Перейти к основному содержанию

15:34 19.04.2024

Чем религия отличается от магии и колдовства?

25.10.2018 11:10:05

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/14/21-00

о. Олег: - Здравствуйте! Как обычно по воскресеньям, у микрофона протоиерей Олег Стеняев.

В. Носов: - И Владимир Носов. Добрый вечер!

Вопрос: - Батюшка, хотелось бы всех поздравить с праздником Покрова Божией Матери. Скрывать не буду, что праздник опечален тем, что мы переживаем за православную Церковь на Украине. Хотелось бы в связи с этим задать Вам вопрос: что там происходит, и что делать нам, простым мирянам?

о. Олег: - Нам надо молиться, потому что пройдет заседание Священного Синода нашей Церкви, который примет решение по этой ситуации. И мы, как преданные чада Русской Православной Церкви Московского патриархата, со вниманием примем это решение Синода.

Вопрос: - Чем религия отличается от магии и колдовства?

о. Олег: - Подобный вопрос всплывает часто. Религию и колдовство мы не можем ставить на один уровень. Потому что колдовство не предполагает наличие заповедей, которые человек должен исполнить, неких нравственных предписаний - и тогда то, чего он добивается, произойдет. В религии на первое место ставится не обрядовое действо и в некотором случае даже не Таинство, а то нравственное решение, которое принимает человек, приступающий к обряду, к Таинству. Более того, наша религия учит, что в некоторых случаях человеку лучше не приступать к Таинствам. Потому что это будет ему в осуждение, если он не сделал никакого нравственного выбора, не принял решения - то ничего ему не поможет. А магизм и колдовство действуют по другой схеме. Там совершается действие, а действие - дунул, плюнул, и вот результат. В этом смысле наука выросла из алхимии, прежде всего, где смешиваешь вещество «А» и вещество «В» и получается вещество «С».

А в религии все не так. Человек может выполнить внешнюю сторону обряда точно, но если он ест и пьет Тело и Кровь Христа, не рассуждая о Теле и Крови, не принимая нравственных решений, то ест и пьет он в осуждение. Как пишет апостол Павел, поэтому многие болеют и даже умирают. Это принципиальное отличие религии от магизма и колдовства. Здесь человек не просто курицу приносит в жертву. Бог ждет его сердце. Если в обряде вуду главное - это куриная кровь, то в истинной религии Господь ждет отклика нашего собственного сердца, как мы относимся к той или иной ситуации. Если мы надеемся только на внешнюю сторону обряда, то мы мало чем отличаемся от сторонников магизма. В христианстве не все так просто.

В. Носов: - Нравственный вывод - это что такое? Перемена жизни?

о. Олег: - Человек дает какой-то обет Богу. Хочет пережить полное покаяние. Раньше люди для этого предпринимали паломничество в дальний монастырь, в Киево-Печерскую, в Почаевскую Лавру пешком ходили. В Иерусалим ходили. Было время думать. Положить начаток подлинной молитвенной жизни. С четками в руках совершали долгие переходы, несли епитимии. Это не довесок к тому подвигу, который совершал Христос. То, что Христос умер за грехи всего мира, и мы очищены Его кровью - это так, но христианская религия требует, чтобы мы сами исправлялись. Божия Благодать сообщается нам для того, чтобы помочь нам исправиться. Нетварные божественные энергии помогают делу нашего исправления в стремлении исполнить Закон Божий и помогают нам в деле обожения, то есть достижения такого состояния, когда потерянное в грехопадении восстанавливается в человеке. Но уже не по образу Адама перстного, а по образу Адама небесного, Господа нашего Иисуса Христа.

Вопрос: - Мне кажется, что события, происходящие сейчас на Украине сходны с тем, что происходило на Руси в XVII веке при патриархе Никоне. Все те же политические мотивы и вновь греческие, подчеркиваю, правила поведения. Киево-Печерская Лавра напоминает Соловецкий монастырь, не принявший Никона. До сих пор РПЦ не признает братской Русской Древлеправославной (старообрядческой) Церкви, а католическую считает сестрой. Хотя Западная церковь сама откололась от Восточной, а Никон с царем Алексеем Михайловичем затоптали 700-летнее православие. Не будет ли исход происходящего подобным прежнему? Не окажемся ли мы в роли протопопа Аввакума?

