Перейти к основному содержанию

14:45 23.10.2018

Каково Ваше мнение об обычае размещения благодарственных украшений на чудотворных иконах?

08.10.2018 12:59:22

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/09/20/21-00

Е.Путинцева: - Добрый день. Сегодня наш собеседник духовник Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. Батюшка, благословите.

о. Артемий: - Приветствую и вас, я недостойный. Поздравляю с прошедшими   праздниками Рождества Богородицы и Воздвиженья Креста Господня.

Е.Путинцева: - Церковный год, который недавно начался, по новому стилю 14 сентября, открывается первым событием и первым двунадесятым праздником - Рождеством Пресвятой Богородицы. А заканчивается праздником Успения Богородицы. Это, наверное, неслучайно?

о. Артемий: - Безусловно. Мы понимаем, что Стена Нерушимая, Пречистая Дева Мария, сопровождает нас по жизни, освещает Своим незримым присутствием жизненный путь каждого из учеников Христовых. Участвуя, по мере нашей веры, в молитвенном подвиге любви к Царице Небесной, участвуя в вехах Ее земной жизни, мы принимаем благодать Святого Духа. Ведь Она именуется не просто Царицей Неба и Земли. Но вознесенная превыше Вторых светов, то есть бесплотных духов, Серафимов и Херувимов, Престолов,  Властей и Сил, Архангелов и Ангелов, Пречистая Дева, породившая Богочеловека, первая воспринимает энергию Святого Духа. Через Нее по Её ходатайству, а может быть, и усмотрению, как Споручницы грешных, как безгрешного инструмента воли Божией, каждый из нас принимает небесные дары в меру готовности своей их вместить и умножить. Мы, участвуя в Божественной Евхаристии, вкушая Тело и Кровь Христовы, которые Она, Богоотроковица, подарила Своему Божественному Сыну, находимся в теснейшем единстве не только со Христом Спасителем, но и Пречистой Его Матерью. Об этом нам нужно чаще вспоминать, особенно когда грех стучится во врата сердечные. Ведь случается, что человек подавляется сознанием греха, чувствуя свою слабость и немощь, он не успевает посмотреть туда, возвести очи на ту высоту, откуда взирает на него Господь, подобно Петру, который -  помните? -  шел по водам, не отрывая своего взора от Христа. Но затем как человек смутился от завывания бурного ветра, от страшных волн, которые ходили у него под ногами. И, потеряв эту ниточку веры и дерзновенной надежды, стал утопать. Вот и у нас так бывает, что мы теряем дерзновение, детскую искренность в общении с Богом, подавляемся терниями наших беззаконий. И кубарем летим с той высоты, на которой Господь поставляет своих чад в Церкви. Падаем в грязь, хорошо -   не разбиваемся. Вот тут-то и нужно вспомнить, что есть у нас всегдашняя Ходатаица, всегдашняя Учительница! Та, Которая не отвернется ни от одного самого слабого и немощного члена Церкви, если только он имеет чувство вины, смиряется, призывает и без устали просит Царицу Небесную простить, понять, поднять, вновь поставить на стезю покаяния. Но, а для тех, кто уже несколько укрепился во Христе, кому уже нет возврата ко вчерашним беззакониям, кто вкусил сладость жизни праведной, чистой, честной -  необходимо все равно трезвиться. Не зря же апостол Павел учит: ты, который думаешь стоять, не гордись, но бойся. Если некогда природные ветви маслины отпали от корня, что будет завтра с тобой, веточкой привитой, по милости Божией? Тот, кто мнит себя стоящим, да трезвится, ибо вот там, за углом спрятался лев рыкающий - кого бы из невнимательных, самолюбивых или самодовольных проглотить в свое ненасытное адово чрево? И так, человек, несколько освоившийся в жизни со Христом, уже распустивший парус молитвы, весело под воздействием бриза благодати Господней направляющий судно своей души в открытое море, да не забывается. Враг всегда подкрадывается незаметно. Поэтому мы сугубо должны обращаться к Матери Божией, памятуя о том, какие Она обещает милости тем, кто неленностно будет призывать ее в Архангельском приветствии. Тем, кто с доверием из рук Матери-Церкви примет древнее правило 150-кратного внимательного произнесения молитвы: «Богородице, Дево, радуйся».  Я считаю, как священник, как христианин, очень важным для современников, в свой подвиг покаяния и благочестия включить молитвы Царице Небесной. Будь то Псалтирь преподобного Ефрема Сирина (Богородичная Псалтирь), или упомянутое мною правило 150-кратного или 50-кратного, кому сколько удобно, призывания Богородицы. Либо просто по-детски, в течение дня в трудах земных пребывая, мы должны вспоминать Царицу Небесную, прося, «Пресвятая Богородица, спаси, помоги, направи, вразуми, убереги!». Особенно тогда, когда змеиные головы страстей поднимаются в нашей душе. Вот тут не плошай, не малодушествуй, не паникуй, не говори, что все пропало, что ты погибаешь.  А есть такие особо нервные, взбалмошные, суматошные, склонные паниковать, бросать щит и меч посреди поля боя, поворачиваться тылом, по-русски задом, к врагу. Нет, нет, нет. В священной брани нам предводительствует Поборница в сражении, Взбранная Воевода, Матерь Божия. Всегда простирает ризу над воинами Своего Божественного Сына. И когда Духом Пречистая к нам приближается, мы всегда ощущаем изменения в собственном сердце. Вчерашнее смущение, уныние, печаль, отягощение, тоска сменяются прохладой. Будто ветерок повеял. Дыхание хлада тонка. Матерь Божия, видя нашу немощь, изнеможение, отчаяние, перстом касается страдающего сердцем, укрепляет душу, просвещает ее, успокаивает, умиряет. Когда мы рядом с Нею, Она покрывает нас Своею ризою. Тогда действительно, по слову поэта знавшего, любившего, призывавшего Богородицу в свои детские годы: «И верится, и плачется, и так легко, легко". Вот почему, дорогие слушатели, нам особенно отрадно поздравить вас с радостным праздником - Рождением, Рождеством, явлением на свет Божий Пресвятой Богородицы. Ведь поистине вся вселенная возрадовалась, вострепетала каждая травинка, радостно задрожала каждая пылинка, и солнышко заиграло, тучи разошлись, ветры улеглись, земля стала втройне плодоносить, чтобы порадовать взор ангельский  Богоотроковицы Марии своими произрастаниями. Когда Она родилась, то земля как будто вновь стала раем. Такая благодать смирения, тишины, чистоты, мира, радости исходила от Нее. А что испытывали Ее честные родители -  нам, наверное, даже трудно себе представить. Подумайте сами, сколько лет они прожили на земле и почти потеряли надежду родить ребенка - возраст уже не тот. Но там, где восхощет Бог, побеждается естества чин. Не изнеможет у Бога всяк глагол. И то, что Авраам и Сарра некогда по обетованию слышали, что стали родителями - естественно. И то, что престарелый священник Захария и благочестивая Елизавета, уже, кажется, неспособная родить, явили миру дитя, Иоанна Предтечу - это тоже истина. Но мы сегодня говорим о Иоакиме и Анне. Во второй день празднования Рождества Богородицы им, родителям Девы, будет воздана особая честь. Мы с вами очами веры, кто может быть, сегодня уже помолился на всенощной, кто-то готовится завтра переступить порог храма и принять участие в Литургии -  мы с вами сегодня воздаем честь словом, мыслью, молитвой Пресвятой Богородице, просим Ее посмотреть на нас, на Церковь русскую, волнуемую ветрами гонений, расколов, ересей.  Нет, наверное, сегодня человека, который не переживал бы за братскую Украину. Не молился бы вместе  с митрополитом Онуфрием и прочими иерархами Украинской Православной Церкви, составляющими органичную часть Московской патриархии, об умирении духовном на земле многострадальной Украины! Не может нас не заботить двойственная и чреватая ужасными последствиями политика вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея, который, воспользовавшись смутой, подражал в худом своим худым предшественникам. Известно, что 20-е годы при Святейшем патриархе Тихоне, чуть только обновленцы, ставленники безбожной власти, стали изобретать инсинуации относительно патриарха, теснить духовенство, «низложили» Святейшего патриарха, организовали свой «живоцерковнический» (то- есть безблагодатный) собор, соборище. Представьте себе, это был Мелетий, греческий патриарх. Совершенно абсурдно они ратифицировали это беззаконие в Константинопольском патриархате. И представитель Мелетия IV ввел в заблуждение Святейшего Патриарха Тихона. Ввел вопреки воле большинства поместных церквей новый стиль, что внесло раскол среди православных. А патриарх Григорий VII признал постановление «живоцерковного» собора о низложении Патриарха Тихона. Хотя незадолго до того Константинопольский синод объявил Патриарха Тихона исповедником. И чуть позже такой удар из-за угла, удар в спину!

