Перейти к основному содержанию

09:26 15.12.2018

Неужели мир настолько сильно лежит во зле, что у православных нет ни малейшего шанса в глобальном масштабе хоть чуть-чуть изменить его в лучшую сторону?

10.10.2018 12:24:28

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/09/22/21-00

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну почему, шанс есть. Если имеешь веру, как с зерно горчичное -  скажешь горе сей, и она ввергнется в море. Поэтому чего ж тут… Нужно только веру иметь. А вот с этим трудности.

прот. Александр Березовский: - Многие люди называют себя верующими.

прот. Дмитрий Смирнов: - Называют – это понятно. Но вера вере рознь.

прот. Александр Березовский: - То есть, веру сложно найти даже с горчичное зерно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Поэтому Господь сказал: когда приду, найду ли веру на земле? А сейчас, по многим  апокалипсическим откровениям, даже с погодой такое делается, чего никогда не было. Каждый день рекорд. Причем не только в одной стране, а по всему миру.

прот. Александр Березовский: - Господь предупреждает людей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, предупреждает, готовит, но чего-то не слышно в новостях об Апокалипсисе. А он уже на дворе.

прот. Александр Березовский: - Ну, люди его, видно, так ждали, что, в общем, готовы к нему.

прот. Дмитрий Смирнов: - Сами, можно сказать, провоцируют.

прот. Александр Березовский: - События, происходящие в мире, все-таки заставляют людей задуматься: что мы можем этим событиям противопоставить?

прот. Дмитрий Смирнов: - Людей только одного, так сказать, качества. Тех, для которых Священное Писание  - знакомая книга. А большинство, какие бы события не были -  не понуждаются читать Писание.

прот. Александр Березовский: - Ну, не только читать, нужно еще и как-то следовать ему.

прот. Дмитрий Смирнов: - Для начала хотя бы ознакомиться с текстом.

прот. Александр Березовский: - То есть, людям неинтересно даже знакомство с этой книгой.

прот. Дмитрий Смирнов: - В этом-то вся беда.

прот. Александр Березовский: - Ну, молодежи стало больше в храмах.

прот. Дмитрий Смирнов: - У нас, ты заметил, больше стали рожать детей.

прот. Александр Березовский: - Заметил.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но этого не хватает, чтобы было воспроизводство населения. На глаз заметно: количество многодетных увеличилось, но для того, чтобы на семью было больше, чем два и с чем-то десятых ребенка, чтобы было по всей стране - этого не хватает. По-прежнему нас там один и семь десятых. Поэтому… У многих двое, у многих трое, у некоторых девять, но этого не хватает.

прот. Александр Березовский: - Вот недавняя статистика: за восемь месяцев этого года мы сократились почти на 100 000 человек.

прот. Дмитрий Смирнов: - Я тоже читал в газете.

прот. Александр Березовский: - Так что, к сожалению, люди не очень смотрят в будущее. Больше заботятся о своем настоящем.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но и забота такая не конструктивная. Выражают свои недоумения, но почему-то считают, что все должно быть как-то без них.

прот. Александр Березовский: - Ну, кто-то всегда виноват, и кто-то всегда должен.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

Есть ли у святых отцов такое толкование на образ змия в Бытии, что это посланник Божий? И вкусить плод надлежало? Что суть грехопадения - в непонимании Воли Божией, а не в нарушении заповеди?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я такого не встречал. Я хотя человек не очень начитанный, но мне не попадалось.

прот. Александр Березовский: - Человек услышал такое мнение от священника и как-то смутился этим.

В жизни часто приходится сталкиваться с общепринятыми правилами: цветов в букете должно быть нечетное количество, в больницу людей везут головой вперед, а на кладбище - ногами вперед. Что это за принципы? И действительно ли они имеют значение?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никакого. Вот сегодня я говорил в храме: все люди религиозны. Одни исповедуют православное христианство, а другие исповедуют закрытие зеркал, если в доме покойник, черными тканями. Для них это важно. Религиозность на уровне: какой тряпкой закрыть зеркало?

прот. Александр Березовский: - Ну, люди совмещают…

прот. Дмитрий Смирнов: - Что-то совмещают, а что-то для них самое главное.

прот. Александр Березовский: - Оно все вперемежку: и это главное, и это…

прот. Дмитрий Смирнов: - И так бывает.

прот. Александр Березовский: - То есть люди разбавляют православную веру своим небольшим суеверием.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, ложка дегтя портит бочку меда. Даже если есть вера, они ее нейтрализуют, как щелочь нейтрализует кислоту.