о. Олег: - Действительно, была политическая подоплека у тех реформ, которые начинал патриарх Никон. Потому что в то время самый насущный вопрос был - присоединение Украины. Так как Украина находилась под влиянием южно-малоросского духовенства, там в основном заправляли священники с католическим образованием. Произошла трансформация обряда под униатский и даже римско-католический. Достаточно полистать требник Петра Могилы 1646 года. И царь Алексей Михайлович понимал, что если объединять Россию с Украиной - надо унифицировать обряд. И Никон поддержал эту идею. Они занялисьэтим, чтобы те, кто приезжал из Малороссии, не говорили, что «У вас не так служат». Но чтобы унифицировать. Тем более, что сюда приезжали на кормление греческие патриархи, митрополиты, архиепископы. Они любили придираться к русскому обряду и замечать, что у нас не то, и не так. А царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону недосуг было, что на Афоне не служат так, как в Константинополе, а в Константинополе не служат так, как в Иерусалиме. Есть отличия. Как и были отличия вполне законные, русского обряда. А никакого унифицированного обряда, который был бы общеправославным, на самом деле никогда и не было. Это мечта отдельных канонистов.

Вообще каноны Церкви, как сказал один богослов - это мечта Церкви о самой себе. Поэтому когда стали навязывать всякие поправки, простой народ этого не принял. Задача была политическая, эта унификация не была чисто религиозной, потому что на той же Украине, в Малороссии, сохранялось произношение имени Иисуса с одной И. И никак это не разделяет каноническую Украинскую Церковь с православным миром. Если бы на Руси сохранили особенности русского обряда - это не означало бы, что мы выпали из общеправославного мира. Сходство есть всегда в каждом расколе. Раскол - это всегда обоюдный процесс.

Но трагедия была в том, что главные лидеры раскола - патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Они это затеяли. А в расколе оказался русский народ, который стал называть себя старообрядцами. Потому что они остались без епископов.

Был казнен епископ Павел коломенский, другой епископ тоже был смещен. А ведь без епископа не бывает Церкви! Это наша национальная беда, боль. Если вспомнить раскол Церкви 1054 года на Восточную и Западную - там был спор из-за нескольких городов на юге Италии, потому что в них было сильно влияние греческой диаспоры, и произошел спор. А под него потом подогнали взаимные обвинения в ересях. Константинополь обвинил Латинян, Латиняне обвинили нас в другом. Со стороны Константинополя главные обвинения были, что латиняне едят барсучатину, их епископы кольца носят и собак в храм пускают. Серьезные, с точки зрения тогдашнего понимания догматики вопросы, что и говорить…. А позже сформировались более весомые обвинения. Когда происходило разделение 1054 года, все были уверены, что в течение 5-10 лет все это разрешится – и мы опять будем вместе. И Париж, и Константинополь, и Владимир, и Киев. А на самом деле это разделение длится уже тысячу лет. Разделение на никониан и старообрядцев. Тоже думали, что можно разрешить.

В XVIII веке предпринималась попытка единоверчества. Все равно ничего не получилось. Триста лет уже это все продолжается. Поэтому в каждом конфликте мы видим повторение прежних ошибок. А раскол - всегда обоюдный процесс, вина. Если посмотреть Священное Писание, Послание третье к Коринфянам, глава 3 с самого начала: «И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».

Грех раскола страшный. Он не смывается мученической кровью, кроме восстановления единства через покаяние. Иногда раскол становится таким застаревшим, что люди не знают, кому перед кем каяться. В свое время, в 2000 году Русская Церковь принесла покаяние старообрядцам. Это та часть Русской Православной Зарубежной Церкви, которая соединилась с нами - Московской патриархией. Принесли покаяние за те жестокости, преследования, сожжения, уничтожение соловецкой братии. И в 1971 году РПЦ Русского патриархата объявила, что обряды старые и новые равноспасительны и равночестны. И сняли все клятвы, которые греческие патриархи когда-то наложили на старообрядцев по просьбе Никона. Церковь наша это сняла. То- есть взаимные движения существуют.

