах. Каково сегодня молодому человеку? Вы же знаете, какие в Америке условия жизни, настроения молодежи. Как этому противостоять, и что к этому приводит?

Ксения Волкова: - Если мы оттолкнемся от брата Иосифа, то он никогда не критиковал молодежь. Он считал, что молодежь -  это наше будущее. Если что-то не так с твоим ребенком, то ты должен посмотреть на себя. У моей подруги в кабинете написано: если вы привели ребенка к психоаналитику, то психоаналитик нужен вам, а не ребенку. В принципе мы с братом Иосифом простились, когда наши мальчики были маленькие. Я первого ребенка родила и после крестин спрашивала его: «Что мне с ним делать?» Он ответил: воспитывать себя и молиться Божьей Матери, потому что дети не мои, а Божией Матери. Конечно, это для меня стало таким кредо на жизнь, я каждое утро читаю молитву Божией Матери «Благословение детей», а вечером молитву Оптинских старцев и матерей за детей. Там есть такие слова: «Это не мои, Господи, дети, но Твои, а я лишь проводник». И когда дети начинают выходить из берегов, то я смотрю на свои поступки. Потому что дети - лакмусовые бумажки, они быстро реагируют на те процессы, которые происходят в обществе. В первую очередь -  на лицемерие. Когда мы говорим одно, делаем другое, живем по - третьему. Конечно, через детей нам Господь показывает, чтобы мы остановились, потому что все равно ячейка общества - мужчина и женщина. Если умирает ребенок, то мужчина и женщина могут воспроизвести еще одного ребенка. То есть, все равно основное -  это муж и жена, потом уже идут дети. И сначала проблема идет на периферию, на детей. Часто когда внутри проблема между мужем и женой, страдают, прежде всего, дети, они как зеркало показывают, что родителям надо очнуться и прийти в правильное русло. Когда мы начинаем детей винить, или угнетать, или воспитывать, то начинать надо  с себя. Как мы выстраиваем отношения с Богом -  так потом наши дети выстраивают отношения с нами. Если мы начинаем обходить законы Божии, перестаем молиться, наши дети нам потом делают больно, чтобы мы почувствовали, как больно когда мы то же делаем в отношении Бога. Поэтому начинать надо с себя. Второе - это молитва. Я услышала в одной проповеди, что не надо говорить детям о Боге, но надо говорить Богу о детях. То есть надо все время говорить о детях своих Богу, и  отдавать все в руки Божии. Поэтому я бы не стала говорить, что молодежь такая или сякая, она просто показывает, что в нашем обществе есть проблемы.

В.Саулкин: - Могу с Вами согласиться. Много лет назад, когда я не был женат, и у меня не было детей, один батюшка говорил, если с детьми что-то не так, то начинайте сами каяться, потому что когда с вас Господь снимать  грехи будет в таинстве исповеди, то и детям будет легче. Потому что ваши дети зависят от вас. Если говорить о молодежи, то мне приходится даже с православными людьми спорить, потому что молодежь у нас замечательная, хорошие дети, не такие, как мы.  Я встречаюсь с молодыми - они тянутся к вере, к Богу, они не совсем, как мы -  но у них открытое живое сердце. Они -  наше будущее. А ругать детей это…..

Ксения Волкова: - Это ругать свое будущее. А нужно смотреть на себя. Я считаю, что локус должен быть внутри, человек должен концентрироваться в проблемах внутри, а выход искать снаружи. Ты находишь проблемы в себе, ищешь их во внешнем мире, не замыкаешься в этих проблемах -  и тогда у тебя гармоничная жизнь, и дети тогда живут в гармонии, и это постоянный рост. Нельзя так, что ты добился и почиваешь на лаврах, нет, все время работаешь над собой, крутишь педали, как на велосипеде, потому что как только ты перестаешь крутить педали -  ты падаешь. Так же и в жизни. Ты все время работаешь и не ищешь проблемы - муж плохой, дети плохие, государство плохое. Все внутри! Такой подход. 

Я никогда не слышала от него, что кто-то виноват. Например, в церкви кто-то не то что-то сделал, или в мире, он просто всегда молился. Его любимое слово было "compassion", по-русски - сострадание. Помню 1997 год, нашу последнюю встречу. В тот год вообще погибло много людей. И много из светской жизни: мать Тереза, принцесса Диана, Версаче. И когда Иосиф был у нас в гостях 9-го сентября, это были крестины младшего сына. Иосиф несколько дней у нас жил, 12-го числа он улетел, и после мы его не видели. Вскоре его убили в Афинах. Он сказал, что принцесса Диана попадет в Царствие Небесное. Я подумала: странно, что принцесса его волнует, да и какая разница, куда она попадет? А он, видя мои мысли и сомнения, сказал, что у нее было сострадание к людям. Он подчеркнул, что даже неправославный человек имеет сострадание к людям, а это, наверное, главная добродетель, которую Иосиф всегда подчеркивал. Именно сострадание.

