Перейти к основному содержанию

21:24 14.11.2018

Фактор высокой духовности

24.10.2018 14:39:01

Презентованное недавно МО России, возрождённое в новом качестве Главное военно-политическое управление (ГВПУ) ВС РФ, находится пока в стадии реформирования. На правах офицера запаса, бывшего одно время в обойме прежнего парт-полит аппарата не «последним патроном», хотелось бы поразмышлять на тему задач, поставленных перед преобразованным ведомством.

Искажённый образец

Начальник ГВПУ генерал-полковник Андрей Картаполов в интервью газете «ВПК» в частности отметил: «Возрождение Российского государства, как мы видим, продолжается через возрождение православной веры. Поэтому формирование современного российского воина не может проходить без высокой духовности». Раскрывать суть «высокой духовности» генерал не стал, что позволю сделать себе я, как человек, имеющий специальное образование.

Согласен, что нашей Армии не хватает духовности именно в религиозном её понимании. Не желая изматывать читателей долгим теоретизированием заявленной проблемы, предложу живой пример из нашей истории. За ним ходить далеко не надо. Высокой духовностью в полной мере обладал лучший русский полководец А.В. Суворов, о котором сегодня, кажется, знают все.

Проблема, однако, состоит в том, что подлинный Суворов от нас… скрывается. Прежде всего его многочисленными толкователями, суфлёрами и переводчиками. Но ни одним из них не раскрыл секрет его непобедимости, ведь полководец не проиграл ни одного из более чем 60 данных им сражений – до сих пор никем не побитый рекорд! Парадный и картинно-киношный портрет Александр Васильевич во многом отличается от того, чей образ сохранили его биографы, сослуживцы. Порукой в этом могут быть воспоминания о нем, записи полководца, сохранившаяся переписка.

Большой ошибкой будет воспринимать его, как удачливого солдафона, бессловесно исполнявшего все монаршие капризы-повеления. Не менее ошибочно думать, что он устарел, ссылаясь на его якобы любимый тактический приём, выражавшийся в лихой присказке: «Пуля – дура, штык – молодец!». Встречается и не менее частая попытка выставить Суворова неким индифферентным популистом, для которого главной целью было любой ценой прославиться. Ни одна из этих и других картинок не отражают и не раскрывают подлинной сути гениального полководца.

 

«Честь моя превыше всего»

Суворов не только автор «науки побеждать», которую с успехом усвоили его ученики М.И.Кутузов, П.И.Багратион или А.П.Ермолов, но и солдатский, а значит народный педагог. Его школа не элитарная и философски отстранённая, но всеобщая, доступная и ясная. В основе суворовской науки - единое с народом мироощущение, свойственное русским людям конца XVIII столетия – простое и незамутнённое последующими наслоениями всевозможных псевдонаучных «открытий».

Состоит это мироощущение в религиозном (додарвинском, «донаучном») восприятии мира, сотворённого Богом. В то время атеистов, богоборцев в России ещё не было, и альтернатив такому взгляду на мир практически не имелось. Но уже тогда и в обществе, и в армии ощущался дефицит подлинных носителей Христа в сердце, каковым и был Александр Васильевич. Спрос же на таких людей в православном народе, составлявшем абсолютное большинство, был велик.

И Суворов стал этим человеком, но не в образе монаха – аскета, подобного игумену земли Русской – Сергию Радонежскому, а в облике народного полководца, Христова воина, страшного врагам. Он, словно герой народных сказок и былин, сродни непобедимому Илье Муромцу, закончившему жизнь монахом Киево-Печерской лавры; храброму Алёше Поповичу – сыну Ростовского священника, одержавшего победы во многих богатырских поединках; или верному Добрыне Никитичу, готовому положить за своего князя, за Русь жизнь и душу. Суворов лишь по недоразумению не канонизированным пока Церковью, подобно своему соратнику и другу – святому праведному воину Фёдору Ушакову.

Свойственная героям Святой Руси искренность, готовность к самопожертвованию и простота в общении, как с сильными мира сего, так и с простолюдинами, помогала Суворову завоевать любовь среди солдат, авторитет у офицеров, монаршее доверие и благоволение (что, однако, не спасало его от опалы и оговоров). При этом Александр Васильевич, как офицер, обладал ещё и кристальной честностью, свидетельствуя о себе: «Честь моя превыше всего. Покровитель ей - Бог!»

«Где просто, там ангелов со сто»

 Он легко и свободно входил, как в проблемы государственного масштаба, так и в нужды подчиненных, вверяя им себя без остатка. Это давало ему право повелевать сердцами и жизнями своих солдат и офицеров. Для них он находил те необходимые слова, звучавшие из его уст песней Небес: «Чудо - богатыри, неприятель от вас дрожит!», «Господа офицеры, мы – русские, с нами Бог! Какой восторг!». Недаром же император Павел, разногласиях которого с Суворовым сильно преувеличены, говорил о нём: «Быть ему Ангелом!», прозревая высокую духовность гения.

Пленял Ангел-Суворов сердца своих солдат не так, как его современник Наполеон. Тот для поддержания своего авторитета в армии позволял эффектные жесты, как, например, посещение в окружении пишущей братии чумного госпиталя в Яффе. Суворов даже в минуты смертельной для него опасности был естественен и органичен, без надрыва и позы.