Если говорить о Белокриницкой церковной иерархии - она открыта для полемики, для диалогов. Самый интересный диспут до революции как раз проходил с участием Белокриницкого духовенства, там были серьезные начетчики, например, Зеленков. Не верилось когда-то нам, что произойдет объединение с Зарубежной Церковью, но это произошло. Похоже, диавол сильно разозлился и хочет теперь в другом месте разделение учинить.

Вопрос: - Может ли мирянин читать утреню дома келейно, или она должна читаться только соборно?

о. Олег: - На самом деле на Руси молитвенником являлся «Часослов». Никаких утренних и вечерних молитв до конца XVII века не было. Если человек вечером шел в храм, то там он все эти молитвы и выслушивал. Дома он мог петь Полуночницу или утром в храме послушать утренние молитвы, Часы, а если не было возможности - то все это он читал дома. Потом, так как людям было тяжело молиться так близко к церковному уставу, хотя в старину это и было в порядке вещей, то предложили эти молитвы утренние и вечерние читать отдельно. Но, опять же, их не выдумали, а взяли из канонических молитвенных текстов, которые признавались Церковью. Они сохранялись в разных списках. И в утренних и вечерних молитвах мы видим надписания - это молитвы Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина. Это вполне канонично, но с учетом того, что люди не настолько крепки. Потом на Руси было принято моление по Псалтири. Это вообще была первая и самая главная книга на Руси. По ней учили читать детей, люди знали ее наизусть именно потому, что в раннем детстве они начинали читать эти псалмы, еще не понимая их.

 Заметили мусульмане, иудеи и христиане - если детей обучать сложным текстам с самого раннего детства, то ребенок быстро выучит наизусть, хотя ничего не будет понимать. Но понимание придет с годами, а знание наизусть сохранится на всю жизнь. И это интересное открытие. Были и те, кто Евангелие знали наизусть. Они жили этим текстом. Я не думаю, что правильно взять русский текст Евангелия и преподавать его наизусть, чтоб выучили. Там нет поэтики старославянского языка. Лучше брать старославянский текст Псалтири или Евангелия и начитывать так, чтобы слова входили в сознание.

У меня появилась моя первая Библия, когда мне было 12 лет. Я считаю, что мне фантастически повезло, что у меня была такая огромная Библия, потому что она была на церковно-славянском языке. Я, 12-летний мальчишка, раскрывал ее на столе и наклонялся так, чтобы увидеть верхнюю строчку и ниже, читал. И церковно-славянский текст заставлял меня думать, о чем там написано. А если бы моя Библия была на русском - я уверен, что не стал бы священником. Я читал бы - и мне бы казалось, что я все понимаю. Иллюзия такая.

 На самом деле, чтобы понять Писание, надо вчитываться, смысл некоторых слов открывался в контексте. Например, предложение - 4 слова мне известны, а пятое нет. По контексту начинаешь понимать, и это входит в сознание. Поэтому кто-то может удивиться, а я новоначальным, тем, которые с улицы приходят в храм, предлагаю маленькое Евангелие на славянском. Не на русском. Это не просто труд читать, это вхождение в другую вселенную. И молодой человек читает с интересом. У человека чувство первой любви уже соединяется со славянским слогом. А все это для нас сакрально, имеет огромное значение. А если мы все переделаем на газетный язык, то храмы будут пустеть, точно могу сказать.

В свое время был такой в Москве католический священник, отец Станислав Можейко. Так он упорно служил на латыни, и у него полно было прихожан. От него требовали чуть ли не из Ватикана перейти на русский, на польский, а он отвечал, что если мы перейдем на газетный язык - то храмы опустеют. Как они опустели в той же Польше, Италии, когда люди вдруг резко отказались от сакрального языка и перешли на разговорный. И статистика стала показывать, что у людей не было желания разговаривать с Богом на том же языке, на каком они на кухне друг с другом разговаривают.