прот. Александр Березовский: - То есть, если человек верит во что-то такое…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, например, через порог не здоровается – то он этим самым перечеркивает свою веру. Просто делает ее несущественной. Обычно такие люди себя именуют глубоко верующими. То есть, вера так глубоко, что ее даже и не видно.

прот. Александр Березовский: - Обычно люди, когда им делаешь замечание, парируют: а что в этом плохого?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, как плохого? Например, я купил калькулятор. И пишу: 2 умножить на 14 миллионов получится 15 копеек. Что в этом плохого? Да ничего плохого. Но он просто врет в арифметике. Как им пользоваться  на контрольной или в магазине? Плохого ничего нет. Но либо просто переплатишь, либо тебя в милицию вызовут как жулика. Плохое что-то в этом есть? Да нет – все хорошее. Посидишь в кутузке, пока не выяснят, что у тебя просто калькулятор взбесился. Вот и все. Время уйдет, потеряешь время. А что тут плохого? Да, ничего плохого – все только хорошее.

Взял в библиотеке сатанинские книги и сжег их, а наш батюшка сказал: пока не возместишь ущерб -  отлучаешься от причастия. Правильно ли я поступил? Есть ли грех в моем поступке?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это для меня очень сложно.

прот. Александр Березовский: - Разобраться в этом вопросе…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Тут как бы такой софизм.

прот. Александр Березовский: - Что батюшка защитит вдруг…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Это называется вопрос, чтобы проверить вшивость. Поэтому апостол Павел сказал так: каждый поступай по разумению собственного ума.

Недавно узнал от своей старенькой мамы, что возможно меня не крестили в детстве. Никто из родных точно не знает. Я живу церковной жизнью, исповедовалась и причащалась многие годы. Священник нашего храма сказал, что если нет никаких доказательств, нужно крестить меня, но особым чином. Но то, что я причащаюсь, возможно, будучи некрещеной, не вменится ли это мне в грех?

прот. Дмитрий Смирнов: - Такое в Церкви существовало древнее правило: если по ошибке, случайно причастили некрещеного, то его надо срочно крестить.

прот. Александр Березовский: - Просто человек приходит, договаривается со священником, совершает …

прот. Дмитрий Смирнов: - Объясняет ситуацию и принимает Святое Крещение. Аще некрещена, крещается раба Божия Пелогея.

прот. Александр Березовский: - А если крещена…

прот. Дмитрий Смирнов: - А если крещена, Господь это крещение не посчитает как крещение, ибо оно должно быть одно.

Наша семья оказалась в бедственном положении. Рискуем остаться без жилья. Что делать в данном случае, куда обращаться?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это вопрос не ко мне. Это, если у вас затопило квартиру -  я смогу сказать, куда вам обращаться. И по поводу жилья. Потому что тут причины могут быть самые различные. Например, вы проиграли в карты. Куда вам обращаться? Я не знаю, где решаются такие споры.

прот. Александр Березовский: - Ну, раз люди пишут на православную передачу, наверное…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, мало информации, чтобы дать какой-то совет. То, что могут лишиться жилья, но люди лишаются жилья по разным причинам. И чего тут скажешь? Тем более, я не риэлтор, не юрист. Будут строить новый дом -  я знаю, что делать на освящение места, где будут строить дом. Могу специальное молитвословие произнести. А когда уже построят - как освятить, знаю.

прот. Александр Березовский: - Частенько люди оказываются жертвой мошенников.

прот. Дмитрий Смирнов: - И это бывает. Очень даже часто. Но насчет мошенников. Я же не министерство внутренних дел!

прот. Александр Березовский: - Часто людям отказывают там, где должны помочь.

прот. Дмитрий Смирнов: - И это бывает. Но для этого есть прокуратура. Которая понуждает сотрудников внутренних дел выполнять их работу. А на прокуратуру есть генеральная прокуратура. На межрайонную прокуратуру есть городская. Так что…

прот. Александр Березовский: - Вышестоящие организации всегда есть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, всегда.

Я плохо отношусь к употреблению алкоголя. В том числе и к культурному питью. Мне хотелось бы воспитать в этом же духе своих детей. Могу ли я моих родителей просить в присутствии наших детей не употреблять алкогольные напитки, или это будет не почтительно по отношению к родителям?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это зависит от того, каким тоном сказано. Будет почтительный тон или грубый, и так далее. А так почему же нет? Очень даже.

Прот. Александр Березовский: - Попросить - в этом греха нет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. А какой тут грех?