В.Саулкин: - У него самого сердце было открытое, широкое, вмещало многих, вмещало чувство сострадания. Не случайно Матерь Божия Иосифа избрала, потому что великое чудо - именно он был хранителем Иверской Монреальской.  Великое чудо ХХ-го века, когда 15 лет непрерывно, кроме Страстной седмицы, от святой иконы изливалось потоками благоуханное миро. Помню, как Вы рассказывали, о том, как икону Иосиф оставил у вас, и как на следующее утро Вы увидели, что икона покрыта миро?

Ксения Волкова: - Мы обычно всегда приносим это покрывало.  С ним тоже было много чудес, и с  самим чехлом, в котором была икона. То есть все, к чему прикасался Иосиф и икона, становилось чудесным. Получилось так, что когда мы переехали жить в Россию, в Москву, и моя помощница постирала его несколько раз, потому что хотела пятна вывести, я была в шоке. Но человек просто не знал. Чехол лежал под подушкой у сына. Она нашла и решила его постирать, погладить, привести в порядок. И каково было наше удивление, когда через короткое время он заблагоухал, опять принял прежний цвет. Для меня это было чудо, которое я видела собственными глазами. До сих пор те, кто приходит, прикладываются к чехлу и чувствуют благоухание, которое от него исходит. С покрывалом было связано: когда Иосиф был у нас первый раз в гостях, это было в начале 90-х. Я постелила покрывало, наше свадебное полотенце, поставили икону. И часа три мы сидели за столом. Когда мы встали -  увидели, что икона так мироточила, что миро потекло на полотенце, и на полу была большая лужа, все было залито. Мы взяли полотенце, вытерли миро. Поняли - это было явленное чудо, потому что икона не всегда так мироточила. После этого мы его просто положили. Оно высохло так, что ни одного пятнышка не осталось. До сих пор благоухает. Это мелочи, казалось бы, но у Бога нет случайностей и мелочей. Для нас это чудо.

В.Саулкин: - Удивительно. Но хочу сказать, братья и сестры, что не надо стремиться к чуду, потому что Господь дает чудо как некий аванс для нас, призывает нас к молитве и к покаянию. Потому что когда сталкиваешься с чудом, то всегда чувство, как у апостола Петра –   "Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный».

Ксения Волкова: - Я как раз хотела сказать, что нормальные люди боятся чуда, не то, что стремятся.

В.Саулкин: - Скажу по себе, почему Господь укрепляет, дает чудеса, значит, что-то предстоит нелегкое. Но Господь чудо Иверской Монреальской давал всему миру, не только православным русским, Зарубежной Русской Церкви. Значит, можно говорить, что и мир стоял на пороге каких-то событий в 90-е годы.

Ксения Волкова: - Я долго разговаривала с одним человеком, он много прожил в Америке, так же как и мы, а потом вернулся в Россию достаточно успешно. Обратила внимание, что как раз с 80-х по конец 90-х, плюс- минус -  около 20 лет, это было звёздный час Америки. Америку можно было назвать империей, с замашками, амбициями империи. И это был ее шанс. Во второй половине ХХ века даже Россия не может похвастаться таким количеством святых, как Америка. Серафим Роуз, Иоанн Шанхайский, Иосиф Муньос-Кортес…

В.Саулкин: - Я с Вами не соглашусь. Я тут же вспоминаю бедных Оптинских новомучеников, наших священников.

Ксения Волкова: - Не будем тягаться в святости.

В.Саулкин: - Но Господь Америку призывал!

Ксения Волкова: - Да, призывал. У Америки был шанс. У этой маленькой, по сравнению с большим православием России,  Америки. И то, что Иосиф ездил по всей Америке, он приезжал не только в Нью-Йорк, или Вашингтон, он ездил по всей Америке. Очень большое количество людей приходило к иконе. И это показывало, что шанс был, кто хотел - тот им пользовался.

В.Саулкин: - Дело в том, что и Серафим Роуз писал о таких чудесах, как плачущая икона Матери Божией, которые были явлены в Америке в 60-е годы. Это тоже было чудо, обращенное ко всем, не только к православным, грекам, русским. Так и святые, о которых Вы упомянули, брат Иосиф, отец Серафим. Я вообще скажу, считаю, что я не только считаю человеком Божиим, но и очень люблю, отца Германа Подмошенского.