Такой простоты и лёгкости в восприятии службы, отношениях с сослуживцами, начальниками и подчинёнными, не хватает сегодня многим нашим офицерам, которые по меткому выражению покойного писателя и публициста Карема Раша «влачат свои крылья по земле». Вслед за ним здесь уместно вспомнить и известное изречение Амвросия Оптинского, канонизированного в лике святых и ставшего прототипом старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»: «Где просто, там ангелов со сто. А где мудрено – там ни одного!».

Там, где вместо плодов высокой духовности - естественности и простоты присутствует наукообразная заумь и фобии - там уже нет места доблести, самопожертвованию, выражающих суть воинского служения. Зато на этой почве хорошо произрастают пороки, позорящие звание офицера, бесчестящие его.

«Бог не в силе, а в правде»

Выйти из этого тупика помог бы опыт Суворова и его победоносной науки. Ведь главной победой, он называл победу над собой: «Победи себя – будешь непобедим!». Этот красивый девиз стал официальным для многих подразделений спецназа нынешней Росгвардии. Но понимается он, на мой взгляд несколько однобоко. Имею право сказать так, прослужив несколько лет в одном из отрядов ВВ МВД России.

В системе подготовки спецназовцев Внутренних войск приоритет традиционно отдавался спорту, физической закалке. Для этого они много времени проводили в спортзалах и на стадионах. У солдат и офицеров формировался культ здорового тела, в котором, как принято было считать, и обитает здоровый дух – производная искомой «высокой духовности»?

Вершиной для наиболее амбициозных бойцов спецназа становились испытания на право ношения крапового берета – символа высшей квалификации военнослужащего спецподразделения МВД. Это очень серьёзное, изнуряющее испытание завершается 12 минутным жёстким спаррингом с меняющимися партнёрами.

Победа над собой таким образом понималась, как преодоление в первую очередь своего физического несовершенства и подавление отрицательных качеств, мешающих достичь поставленной цели через напряжение воли, закалку характера.

Но как мы знаем, никаких подобных целей не ставил перед собой Александр Васильевич, не обладавший к тому же ни богатырским здоровьем, ни атлетическим телосложением. Он не был зациклен на физическом совершенстве, но просто вёл здоровый образ жизни, характерный для его современников из простонародья, что подразумевало естественное ограничение себя от излишеств. Наверняка помнил Суворов и завет своего небесного покровителя - князя Александра Невского: «Бог не в силе, а в правде».

Но о какой же победе над собой говорил тогда Александр Васильевич? Безусловно, о победе духовной - над своими недостатками, человеческими немощами, которые и тогда, и сейчас именуются грехами – язвами души.

Как православный христианин, Суворов осознавал себя грешным и смертным человеком, нуждающимся в спасении, которое невозможно без помощи Всемогущего Бога, воплотившегося в образе Христа. От этого понимания рождалось одно из необходимых для спасения качеств – смирение: «Молись Богу – от Него Победа!». «Бог – наш генерал, Он нас водит!» - неоднократно подчёркивал полководец, прямо называя источник своих викторий на полях сражений. Ни одно из которых он не начал без молитвы.

Тайна трёх «С»

Борьба христианина с самим собой – с укоренившимся в нас дурными привычкам и наклонностям такими как лень, зависть, самодовольство, малодушие, осуждение других, раздражительность, зависть, гнев, жадность, желание чужого… самая бескомпромиссная. И великому Суворову она не была чужда.

В Православной Церкви, к которой имел честь принадлежать Александр Васильевич известны восемь главных греховных страстей, которые опытом людей высокого духа сведены к трём основным: сребролюбию (поиску во всём корысти), славолюбию (постоянному поиску превозношения себя) и сластолюбию (неудержимой тяги к наслаждениям жизни). От них пускают корни и все остальные грехи-страсти, уродующие наши души.

По учению Церкви и свидетельству опытных людей высокой духовной жизни эта борьба – духовная брань будет происходить до нашей кончины – отшествия из мира сего в мир иной, где будет вершиться суд над бессмертной душой. Преимущество верующего человека, коим были Александр Суворов и его подчинённые перед сегодняшними воинами состоит в том, что они верили в милосердие Божие, надеялся на Его помощь и, как могли, старался исправить себя. Так, последними словами умирающего полководца были слова искреннего покаяния: «Долго я гонялся за славою, но покой у престола Всевышнего».

Перед своим Альпийским походом, вознёсшим его на вершину оперативного искусства, Александр Васильевич находился в опале. Живя в своем имении под Новгородом в селе Кончанском, осознав суетность и бренность земной славы, к которой стремился полководец, он написал Покаянный канон – сугубо церковное, духовное произведение. В нём военный гений окончательно раскрылся, как человек глубокой веры.

Тогда же 67-летний Суворов обратился к императору Павлу с прошением разрешить ему удалиться для проживания остатков дней в монастыре. Это был не PR – ход, не шантаж, не способ привлечь к себе внимание, но искреннее желание смирившегося перед Боргом и Императором гениального человека.

 Обладая без сомнения высокой духовностью Александр Суворов может и должен быть вписан золотыми буквами в концепцию нынешнего ГВПУ. Надо только взглянуть на его «Науку побеждать» под правильным углом, который даёт вера.

Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед – выпускник Центра духовного образования военнослужащих при Свято-Тихоновском Православном Богословском Государственном институте

Фото из архива автора

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+