прот. Александр Березовский: - Ну, дай Бог, чтобы родители поняли и приняли. А то начинают: ты нас не учи…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Тут вот в чем дело: голова дана человеку не только для того, чтобы носить шляпу или есть, потому что едим-то мы головой, а для того чтобы думать. Прежде чем с чем-то обратиться к человеку, нужно подумать: а вот если я ему скажу, как я думаю, что он мне ответит? Это же речь идет об отце и о матери. Что же, родил уже ребенка, уже взрослый человек, а до сих пор не изучил папу с мамой? Заранее не знаешь, что они скажут в такой ситуации? Сразу ясно – имеет ли смысл говорить или не имеет.

прот. Александр Березовский: - Когда родители не хотят слушать просьб своих детей, и, считают, что они лучше во всем разбираются, и это их право и дело…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, тогда надо прекратить общение.

прот. Александр Березовский: - То есть родители остаются без общения…

прот. Дмитрий Смирнов: - Но дети-то важнее, чем родители! Потому что за родителей ты не отвечаешь. Они уже взрослые. А за детей отвечаешь перед Богом – кого ты вырастишь. Враги человеку могут быть домашние его. Поэтому от них надо держаться подальше, если они вредят воспитанию детей.

прот. Александр Березовский: - Обида родителей воспринимается как нарушение заповеди о почтении…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ничего подобного. Это ошибка. Это неважно, кто, чем, как воспринимает. Важна твоя мотивация. И что ты делал по тому или другому поводу. Где тут непочтение, когда «дорогой папочка», «любимая мамочка»?

прот. Александр Березовский: - Мы решили, что в нашей семье  должно быть так.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может, в то время, когда мы к вам приезжаем, мы заранее будем сообщать, вы исключите употребление алкоголя за вашим столом, вам не трудно это? Ну, хотя бы на часок. Мы тогда на часок будем приезжать. Только мы ушли – вы тут же по стакану наливаете – фу, наконец-то. Не можете? Ну, тогда – до свидания. И все.

Я регент храма. Хочу, чтобы на клиросе было чистое, молитвенное пение. Но порой приходят люди, которые делают это непрофессионально, а на замечания петь тише или помолчать, реагируют с обидой. Как правильно поступать, если учиться и слушать регента не хотят?

прот. Дмитрий Смирнов: - Таких не пускать на клирос. Как это не хотят? Ну, представьте себе: некоторый человек пришел в алтарь, снял телогрейку, надел незнамо откуда взятый подрясник и говорит: я хочу служить. А ты кто, священник? Нет. А певческое дело – это такое же служение.

прот. Александр Березовский: - Я хочу петь, почему вы меня не пускаете?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, вон тебе Большой театр – иди и пой. Но только там, в гардеробе. Потому что дальше, за кулисы ты вряд ли просочишься.

прот. Александр Березовский: - Ну, не знаю, видно, там такие правила, что регент не указ певчим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если регент не указ певчим -  надо идти в тот храм, где указ. Потому что, как написал Иван Андреевич Крылов, на лад их дело не пойдет. И как друзья вы ни садитесь, или не вставайте – никакого пения не получится.

прот. Александр Березовский: - Ну, многим людям нравится, как они поют. Им самим нравится.

прот. Дмитрий Смирнов: - Некоторым людям нравится самогон. Некоторым людям нравится матерщина. Некоторым нравится ездить без правил. А некоторым людям нравится воровать. Ну и что нам теперь делать? Мы же, как бы, избегаем. Есть такое водительское правило, называется ДДД: дай дорогу дураку. Потому что, если он тебе машину расшибет или ты ему, что не менее дорого будет стоить. Он делает там незнамо что – ну и пусть. Нет, а чего ты сделаешь? Что человеку в шлеме на мотоцикле, который на скорости 200 километров обгоняет автомобили – ты ему что-нибудь можешь объяснить? Ну, видно же, что он вообще ничего не понимает. Он дикий. Он весь находится внутри своего удовольствия. Поэтому их и называют – «хрустики». Новое возникло слово в русском языке – «хрустик».

прот. Александр Березовский: - Это мотоциклисты.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, люди в шлемах, которые едут под двести и за двести.

прот. Александр Березовский: - То есть человеку, который не хочет слушать, говорить без толку. Даже если это в храме. Все-таки в храме определенная есть же…

прот. Дмитрий Смирнов: - Есть правила, конечно. Все это есть. Но и люди есть, которые не слышат и сами знают, что надо. Причем надо не только ему, а вообще всем. Кому, в какой одежде ходить -  они знают, в каких платках. Сегодня вот я исповедую, подходит ко мне женщина, в годах уже, крепко за семьдесят, начинает меня учить.