Ксения Волкова: - Мы его тоже очень любим. У него журнал был замечательный.

В.Саулкин: - «Русский паломник».

Ксения Волкова: - Я получила первый номер случайно, мне кто-то подарили. И я узнала о Матроне Московской именно из этого журнала. Я помню, был выбор подписаться на полгода, год или навечно. Я подписалась навечно. У меня была такая подписка. Я получила несколько номеров.

В.Саулкин: - И это было задолго до прославления Матроны.

Ксения Волкова: - Это было начало 90-х. И о новомучениках Оптинских, о которых потом мы тоже узнавали из выпусков «Русского паломника». Из Америки ушла икона Иверская и, начиная с 1998 года, пошли  какие-то необратимые процессы. Кончается 1998 год. В скором времени уже взрывают «Башни-близнецы». 2001 год. Все относительно. Америка стала уже не та Америка.

В.Саулкин: - Можно сказать, люди не ответили на призыв Божий? На тот призыв, с которым Царица Небесная, Господь обращались.

Ксения Волкова: - Конечно, они стучались в сердца. Иосиф говорил мне такую вещь, которую нам важно помнить сейчас. Самое страшное, если говорить о чуде, то это привыкание к нему. Помню, мой муж спросил Иосифа, открыто ли ему, что будет с ним? Тот ответил: когда люди привыкнут к чуду, то оно уйдет. Но как оно уйдет?

В.Саулкин: - Видимо, потому икону Матерь Божия и отняла. Потому что привыкание. Кстати, не могу не сказать не только об Америке, но и о нашей стране. Ведь такое количество чудес, которое Господь явил за последние годы России и русским -  можно часами об этом говорить, Такое чувство, что все-таки и у нас привыкание. А когда такое привыкание -  то видим, что на Украине происходит. Господь скорбями призывает. Тогда наступают потрясения, чтобы вера ожила в сердцах людей. И если говорить о Русской Зарубежной, то вот Вы назвали святых прославленных, святителя Иоанна Максимовича. Думаю, что и владыка Аверкий Таушев, Нафанаил Львов, многие другие достойны прославления, но это светочи настоящие. Как, по-вашему? Востребовано сейчас в Америке их наследие? Православными людьми? Не только русскими, но и американцами православными?

Ксения Волкова: - Я не могу отвечать за всю Америку. Все равно мое мнение будет субъективное. Я люблю апеллировать к фактам. Если я что-то говорю, то это можно проверить, есть подтверждения. Здесь это чисто мое мнение. Но если Вы все же хотите его услышать, то звёздный час Америки закончился. И вообще звездный час везде закончился. Пришло время покаяния и добродетели. Поэтому Господь уже открыл всё и всем. И на самом деле, что уже ни в Америке, ни в России никто не сможет сказать, что я что-то не знал, не понял, или я что-то не услышал. То, что сейчас происходит в Америке, во мне вызывает священный ужас. Потому что я понимаю, к чему это. Уже был Содом и Гоморра. Все это было в истории. Просто все повторяется. К сожалению, известно, к чему это приводит. Обидно другое. Что за ошибки взрослых, старых дяденек, которые сидят в политике, отвечают молодые пацаны, которые идут на поле боя и воюют за их ошибки. А дети и внуки этих дяденек сидят дома или учатся в Англии. Так устроен мир, к сожалению. Поэтому без Бога ни до порога. Еще раз - надо молиться, молиться, работать над собою, чтобы эта участь не коснулась наших детей. Больше мы ничего не можем, мы слишком маленькие люди, чтобы что-то изменить.

В.Саулкин: - Вы сказали, что прошел звездный час не только Америки. Мы видим на примере Западной Европы, которая называет себя постхристианской и Америки, что этот закат, о котором Шпенглер  когда-то говорил: «Закат Европы», в глобальном смысле, да и Америку мы причисляем к европейской цивилизации. Он начинал с утраты веры. Удивительно - нам Господь дал милость с человеческой точки зрения это были страшные годы гонений на Церковь, но Церковь устояла. В Америке и Европе гонений не было. И веры там уже нет. Они с полным правом называются постхристианскими странами. От нас зависит, будет ли возрождение православной России, или мы вместе с Америкой вступили в час заката.