Вопрос: - Не кажется ли Вам, что нынешняя ситуация с православной Церковью - это некое попущение за отсутствие примирения со стороны РПЦ со своими же людьми, старообрядцами? И поэтому мы видим такое попущение за недостаточную искренность? С одной стороны, РПЦ, как Вы рассказали, примирилась с Зарубежной Церковью, а со своими русскими старообрядцами, коими являлись Сергий Радонежский и другие русские святые, почему-то нет.

о. Олег: - Знаете, я подумал, что, а может быть как раз примирение между Московской патриархией и Русской Православной Зарубежной Церковью диавол и не может простить. И он решил отомстить, зайти с другой стороны, нанести удар через Украину. Такая есть мысль.

С другой стороны, я разделяю беспокойство Вашего сердца. Еще Солженицын говорил, что если бы не было раскола 17 века, то не было бы революции 1917 года. А если бы не было революции 1917 года, то была бы Империя до сих пор. Была бы киевская губерния, московская, тифлисская - в одной империи, не было бы разделения земель. Везде бы проживали бы граждане империи любой национальности. Ведь губернское деление территорий империи - в национальном смысле более гибкое решение, чем советская власть взяла и сработала на местечковом сепаратизме. Тогда, когда произошла революция - многие решили отделиться. И советская власть, Ленин с Троцким красным карандашом на карте рисовали, кому какие территории прибавить. Они были уверены, что пройдет несколько десятков лет - и понятие наций вообще исчезнет. Но империя именно рвалась по этим швам, где красным карандашом расчертили. Конечно любое разделение - беда, трагедия, катастрофа. Обоюдное преступление, грех. Поэтому мы должны молиться. Действительно, может быть, мы были невнимательны к людям.

 А с другой стороны - есть силы зла. Есть политические центры, которые не преследуют религиозных целей, подпитывая раскол. Вспомните, когда перестройка началась, какая была мощная сектантская экспансия! Все это финансировалось. В 90-х сколько разных сект прибыло на территорию нашей страны! Какие деньги вкачивались в этот проект, чтобы расшатать религиозное единство. И Гитлер, кстати, этот план «Барбаросса» - нападения на Советскую Россию, имел прописанным в плане, чтобы в каждой деревне была своя секта. Не такая, как в соседней. То есть - разобщить людей по религиозному принципу, добиться того, что они никогда не будут единомышленны. Враг всегда имеет в виду любое разобщение. Как в Евангелии сказано: если Царство разделится само в себе - оно не устоит. И когда разделили Украину, Россию, Белоруссию - уже была предпосылка, что будет трудно сохранить подлинное единство. А когда делят духовное пространство - тут уже и по нашим душам проходит росчерк этого красного карандаша.

В. Носов: - На днях слышал мнение братьев-грузин: они видят возможной причиной событий на Украине, по их мнению, наше отношение к Абхазии. У них Абхазия - больное место. Может, все же нам вспомнить, что нам есть, за что терпеть наказание? Миллионы абортов, сожжённые храмы в Москве. А на днях в Москве подожгли храм, воскресную школу. И поджоги были во время строительства новых храмов по «Программе 200». Просто это мало кто знает. Нам о себе нужно вспомнить, какие мы недостойные!