прот. Александр Березовский: - Как надо исповедовать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Как вообще обращаться с русским языком…

прот. Александр Березовский: - То есть ей что-то не понравилось…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, весьма. Ну, из той породы, которая часто бывает: слышал звон, а не знает где он. То есть, тот текст, который ее смутил – она не поняла смысла. И высказывала мне свое фэ. Довольно долго. У меня уже терпение начало заканчиваться.

Расплата за грехи молодости настигла сейчас, в 54 года. В виде проблем моих детей, которые стали моими. Сердце за них разрывается на части. Каждую минуту мысли о них и их проблемах. Покоя нет. Силы теряю на нервной почве, физические и духовные. Подскажите, пожалуйста, как правильно молиться в тяжелых жизненных обстоятельствах? Чем я еще могу помочь своим детям?

прот. Дмитрий Смирнов: - Покаянием.

прот. Александр Березовский: - То есть не их спасать…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Потому что их спасает Господь наш, Иисус Христос. Почему Господь так попустил? Для того чтобы человек пришел к покаянию. Чтобы приблизилось к нему Царствие Небесное. Хоть 50 с небольшим – это не критический возраст, но уже дело идет к закату. И Господь попускает, чтобы человек осознал, со слезами покаялся. Может быть, детям рассказал.

прот. Александр Березовский: - Осознал и видит последствия своих грехов и очень хочется помочь.

прот. Дмитрий Смирнов: - А епитимия? Придется потерпеть.

прот. Александр Березовский: - Потому что сам…

прот. Дмитрий Смирнов: - За грехи-то нужно же пострадать! Страдание очищает.

прот. Александр Березовский: - Если беззлобное.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если со злобой, то тут, конечно, ничего не будет.

прот. Александр Березовский: - Кстати, такой вопрос мне задали: человек под влиянием жизненных обстоятельств сильно озлобился. Зачем ему Господь дал эти обстоятельства, если они привели к худшему состояние его души? Неужели Господь не ведал, что может этим кончиться?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, Господь Сам знает, что Ему делать. Он наш Отец, Учитель, Врач, Судия.

прот. Александр Березовский: - Бог делает всегда во благо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Если человек не видит это благо, ну, что тут сделаешь – подождем еще.

прот. Александр Березовский: - Человек увидел результат…

прот. Дмитрий Смирнов: - Увидеть – мало. Нужны плоды покаяния. А то – ой, все мы грешные. А дважды два – четыре. Нужны плоды покаяния. Украл сто рублей – отдай двести. Вот это плоды покаяния.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, если человек не вразумляется обстоятельствами….

прот. Дмитрий Смирнов: - Не вразумляется, значит - будет еще терпеть. Господь будет разные ключики подбирать: один не подошел – другой предложит.

прот. Александр Березовский: - А человек, наблюдающий за этим процессом, осуждает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, молодец – его также будут судить, как он осуждает другого. Поздравить не могу с этим, но это обязательно будет либо с тобой, осуждающий, либо с твоими детьми, перед твоими очами. Это закон духовной жизни.

прот. Александр Березовский: - Но вот уже произошло.

прот. Дмитрий Смирнов: - А человек что? Человек хочет детям помочь. А Господь это делает не для детей, а делает для него. А он хочет детям помочь – ну, значит еще надо пострадать. Пока еще не понял ничего.

прот. Александр Березовский: - Вот это желание спасти от чего-то.

прот. Дмитрий Смирнов: - От гордости.

прот. Александр Березовский: - Оно постоянно людей преследует…

прот. Дмитрий Смирнов: - А люди постоянно гордые.

прот. Александр Березовский: - И говорят: я учу детей своих. Я говорю: они еще маленькие? Да нет, говорит, уже за тридцать. - А чего учишь? – Ну, как? Ну, у меня же сердце-то материнское болит за них. Вот и учу.

прот. Дмитрий Смирнов: - Пусть он себя лечит.

прот. Александр Березовский: - Ну, я очень надеюсь, что из этой ситуации Господь поможет выбраться…

прот. Дмитрий Смирнов: - Если к Нему обращаться с покаянием – тогда, конечно. Господь видит, что человек действительно покаялся, а не так, для отвода глаз.

прот. Александр Березовский: - Нет терпения в той ситуации, которую Господь дал.