Ксения Волкова: - Я недавно прочитала, психологи провели эксперимент. Назывался вроде бы «Перспектива 25». Когда взяли крыс и создали идеальное общество. А что такое идеальное? Это когда полное насыщение. Как общество потребления. Так сейчас во всем мире, когда люди без труда насыщаются, кусок хлеба и кусок сахара сейчас каждый может себе заработать, даже бомж на улице. Если бомжу предложишь хлеб -  он обидится на тебя. И второе - полная безопасность. Два условия, которые заставляют человека выживать. И мы сейчас живем в относительно безопасное время, которого не было в истории. И знаете, в скором времени у крыс стали происходить необратимые последствия. Во-первых, они стали жить очень долго. Во-вторых, старые крысы перестали подпускать к кормушке новых. Молодые крысы-самцы рождались очень красивыми, у них появилась богема, женщины-самки перестали рожать - такой беспорядок, который сейчас происходит в нашем обществе.

В.Саулкин: - Самоубийств много.

Ксения Волкова: - Да, да. Крысы начали себя самоуничтожать. Когда я прочитала про этот эксперимент, у меня был шок. Итог был простой: что вы хотите, мы живем в такое время, когда спасаться очень сложно. Когда у тебя война и внешняя угроза, то люди, понятно, объединяются. Те же евреи в гетто сбивались, находили себе внешнего врага -  мы все это знаем. Но сейчас у нас угроза другая. С чего мы начали разговор.

У нас угроза внутренняя. У нас сейчас такое количество искушений, а потому нашей молодежи намного сложнее жить, с ними надо много разговаривать, им надо много объяснять. Иосиф всегда акцент делал на молодежь, он им никогда не отказывал ни в чем. Если с ним кто-то хотел поговорить 2-3 часа, как бы он ни устал, он всегда отвечал на телефонные звонки, считал это своим долгом, именно разговаривать. Этот пример и мы должны взять на вооружение. Когда нам звонят наши дети -  надо все откладывать и говорить с ними, это как минимум.

В.Саулкин: - У меня был случай в троллейбусе, я направлялся на «Радонеж». Зашли молодые студенты, ребята, девушки. И сидели две бабушки - пенсионерки, строгие, серьезные. И вот они громкими голосами стали ругать молодежь, объяснять, что молодежь у нас не та, и вообще  - как с ними дело иметь? Я не выдержал - заметил, что ребята сидят притихшие и немного придавленные. И обратился я к бабушкам с вопросом, кого они ругали? А ругали они своих внуков. Значит, не так воспитали своих детей. Их же не Ельцин воспитывал. Вы сами в своих семьях их воспитывали. Значит, не так воспитали. Начните с себя. Бабушки были невоцерковленные, они так и не восприняли мои слова. А этот дух осуждения молодежь вообще не воспринимает. Когда их за естественные, романтические, свойственные молодежи, порывы, ошибки начинают ругать или осуждать…

Ксения Волкова: - Молодежь - наше зеркало. Это все равно, что подойти к отражению и сказать: ну ты, вообще, урод. Это же твое отражение! Надо задуматься, что там можно изменить. Царь Давид еще, когда у него были проблемы с сыном Авессаломом, говорил, что я сам так его воспитал, почему он и не давал его убить - себя винил во всем. Я думаю, что и нам надо оттуда больше брать примеры.

В.Саулкин: - Ксения, сегодня одна из серьезнейших проблем, почему молодежи так и жить тяжело -  это псевдо культура, которую навязывают всюду. Помню, отец Герман Подмошенский любил симфоническую музыку. Еще он любил пение. Он был на вечере, где наша выдающаяся певица Ирина Мкртчян давала концерт в   храме Святителя Николая в Заяицком, отец Герман с наслаждением слушал. Кстати, напомню, что будет вечер открытия цикла «Возвращение на Родину», весь цикл в этом году посвящен А.С. Пушкину. И наш великий пушкинист Валентин Семенович Непомнящий сказал, что когда наши дети перестанут читать и понимать «Евгения Онегина», то Россия закончится. Я знаю, что брат Иосиф очень любил и симфоническую музыку.