о. Олег: - Любое разделение человек преодолевает в самом себе. Человек может принадлежать канонической Церкви, но задаваться вопросом: а что он сам сделал для того, чтобы духовный раскол был преодолен? Вот, ходит он, поносит старообрядцев, называя их раскольниками - а в 1905 году государь-император Николай II Страстотерпец подписал указ о веротерпимости, в котором черным по белому запрещено старообрядцев называть раскольниками. И те, кто почитают Николая II как Страстотерпца и при этом называют старообрядцев раскольниками, прямо нарушают этот указ. Он, кстати, в интернете доступен. Потом - использование полицейских мер. Почему Государь издал этот указ? Многие боролись с религиозным инакомыслием, особенно со старообрядчеством полицейскими мерами и функция миссионера была не диспут организовывать, а компромат собирать, шпионить, докладывать. А когда эти методы в 1905 году отменили как неэффективные, подрывающие авторитет Церкви - то многие оказались не готовы. Шпионить они были готовы, а вести полемику нет. Почему сразу выделился Николай Варжанский? Потому что он владел Священным Писанием, знал творения святых отцов, и оказался очень востребованным. После 1905 года оказались востребованными книги диакона Иоанна Смолина. Потому что там библейская полемика, а не надежда на то, что придет человек в камуфляже и наведет порядок с дубинкой в руках. Это будет то же самое, что на Украине какие-то боевики захватывают храмы. Что это? Религиозное решение, что ли? Это не имеет отношения к христианству.

Вопрос: - Батюшка, помнится, у Вас много лет назад были миссионерские поездки, в которых Вы крестили уверовавших. Помнится, даже в Индии Вы были и просили молиться за новокрещеных. Есть ли у Вас связь с этими людьми? Как живут люди в этих Церквях?

о. Олег: - Никакой связи не удалось сохранить. Меня поразило, когда я через переводчика задал вопрос, готовы ли они стать христианами - а они вдруг с такой готовностью ответили положительно! И я подумал, что, может быть, это единственный шанс в жизни этих людей. И тогда я решился совершать крещение, не имея надежды, что смогу наблюдать их духовный рост. Чаще в миссионерских поездках я никого не крещу. Я считаю, что миссионер не должен подменять местных священников. А то бывает так: приезжает миссионерский поезд, там хор семинаристов, толпа священников - молодых миссионеров, начинают проповедовать в каком-то сибирском городке, потом крестят полгорода и уезжают. Местные священники в ужасе. Они бы год крестили людей, и приход бы содержали на эти средства - а эти приехали, всех перекрестили, православными не сделали, а результат? В храм-то они не ходят! Поэтому я всегда, куда бы ни приезжал, работаю в связке с местным священником. Потому что мы-то приехали-уехали, а он с ними остается. Он их родной отец. И мне представляется, что миссионер не имеет права крестить там, где есть местный священник. Миссионер может оглашать людей с согласия этого священника или правящего епископа. Эти массовые миссионерские десанты себя в принципе не оправдали. Это крайнее раздражение для местного духовенства. Я же помню, когда служил в Сибири. Едешь крестить в село. Там расстояния огромные. 200 км - это нормально. Ближе храма нет. Приезжаешь - все село собирается послушать священника. Сколько сразу крестить приходится! И отпевать. И исповедовать. Жажда у людей огромная. Поэтому важно, чтобы миссия была в спайке с действующими приходами. Миссионеры до революции не имели права заниматься духовничеством. Они именно передавали обращённых в руки тех пастырей, которые, что называется, в шаговой доступности. А дело миссионера - как дело акушерки: помочь человеку духовно родиться. А вот нянька - настоящий духовник, будет вести его по жизни.

В. Носов: - Помню, отец Даниил Сысоев писал, что главной задачей миссионера является довести человека до вопросов о Церкви. Подготовить его для священника, а тот уже будет продолжать диалог.

о. Олег: - И священник будет решать, сколько ему надо готовиться к Крещению или вообще рано ему об этом думать, но катехизис почитать.

В. Носов: - Напомню о Николае Дворжанском. Это святой мученик, мирянин, организовывал кружки общества трезвости, проповедовал на заводах среди мужиков. Мне кажется, эту инициативу сейчас бы подхватить. Что греха таить - мужиков в храме нет. Мало кто с ними целенаправленно занимается. Мужчины часто чувствуют себя лишними в храмах. Здесь все красиво, цветочки, бабушки поют. Они тебя поправят, если что не так сделаешь. Иногда очень так по-мужски поправят.