прот. Дмитрий Смирнов: - Без терпения – нет спасения. Надо этот стишок выучить преподобного Амвросия Оптинского.

прот. Александр Березовский: - Да, частенько его повторяют люди…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, слава Богу.

Вопрос по Закону Божьему. Сказано, что Господь сотворил ангелов безгрешными. Откуда в безгрешном ангеле появился грех гордыни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Постепенно.

прот. Александр Березовский: - В результате той свободы, которую Господь даровал ангелу, он стал склоняться…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Пришла мысль. Какой я безгрешный, какой я хороший! И уже все,  « я». И как только человек сказал «я» - так оно и поперло. Как семя борщевика.

прот. Александр Березовский: - Я говорю, когда человеку приходит мысль, все говорят: ну, от лукавого пришла. А ему-то от кого? Родоначальнику всех этих горделивых «я»?

прот. Дмитрий Смирнов: - Понятия не имею.

прот. Александр Березовский: - Мы знаем только о том, что произошло.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Из откровения Божия, в ту меру, которую нам Господь счел нужным показать.

прот. Дмитрий Смирнов: - А так есть такие передачи: «Хочу все знать». Надо туда написать, может, ответят.

После воскресения мертвых и Страшного суда Божия люди будут разделены окончательно на тех, кто наследует Царствие Небесное, и на тех, кто уйдет в огонь вечный. То есть, люди родные разделятся. И какая же это будет радость для тех, кто с Богом, когда их родственники мучаются в аду?

прот. Дмитрий Смирнов: - В аду люди не мучаются. Если их поместить в рай – вот это будет им мучение. А так, как рай им не нужен и никогда не надобился, они стремились только к аду – он им и достается.

прот. Александр Березовский: - Но ад не есть место удовлетворения человеческих страстей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Наоборот. Это и есть страдание – вот эти страсти.

прот. Александр Березовский: - Ну, или мучения, поэтому мучается…

прот. Дмитрий Смирнов: - Как посмотреть. Но в раю мучился бы больше. Это точно.

прот. Александр Березовский: - Для кого рай, для кого мука…. 

прот. Дмитрий Смирнов: - Кабак – одним рай, а другим ад. Церковь – одним рай, а другим ад. Одному дискотека, а другому зал Чайковского.

прот. Александр Березовский: - Если их поменять местами…

прот. Дмитрий Смирнов: - Поменять – они все будут как в аду. Дым, скрежет, грохот стоит. И говорят – это музыка. Ну, извините.

прот. Александр Березовский: - Вот как раз, батюшка, продолжение этого.

Есть люди, любящие грех и от этого попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Их жалко, потому что они реально живут в ужасных условиях. Мы пробовали помочь им, но они сами не хотят меняться. От нашей помощи толку немного. Мне непонятно, как можно рассуждать о людях для того, чтобы принять решение об отношении к ним и не судить их? И как им можно реально помочь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Реально – это нужна мера этой помощи. Ну, например: он хочет есть – его надо покормить. У него нет обуви – можно ему дать.

прот. Александр Березовский: - То есть, по мере возникновения реальной необходимости.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Тогда будет наиболее эффективно.

прот. Александр Березовский: - А данные деньги обычно тратятся не совсем туда, куда просили.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да не совсем, а прямо на вред печени.

прот. Александр Березовский: - Вот такие люди нередко, как говорят, садятся на шею.

прот. Дмитрий Смирнов: - В этом и состоит искусство благотворительности. Не дать сесть на шею, потому что человеку это вредно.

прот. Александр Березовский: - Ну, это искусство – где ему научиться?

прот. Дмитрий Смирнов: - Практически. Конечно, будут ошибки.

прот. Александр Березовский: - Господь говорит: просящему у тебя дай. Но дай с рассуждением. 

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, обязательно. Без рассуждения – это может идти во вред. Будешь отвечать перед Богом за свои бездумные действия.

прот. Александр Березовский: - Такой случай, батюшка. Одна женщина говорит: попросили у меня помощи. И первый порыв был оказать, но я решила рассудить. И пока рассуждала, пришла к мысли – нет, не дам. Может быть, говорит, меня лукавый смутил какими-то доводами своими, что у меня из первого доброго порыва…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, подожди. Речь шла о том, что она, эта женщина, рассуждала, причем тут лукавый?

прот. Александр Березовский: - Ну, он ей свои доводы внушил, что, знаешь, совсем необязательно, и не так уж им это и нужно. И увел ее от этой мысли…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, может и не так оказывать благотворительность, а какую-то часть….