Ксения Волкова: - Спасибо, что заговорили на эту тему, потому что мы про Иосифа говорили уже в разных ракурсах, и мы довольно мало говорили о нем, как о человеке, высоко образованном. С Вашей репликой я полностью согласна - считаю, что людей  никогда культура не разъединяет, а только бескультурье. А любая культура объединяет. Если мы хотим объединиться, то мы должны быть людьми образованными, культурными. Невежество просто неприемлемо в православии, они не сочетаются. Знаете, мне очень больно и обидно, когда я разговариваю со своими сверстниками, мне говорят, что читают Святых Отцов, но зачем нужен театр, Достоевский, зачем понимать Ахматову, зачем понимать высокую симфоническую музыку? На самом деле люди, которые читают и понимают Достоевского и те, кто слушали Ахматову и ее «Реквием», и те, кто не читали и не понимают - это разные люди. И пропускная способность души у этих людей разная. Потому что как можно понимать состояние души другого человека, когда ты не можешь выразить свое состояние? А как можно выразить свое состояние - если ты просто не знаешь разницу в чувствах? И культура как раз учит нас чувствовать, понимать, ценить, сострадать, сопереживать. И наша пропускная способность души становится выше. Мы способны тогда не судить людей, а понимать. Почему у того же самого Достоевского был такой тернистый путь, и он впадал из одной крайности в другую? Многие говорят, что он был такой - сякой, но это же элементарно - как он мог описать состояние души проигравшегося игрока, если он сам не был игроком? Как он  мог писать о состоянии души падшей женщины, если он сам никогда не впадал ни в какие плотские страсти? То есть, это нормально. Все впадают. Но каяться так, как каялся он - вот в чем вопрос. И Иосиф -  в этом году умерла его любимая оперная певица Монсеррат Кабалье, а он ее очень любил, когда мы приезжали к нему на Новый Год -   он всегда ставил ее музыку. Она очень поднимала дух. Она была испанка, космополитка, и  Иосиф всегда любил ее.

В.Саулкин: - К России она очень хорошо относилась.

Ксения Волкова: - Да, прекрасно! Я была на ее последнем концерте, который был в Кремлевском дворце. Она приезжала с дочерью. Но это было зрелище немного печальное, но с любовью, с которой, было видно, она относится к нам и нашей стране.  Я была рада, что попала. Хотя просто вот посмотреть на живую икону. Иосиф был человек, который мог поговорить со всеми обо всем. Он хорошо разбирался в живописи, был искусствоведом, не только сам писал, но и понимал других. Для меня это тоже большой аспект, что человек не замкнутый в своем пространстве, а человек, который открыт, который никогда не считал, что он все знает, а зачем мне что-то еще читать, узнавать? я уже спасен. Поэтому с ним было интересно.

В.Саулкин: - Кстати, старец Варсонофий Оптинский сам писал, очень любил симфоническую музыку. И как-то Великим Постом, а для него это была жертва - отказаться от музыки, от того, чтобы ходить на концерты. Батюшка сам стихи писал - был высокообразованный человек, полковник генерального штаба. И старец Варсонофий приводил пример, как были его соученики по гимназии, озорные ребята, хулиганистые. И потом с ними что-то произошло - они стали задумчивые, тихие, спокойные, сосредоточенные. Стали читать «Евгения Онегина», оказывается. Как высокая культура, литература действует на сердца людей! Но нам часто говорят, что много святых наших даже в XIX веке, крестьяне -  они же не слушали симфоническую музыку, но они же были людьми народной высокой культуры! Не частушек, а высокой народной традиционной культуры.

Ксения Волкова: - И потом они были близки с природой, с Богом. Вы сначала молитесь так, как молились они. Ведь можно говорить о Боге, не говоря все время: Бог, это немного пошловато. Например, если мы читаем стихи Арсения Тарковского -  он говорит о Боге, ни разу не говоря слово: «Бог». Это немного другой уровень и другое понятие. Это высший пилотаж, когда ты можешь так рассуждать в таких категориях.

В.Саулкин: - Знаменитые слова Николая Васильевича Гоголя, который говорил, что художник не должен писать о Боге, но он так должен писать, чтобы людям поле его книг хотелось о Боге думать и говорить. Это самое важное для любого художника. По поводу Евгения Онегина хочу сказать, что это главный воспитатель нашей культуры. Помню, приехала в Америку. Муж у меня из Зарубежной Церкви. И никогда не был в России. Он прекрасно говорил по-русски, причём на таком языке, который мы уже позабыли. И брат его с сестрой говорили прекрасно и по-английски, и по-русски. Для меня это был секретом. Это было начало 90-х. Много приезжало молодых людей, которые через три месяца умудрялись уже говорить: а как это по-русски? При этом они не знали еще, как это по-английски. Английский еще не выучили, а русский уже забыли.

В.Саулкин: - А как это можно объяснить? Разве можно забыть язык за такое время?

Ксения Волкова: - Если ты не знаешь, кто ты, то ты можешь быстро забыть свое имя. Подойдешь к зеркалу и спросишь, кто там.