о. Олег: - Кстати, бабушки очень ценят, когда мужчины заходят в храм. Помню, служил на Ордынке, и был праздник. В храм заходит мужчина, прямо видно, что выпивший. И бабушки его буквально стали передавать поближе ко мне. А я воду освящал. Они его как дите - из рук в руки.

Я был удивлён. Посмотрел в глаза этих женщин - они же смотрели на беду этого человека от избытка собственного сердца! Они видели в нем сына или внука пьющего, и не было так, что они встали преградой, а, наоборот, со вниманием отнеслись к нему. А я так его побольше окропил. И он стоял просиявший. Бабушки стали ему катехизис преподавать, как пальчики складывать, как поклон делать, к какой иконе пьяненькому подходить - к Вонифатию многострадальному его повели. Это бережное отношение женщин к мужчинам! И дай Бог, чтобы женщины, жены неравнодушны были к той ситуации, что муж вдруг не ходит в храм. Может, его обидел кто? Не рекомендую я сразу своих мужей вести куда-то в монастырь на исповедь, не надо. Идите к приходскому священнику, в ближайший храм. Потому что в монастыри приезжают в первый и последний раз. Старец-монах выслушает и наложит епитимью: два года не причащаться. Видно, что человек с улицы, к нему надо по-другому. Чтобы такого не было, надо разумность проявлять. Отвести к священнику, которого вы знаете, рассказать, что происходит с мужем, чтобы подобрее батюшка был, общий язык нашел с человеком. Это очень важно.

Младостарцы особенно могут такую жесткую епитимью дать. А между тем Патриархия постоянно учит, что нельзя давать такие епитимьи, нельзя людям отказывать в таинствах. Это крайний случай - отказать в Таинстве можно человеку воцерковленному. С него спрос другой. Кому сколько дано, столько и спросится - так Писание говорит. А если человек идет на Причастие, а он совсем не готов - так надо ему сказать, что после службы можно и Богоявленской водой окропить, иконку ему подарить, свечку, чтобы дома поставил торжественно, ладана, чтобы покадил, жене не давать - за порядком в доме должен следить мужчина, чтобы святая вода всегда была. Нельзя человеку просто отказать.

Да, с точки зрения канонов есть случаи, когда мы обязаны отказать. Кстати, во всем можно отказать, кроме исповеди и нормального отношения. К таким мужичкам надо бережно. Его, может, жена 8 лет в храм тащила. Дотащила - а священник взял и напугал. И человек уже никуда не пойдет.

Мы должны дорожить людьми, которых нам Господь посылает. Я свое служение на приходе вижу в том, чтобы исповедовать и причащать и духовно наставлять. И мне дороже мои прихожане, чем беготня за какими-то китайцами. Есть китайское подворье, вот, пусть они и занимаются китайцами, а я буду заниматься своими прихожанами, они мне дороги. Если приглашают в другие места - я, конечно, поделюсь опытом, буду наставлять, я же преподаватель семинарии. Сейчас вот миссионерский факультет возродили, я там преподаю. И это тоже церковное послушание. Но приходское для меня дороже всего. Я даже надолго уезжать не могу. Вспоминаю лица прихожан - и тепло на душе. Лица-то помнишь, люди все дорогие, твои чада. Их Господь тебе вверил. Вспоминаешь батюшек, отца Вячеслава - настоятеля, протодиакона Александра, у него ножка болит, вот все думал, какую бы ему мазь привезти. Вот, надо жить реальным церковным послушанием. Назначили тебя детский дом окормлять - все эти дети теперь твои. Занимайся ими. Или на приход назначили. Для людей в возрасте потеря прихода - потеря смысла жизни. Как это? Это же моя семья! Главное внимание - к тем, которые приходят к тебе на службу. Это для священника должно быть важно. Те, кого ты знаешь. И если ты так будешь относиться к постоянным прихожанам, то люди со стороны, захожане, это заметят. И тоже захотят влиться. И такой приход будет расти естественным образом. Как Христос говорил: на путь к язычникам не ходите и в города самарянские не заходите. Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. А кто погибшие овцы дома Израилева теперь? Это крещеные люди, но не очень воцерковленные. Поэтому о своих надо заботиться в первую очередь. Делайте добро всем, наипаче своим по вере.