прот. Александр Березовский: - То есть совсем отказывать не стоит человеку просящему?

прот. Дмитрий Смирнов: - А зачем? Это же как надо использовать протянутую руку. Господь говорит: я был голоден, а ты меня покормил. Поэтому в этом смысле – очень даже нужно это использовать.

прот. Александр Березовский: - А если человек говорит – маловато -  добавить…

прот. Дмитрий Смирнов: - Извини, брат, конечно, маловато.

прот. Александр Березовский: - Но что могу.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, сказать: давай верни, в другой раз побольше дам. Тут есть разные варианты.

Заметил, что мои дети заболевают после совершения мною определенного греховного поступка, является ли это расплатой за мой грех? Или это суеверие?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Почему? Это вполне так бывает. Но если вдруг ребенок не заболел - это еще не значит, что ты не согрешил.

прот. Александр Березовский: - Ну, прожить день и не согрешить – я думаю, что никому не удается.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, в чем-то определенном. Вот, каждый человек обычно, ну, там по лени или еще почему-то, хочет себе схему: чтобы ему было автоматом: надо вот так, а я делаю так – тогда я спасусь. Нет, Господь хочет, чтобы каждый раз человек напрягал свою совесть, свое сердце, разум, чтобы он думал. Все время упражняйте и сердце, и ум, и совесть.

прот. Александр Березовский: - Но вот на долгое упражнение не хватает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Неизбежно будут ошибки. Но все-таки тренинг идет. А он должен…

прот. Александр Березовский: - Обычно в очереди на исповедь человек чуть-чуть поупражняется с тем, чтобы было в чем исповедоваться, и ….

прот. Дмитрий Смирнов: - Опять, но это его дело.

прот. Александр Березовский: - Но, конечно, его.

прот. Дмитрий Смирнов: - Приходит человек на исповедь, говорит: я даже не знаю, о чем говорить. Я говорю: а зачем говорить-то? Бог же ждет от нас не исповеди, а покаяния. Не хочешь говорить – да не надо.

прот. Александр Березовский: - Ко мне одна бабушка ходила, уже вот умерла, Валентина, она очень часто говорила: нет, наверное, я опять неправильно исповедовалась – вот нет чувства облегчения…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну вот, видите какая ошибка: оценивают свою исповедь по чувству. Вот такое чувство. А если винца добавить? Так, уже легче, веселей. Но так нельзя по чувствам…

прот. Александр Березовский: - Человеку нужен некий ориентир.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну вот, человеку нужно, а он ищет не того ориентира. Ориентир должен быть – чистая совесть. А у большинства людей совесть спит крепким младенческим сном.

прот. Александр Березовский: - И человек считает ее чистой.

прот. Дмитрий Смирнов: - А на самом деле она просто умерла. Это не сон – это труп.

прот. Александр Березовский: - Что делать в этой ситуации?

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему я должен что-то делать? Если человек спрашивает: я чувствую, что во мне умерла совесть…

прот. Александр Березовский: - То есть, он должен это заметить и забеспокоиться.

прот. Дмитрий Смирнов: - И забеспокоиться. Что-то мне кажется странным, что я не вижу, в чем мне каяться.

прот. Александр Березовский: - То есть чувство обеспокоенности может пробудить эту совесть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Обязательно пробудит, если человек этим озабочен.

прот. Александр Березовский: - А если нет?

прот. Дмитрий Смирнов: - Опять! Ну, мы же не спасатели.

прот. Александр Березовский: - Ну, попытаться как-то разбудить совесть можно, нет? Или это…

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, по-моему, это контрпродуктивно.

прот. Александр Березовский: - То есть можно обрести недоброжелателя.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это меня меньше всего беспокоит, но как-то это вроде бы и неучтиво. С какой-то стати, передо мной взрослый человек, ты вот говорил - бабушка, ну, значит она старше меня, что я буду ее учить? Кто я такой? Другое дело - она спрашивает, потому что мало ли, слыхала, что я в семинарии учился, в Академии, две книжки прочел, и от своей такой невероятной учености, может быть, что-нибудь скажу. Ну, тогда другое дело. Я должен дать отчет о своем уповании. Очень кратко. Потому что обычно в человеке сразу чувствуется сопротивление. Он начинает перебивать, он, ему надо чего-то рассказать…

прот. Александр Березовский: - Ну, а призвать человека?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. Мой опыт говорит, что это совершенно бесполезно.