В.Саулкин: - То есть это духовные причины?

Ксения Волкова: - Да, конечно, это всегда духовные причины. Язык это наша духовная культура. Я разговаривала с учительницей, которая преподавала моему мужу, его братьям и сестрам, Лариса Павловна, так вот она окончила Институт благородных девиц еще в России. Я спрашивала, как же можно было научить такому русскому? Для меня это было актуально, потому что я хотела уже детей, и я не знала, что мы вернемся в Россию. И если бы мы жили в Америке -  нужно, чтобы мои дети тоже не забыли русский язык. И она мне ответила, что она слышала, что в Советском Союзе читают и учат отрывками Евгения Онегина, а у нее учили его наизусть. То есть  высокий язык рождает высокие мысли. Если мы забудем Пушкина, то и результаты будут соответствующие в нашем обществе.

В.Саулкин: - Кстати, весь духовно-просветительский цикл - это 19-й цикл «Возвращения на родину» посвящен Александру Сергеевичу Пушкину. Его не только творчество, но и личность в таком многообразии открылась тем, кто приходит на эти вечера. 8 ноября в Доме кино первый вечер. Я должен сказать, что либералы смеются, когда слышат слова – «Пушкин - наше все». В этих словах много смысла заложено. Не помню, кому принадлежат слова, что в зарубежье мы аукались Пушкиным. Это интересно.

Ксения Волкова: - Пушкин подарил нам современный русский язык. Был же язык Карамзина, Ломоносова. И сейчас мы не говорим на языке Ломоносова. Пушкин подарил нам этот язык. Сейчас мы мало про это говорим. Ребенок, которому в люльке читают Пушкина, и тот, который вырастет с айподом - разные! Конечно, про это необходимо говорить.

В.Саулкин: - Думаю, все, кто сейчас сидит у приемников радио или слушают нас в интернете, любого возраста, все кто старше кто младше помним: «У лукоморья дуб зеленый». Пушкинские сказки. Потом более серьезные произведения, стихи. Целая вселенная!

Ксения Волкова: - Мы счастливые люди, потому что Пушкин в переводе - это уже не тот Пушкин. И Достоевский тоже. Знаю американцев, которые были высокого ранга, я работала на телевидении, брала у них интервью в Америке. Знаете, один известный человек известный политик американский, не буду называть его имени, он выучил русский только для того, чтобы читать Достоевского и Пушкина. И есть такие примеры. Обидно, когда мы в нашей стране, в нашей культуре, зная наш язык, перестаем их читать и знать.

В.Саулкин: - Вы привели такой пример, я даже не мог представить такое, что человек через некоторое время приехавший из России начинает спрашивать, а как это будет по-русски?

Ксения Волкова: - Что Вы, это так распространено!

В.Саулкин: - Просто представить нельзя. И это подвиг русской эмиграции - сохранить русский язык, сохранить традиции русской культуры. Я часто говорю о том хорошем, что было в советское время. Если говорить о Пушкине, то в дореволюционной России издавался такими тиражами, что и быть не могло. И  то, что Россия сохранилась, это и благодаря тому, что издавали Пушкина, Лермонтова, Достоевского, хотя он был на какое-то время под запретом.  Но его читали, и экранизации были. А вот сегодня, если молодежь будет сидеть в айфонах и не читать...

Ксения Волкова: - Просто нужно культурно развивать, надо объяснять детям. Сегодня у нас был пример. К нам приходил друг наш и рассказывал про то, что издали книгу Державной Божией Матери.

В.Саулкин: - Галина Ананьина собрала сборник.

Ксения Волкова: - Да, и этот друг нам подарил эту книгу. И наш младший сын, а я считаю наших детей воцерковленными, они свободного открытого духа, во время разговора сказал, что не понимает, зачем это нужно. И знаете, этот вопрос застал друга нашего врасплох - это нелицемерный вопрос молодежи. Ребят, вы делаете добрые дела, а зачем вам эти книжки, которые никто не читает? Такой дух времени. И когда мы ему объяснили, что такое Державная икона Божией Матери, как она явилась, как она управляет нашей страной сейчас, почему важно чтобы она вернулась -  тогда сын сказал, что понял. Взял эту книгу и пошел изучать. То есть молодежь наша более свободолюбивая.