Вопрос: - Говорили, что когда Авраам ходил по разным местам, то везде он устанавливал алтари. Почему он употреблял для этого большие камни? Чтобы было удобнее резать животных?

о. Олег: - Алтарём служили большие необтесанные камни. Натуральные, которые подходили один под другой. Складывались они в форме квадрата. Но посередине только внизу были камни. И оставалось место значительное для дров и для положения жертвы. Когда совершалось жертвоприношение, то лежал большой камень рядом с таким жертвенником, который уже горел. А на том камне рядом приносили жертву. Обязательно на камне, чтобы кровь стекала. И клали потом на этот огонь. Читали молитвы. Какой смысл в этом? С одной стороны, человек приносил такую жертву, имея в виду, что он совершил смертный грех. Это его надо кровь пролить, потому что не бывает прощения грехов без пролития крови. А вот эта жертва – она заместительная за его грехи. Авраам мог приносить грехи со своих потомков. Потому что, будучи пророком, это видно из Библии, он ставил эти жертвенники в тех местах, где потом с его потомками происходили какие-то страшные вещи. Это библейский факт. Исследуйте все жертвенники Авраама, посмотрите по симфонии, где еще эти места встречаются. В Библии вы увидите, что это знаковые места.

 С другой стороны, пища добывалась очень тяжело. Человек совершал подвиг - он отделял от того, что ценил. Это не просто: на тебе, Боже, чего мне не гоже. А он приносил жертву без порока, из первородного стада, от тука их. То есть, лучшее из лучшего. Это кровь, это тук (жир). Жертвоприношение животных было связано и с тем, что в тогдашнем мире поклонялись животным. Это третья причина. Например, в Египте поклонялись баранам. Есть храмы, где сотни каменных баранов сохранились. Это было божество египетское. И когда резали баранов - это в противоположность поклонения этим животным. Скорее всего, тут действовали все три причины. Вспомним книгу «Исход», когда фараон говорит: принесите жертву здесь. А Моисей в ответ: как мы принесем ее, нас побьют камнями египтяне, они же этих животных почитают священными? То есть это отношение к идолопоклонству. Эти люди поклоняются этим животным, а мы их режем на жертвеннике, приносим жертву Господу, которого мы только и признаем. Господь един - это была главная заповедь Божьего народа. Такие три объяснения я нашел в литературе, которая касается этого вопроса.

Вопрос: - Если человек- крестный отец, и существует духовная связь между ним и его крестником, он живет и совершает какие-то грехи - сказывается ли это на духовном состоянии крестника?

о. Олег: - В Писании сказано, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего-четвертого рода. Есть такой христианский экзегет епископ Патерий, он был компилятор трудов Григория Двоеслова, Папы римского, и он задался вопросом, почему сказано, что до третьего и четвертого рода? Имеется в виду, что когда мы подражаем грехам наших родных и близких, тогда мы и отвечаем за эти грехи. А сказано, что третий и четвертый род, потому, что дальше мы не помним наших предков. Отца, деда, прадеда, а дальше не помним. И Патерий пишет, что человек несет ответственность за свои грехи или если он подражает порочной жизни тех, которые его воспитывают, жизнь которых у него перед глазами. Поэтому это не автоматически происходит. С другой стороны - мы наследуем смертность от Адама, первого человека. Ведь человек не был сотворен смертным или бессмертным. Если бы он исполнил заповедь, то жил бы вечно. Он нарушил, поэтому смерть вошла в этот мир. Мы наследуем тление, и так далее. Есть важный текст в Библии, где сказано, что в Адаме мы умираем, во Христе мы должны ожить. Больше нас должны интересовать те влияния, которые мы оказываем на своих крестников, на других людей. Мы умрем, а наше влияние - и хорошее и плохое будет продолжать жить. Об этом нельзя забывать, и надо очень ответственно относиться к каждому человеку, который нам посылается на нашем жизненном пути. Спаси всех Христос!  

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
14 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+