прот. Александр Березовский: - То есть призыв к его совести, например спящей…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Это. Человек очень не любит, когда его будят. Сон – это святое.

Сыну в 20 лет поставили диагноз психическое расстройство. Хорошо учился, общался, играл на гитаре. Сейчас в силу заболевания ничего не хочет. Только спит, читает в телефоне, и ест. Лекарства принимает. То нет, то да-нет. Не реагирует на наши просьбы, требования, мольбы. Много способов перепробовали, чтобы вытащить его, но все возвращается на круги своя. Как с этим жить? Как принять? И что можно для него сделать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Срочно в стационар. Что тут можно сделать?

прот. Александр Березовский: - То есть такое состояние уговорами не лечится?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Это можно упустить парня, он может погибнуть. Это же все развивается. Совсем это не просто.

Почему любящий Бог создал столько людей, которые отправляются на вечные муки, если Он знал еще до их создания, что они будут…

прот. Дмитрий Смирнов: - Откуда этот человек, который пишет, заранее так все знает о Боге? Он как Его исследовал?

прот. Александр Березовский: - А он услышал, что Бог всеведущ. Такое свойство Божие…

прот. Дмитрий Смирнов: - Тогда, раз Всеведущ, надо Ему доверять, если Он что-то делает, то только Он и может вылечить, спасти. Почему, да почему. Может, у нас мозгов не хватит, чтобы это понять.

прот. Александр Березовский: - Ну, хочется человеку проникнуть в тайну Божьего промысла.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, хочется - я не смогу этого сделать. Не хватает компетенции.

прот. Александр Березовский: - Лучше обратиться к Самому Богу, если Он сочтет нужным…

прот. Дмитрий Смирнов: - Это идеально.

прот. Александр Березовский: - А не дерзко ли вопрошать Бога о Его промысле?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, дерзко.

прот. Александр Березовский: - Если Антонию Великому Господь сказал, чем ему заниматься.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Себе внимай.

прот. Александр Березовский: - Ну, вот человеку…

прот. Дмитрий Смирнов: - Это называется праздное любопытство. Потому что за этим не последует как-то изменение жизни. Вот человек узнал -  допустим, какой-то гений, Василий Великий, ему все объяснил. И после этого произошло чудо. Этот человек понял. Ну, и дальше что? Как это отразится на его жизни? Никак.

прот. Александр Березовский: - Может быть, человек изменит жизнь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Сомневаюсь.

прот. Александр Березовский: - То есть, понимание сути той или иной вещи не меняет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Есть в тысячу раз более простые вещи, и человек не только сути не понимает -  он через две минуты забывает. И как жил, так и живет.

прот. Александр Березовский: - Как один признался: я знаю, что осуждать- грех, но я все время забываю об этом. Вспоминаю, когда уже осудил.

У Игнатия Брянчанинова есть слова, что сердце не может долго противиться уму. А у Исаака Сирина читаю: ум скоро очищается, но и скоро оскверняется, сердце же – корень всего. Разрешите возникшую путаницу. Все же ум дисциплинирует сердце или наоборот?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это процесс взаимный, как мне кажется. Просто два этих великих человека рассматривают разные аспекты.

прот. Александр Березовский: - Взаимодействия ума и сердца.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Никакой путаницы тут нет.

прот. Александр Березовский: - Как иногда у нас руки – делают разные движения. Не одновременно же одно и то же. Дополняя друг друга.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Хороший образ.

В Евангелии сказано: исходящее из уст -  из сердца исходит, сие оскверняет человека. В моем сердце очень много злости, можно ли как-то победить эту злость и, если можно, то как?

прот. Дмитрий Смирнов: - Род сей изгоняется молитвой и постом. Просить Бога об избавлении, молитва и пост, воздержаться от злобы. Сначала в словах, потом в мыслях, потом и в чувствах. Да, прежде, чем слова – в поступках.

прот. Александр Березовский: - То есть, не отвечать злом на зло.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Вот в такой последовательности.

прот. Александр Березовский: - А пост?

прот. Дмитрий Смирнов: - А пост должен быть воздержанием от зла. Ну, хочу бросить в него гирей для взвешивания, но нет, не делаю этого.

прот. Александр Березовский: - Как один человек говорит: пока я спокоен – я все знаю, все понимаю, но меня как накрывает  вот эта волна….

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Это волна гнева. Так и что тут такого? Ну, накрывает.

прот. Александр Березовский: - Ничего не успеваю.