 Я, например, училась в музыкальной школе, в классе аккордеона. Я не понимала, почему меня отдали, знала, что раз мама сказала -  то я буду играть. А мой ребенок уже не будет играть на инструменте, если я ему не объясню, что это развивает мозги, что это зачем-то нужно. И с нашей молодежью работать труднее. Но так и самому нужно немного развиваться, потому что когда тебе ребенок задает вопрос, а ты не можешь на него ответить, и говоришь, сиди, дурак, молчи, то что мы тогда хотим? Для начала надо развивать себя. Нужен багаж знаний. К сожалению, у нас не так много людей, которые могут ответить на вопросы, которые задает современное общество и молодежь. Они задают сложные вопросы.

В.Саулкин: - И они тянутся к серьезным ответам.

Ксения Волкова: - К интересным ответам. Потому что банально слушать мычание и нравоучения им неинтересно. И они имеют право сказать, что им что-то не интересно и уйти.

В.Саулкин: - Мы вчера поздравляли в конференц - зале гостиницы «Даниловская», 25 лет исполнилось народной православной газете «Русь державная». Андрея Николаевича Печерского поздравляли. Чем газета интересна? Она вышла с иконой -  с одной стороны Успенский собор, художник Балабанов, Царство ему Небесное, соборы московского Кремля, а с другой Храм Христа Спасителя в то время, когда мы молились о том, чтобы бассейн закрыли в 1993 году. И сейчас стоит Храм Христа Спасителя, все мы знаем о Державной иконе, почему нужно -  ответ самый простой: чтобы мы понимали, что управляет нами не Совет народных комиссаров, не Ельцин, не Путин, а Божия Матерь.

Ксения Волкова: - Так и ответили в этом ключе. Пришлось поднять историю, про Ивана Грозного рассказать, про место, где она была обретена. Но если не знаешь этих фактов, то отмахнуться, а потом сказать, что молодежь плохая и не хочет молиться проще простого. Надо объяснить, начать с Ивана Грозного, дойти до наших дней  - и тогда он, может быть, и захочет, проявит интерес. Должен быть багаж знаний, терпение.

В.Саулкин: - И это не только о церковных святынях, а о русской истории.

Ксения Волкова: - Я говорю о культуре в целом. О Боге лучше говорить через искусство, через музыку, через литературу, театр, кино. Тот же самый Тарковский. Можно посмотреть один фильм его. Я знаю много людей, который стали верующими. В том же «Сталкере» имя Бога ни разу не упоминается.

В.Саулкин: - Это тогда прорыв был для многих. И интересно. Мы об Иверской говорим. 26-го празднуем Иверскую. А в Марфо-Мариинской обители находится икона, которую туда отдал наш дорогой старший друг, автор Виктор Николаевич Тростников. Помолимся об упокоении, Царствие ему Небесное. Он тоже знал брата Иосифа, отзывался о нем как о святом при жизни. Говорил это не при жизни, но после его мученической кончины. И я помню удивительный случай. Когда режиссер Александров, радио «Радонеж» снимали фильм о брате Иосифе -  Виктор Николаевич, наш знаменитый ученый, профессор, Воропаев  сидели в саду отца Артемия. И вдруг Виктор Николаевич -  он был живой такой искрометный человек, поднимает бумажную иконку, которая мироточила, брата Иосифа, у Воропаева и говорит: знаешь, Володя, я верю, что брат Иосиф слышит, как мы о нем говорим сейчас и слышит, как мы его вспоминаем. И вдруг при включенной камере на глазах людей эта икона стала мироточить. Такой был отклик брата Иосифа на наши молитвы, на наше отношение к нему. Хочется, чтобы не только мы, но и наши дети постоянно помнили о том, что вера живая. И Матерь Божия нас слышит, и Господь. Вы сказали удивительные слова  о том, что надо не детям о Боге говорить, а с Богом о детях. Мне кажется это важно, хотелось бы подчеркнуть эти слова. Хочу напомнить о поездке в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. В этом храме 2500 квадратных метров византийской мозаики. Это чудо. Этот храм отличается тем, что наш дорогой батюшка, отец Мелхиседек, оптинец - знаете, как обычно висит зачеркнутая камера, фотоаппарат? А у него висит камера и фотоаппарат,  и написано: «Съемка не только не запрещается, но и благословляется». Потому что как такую красоту от людей скрывать? Пусть все смотрят. И мне хотелось бы всех пригласить в храм Мученицы Татьяны 31 октября на вечер, посвященный памяти брата Иосифа. На разных площадках проводились вечера памяти брата Иосифа, они были заполнены молодежью.

Ксения Волкова: - Особая благодарность Наталье Назаровой, которая начала проводить эти вечера.

В.Саулкин: - Я Наталью люблю, она для меня такой добрый, светлый человек. Нам Господь через нее много открыл. И на самом деле, мое знакомство с этими вечерами началось через нее. Она чудом нашла меня в Москве много лет назад. Для меня октябрь был Нью-Йоркский период, я всегда улетала по делам, и несколько лет не ходила на эти вечера. А потом Наталья настояла, и я поняла потом какая она умница, никогда не видела этого человека, не была лично с ним знакома, но она о нем говорила так, будто знала и любила его всю жизнь. И на самом деле, когда она проводила вечера -  было удивительно, что все больше людей стали приходить, хотя не было никакой рекламы. Аудитория стала сильно расширяться. Благодаря таким людям, как она, память живет.

В.Саулкин: - Она замечательный человек. Она открыла православное кафе, клуб такой. Там все было в иконах, портретах Царской семьи. Там можно было недорого заказать чай, пирожки. А для чего она это делала? Там были представления православных фильмов, а потом обсуждения. Фильмов и книг православных. Но в наше время это стало нерентабельно, они разорились.

Ксения Волкова: - Она была матерью этой идеи вечеров. И теперь мы продолжаем, с ее легкой руки. Замечательно, что люди, не зная Иосифа, так с ним соединяются, и вот одна большая семья.

В.Саулкин: - Святого не обязательно знать. Достаточно молиться  - и тогда Господь открывает правду его личности, происходит узнавание при личном молитвенном знакомстве.

Ксения Волкова: - И неслучайно Иосифу была явлена именно Иверская, она такая путеводительница. Мы любим и «Казанскую», и «Нечаянную Радость»,  и многие другие. Но именно Иверская, которой 5-6 кондак я читаю -  такое ощущение, что это просто  про себя читаешь: «Ты всегда нас охраняешь, сохраняешь, куда бы мы ни путешествовали». Когда у моих мальчиков был переходный период, меня мой духовник благословил читать каждый день читать акафист Иверской иконе Божией Матери. Знаете, мы стали с мужем его читать, и у нас все стало выравниваться. И такое чувство, что просто надо читать, обращаться  - и больше ничего не надо. А потом мальчики поехали на Афон первый раз, они попали в Ватопедский монастырь, старец им подарил, не зная о нас ничего, икону «Иверской» и просил передать ее маме. И когда они приехали с иконой - опять Иверская! Это благословение Божие! Я считаю, что это панацея! Служите молебны, читайте акафисты «Иверской». Она выводит из самых сложных жизненных ситуаций. Люди, которые делают это, в течение продолжительного времени, получают плоды.

В.Саулкин: - Я всегда вспоминаю в этих случаях старца, еще не прославленного, но на его могилке его много людей собирается, почитающих его. Старец Сампсон Сиверс. Он говорил, что нужно надоедать Матери Божией. Надоедайте своими молитвами! Как ребенок, который хочет от матери что-то получить. Пока не добивается, пристает. Особенно младенцы. И всегда, если это полезно -  мать откликается. Если можно побаловать ребенка.

Ксения Волкова: - Мне открыли секрет, хочу им поделиться. Когда бывает сложный период в жизни с детьми. У нас тоже был такой период. Говоришь -  а в ответ тишина. Помню, приехала к отцу Ефрему. Говорила ему, что с чужими людьми как-то понятно - можно дать совет, помочь, потом видишь, как у них исправляется. А свои собственные дети - тишина в ответ. Он мне хорошо так ответил: ты кто? Почему тебя должны слушать? Христа не слушали. А почему тебя должны слушать? Он меня застал врасплох этим вопросом. И ответил он, что когда свои дети тебя не слушают, то Господь всегда будет посылать тебе чужих. И ты никогда им не отказывай. К тебе может прийти кто угодно! Девочка из непонятного прошлого. Гопники-мальчики, а ты им помогай как своим детям. Вставай ночью, молись за них, люби. А к твоим детям придут чужие люди, будут говорить твои слова -  и дети их услышат. И знаете, это пророчески сбылось в моей жизни. Поток молодежи в моей жизни, которая несколько лет вокруг меня кружились. И я не понимала сначала. Потом слова отца Ефрема сбылись. И у сыновей появились старшие друзья, которые стали говорить то же самое, и они их услышали.

В.Саулкин: - Наша передача подошла к концу. Увидимся на вечере памяти брата Иосифа. Да воскреснет Русь святая молитвами святых Царственных мучеников и страстотерпцев, всех святых в земле Российской просиявших! Пресвятая Богородица, спаси нас! Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! Аминь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+