прот. Дмитрий Смирнов: - Поздравляю, ты, браток, гневлив. Ты обуреваем бесом гнева, и он тебя сожрет, если ты не успеешь покаяться. Что такое покаяться? Это достичь такой ситуации, когда гнев тебя покинет. И ты не будешь гневаться ни в каком случае. Ни при начале ядерной войны, ни когда тебя обокрадут, ни когда тебя обругают скверными словами и оклевещут, хотя это не ты был, а Петр Захарыч, просто пальто одинаковое. Ну, и так далее.

прот. Александр Березовский: - Не успеваю, говорит, даже помолиться…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так гнев близко.

прот. Александр Березовский: - И как я тогда могу с ним справляться?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, как? Не вставать с колен, молиться о том, чтобы Господь избавил от гнева. Вот так. Чтобы Господь увидел, что это действительно тебе надо. Он обязательно заметит.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, этого как раз не хватает. Да. Слова-то словами – да. Вот. А вот чтобы Господь увидел – вот этого порой как раз и не хватает.

Я к своим 36 годам успел погрязнуть в грехах. Будучи женат, влюбился в другую женщину, ушел  к ней, но отношения не сложились, я вернулся в семью. Жена простила, дочка во мне души не чает. А я все нет-нет, а возвращаюсь мыслями к той женщине. Как мне разбить этот порочный круг? Хожу по кругу – это невозможные мучения.

прот. Дмитрий Смирнов: - Бедный мученик. Зачем так мучиться? Надо почитать книгу. Никодима Святогорца «Невидимая брань». Как отсекать помыслы греховные.

прот. Александр Березовский: - Вот, человек сам загнал себя в этот порочный круг. И совесть мучает и страсть жжет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да. Ад настоящий. И там: а почему Бог это создал? Человек сам все себе создает.

прот. Александр Березовский: - Почему Бог так допустил?

прот. Дмитрий Смирнов: - И допустил. Нет, чтобы держать меня за руку.

прот. Александр Березовский: - Да. И как только подумаю что плохое…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да мать родная -  и то не может удержать.

прот. Александр Березовский: - Но вот опять же: но Бог же видит, куда я иду -  ну, стукнул бы меня в этот момент.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно – молния. И убить на месте. Так жареный и пойдешь на тот свет.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, у людей постоянно такие споры с Богом.

прот. Дмитрий Смирнов: - Я в курсе.

прот. Александр Березовский: - Люди чувствуют, что Бог как будто чего-то не доделывает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, вообще они не довольны Богом. Хотели бы подправить, подогнать как обувь – под себя. Либо в носках немножко расширить, либо пятку разрезать. Ну, как-то вот так. Подогнать под ответ.

прот. Александр Березовский: - Вот, очень много вопросов, они приходят с такой подоплекой: если я это пойму…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да потому что это – хамство. Самое натуральное: я пойму…

прот. Александр Березовский: - Или вот мой друг. Он неверующий, но если я ему сумею объяснить, он станет верующим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Самонадеянная гордость.

прот. Александр Березовский: - Или вот, что мне сказать моим детям, чтобы они стали в храм ходить?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нужно сказать: ходите в храм. Вот что нужно сказать. Здорово я сказал?

прот. Александр Березовский: - К этому ничего не прибавишь. Реакция только нулевая.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нулевая, конечно. Они даже не услышат. А мам, сейчас, подожди. Мам, я хочу играть.

прот. Александр Березовский: - Ну, пытаются объяснять, уговаривать, настаивать, как-то …

прот. Дмитрий Смирнов: - Одним людям Бог нужен, а другим не нужен.

прот. Александр Березовский: - Ну, в детях-то этой нужности пока нет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Почему? Детки очень чувствуют, только надо этим позаниматься. Надо им рассказывать о Боге. Родители включают мультики, а после мультиков человек уже не может ничего услышать. Он воспринимает только определенный язык этих движущихся картинок и определенные образы.

прот. Александр Березовский: - И потом получается это неслышание, непонимание друг друга.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Да. Потому что мама и мультики – они на разных языках говорят. А ему родной язык – это язык мультиков. А кто создал в нем это? Мама. А я тут причем?

прот. Александр Березовский: - А мама теперь в ужасе от того, что она натворила и хочет помочь своим бедным деткам.

прот. Дмитрий Смирнов: - Хочет, чтобы за нее это кто-то сделал. Слово сказал.

прот. Александр Березовский: - Совет дал.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот я совет дал. Спросили, что нужно им сказать? Я сказал.

прот. Александр Березовский: - Ходите в храм, детки.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+