 Греки вступили в общение с безблагодатными обновленцами в России. С тех пор появилось настороженное отношение к грекам, которые находясь под властью турок в Стамбуле, чисто номинально, будучи турецкими подданными, владеют там кварталом, имея всего 4 небольших епархии. И как говорил святитель, прославленный в лике святых, епископ Иоанн Максимович, представивший свой доклад на Всезарубежном соборе РПЦ в Белграде в 1939 году, Вселенский патриархат - в теории обнимающий всю вселенную, а фактически простирающий свою власть лишь на несколько епархий (это о Турции идет речь).  В остальных же местах лишь осуществляющий верховный поверхностный надзор и получающий за то некоторые доходы. Преследуемый властью на месте своего пребывания, не поддерживаемый никакой государственной силой извне. Но оговоримся: сегодня Патриарх Варфоломей поддерживает теснейшие связи с США. Там он учился, там был военнослужащим. Не берусь утверждать, какие дотации и взносы получает Константинопольская патриархия от соответствующего представителя США.  Но сегодня это беспрецедентное за последние десятилетия решение послать двух епископов на Украину, как будто она лишена своего духовенства, в видах подготовки так называемой автокефалии, о которой никто не просит, кроме самосвятов, кроме лишенного благодати священства Денисенко, уже патриарха, кроме сектантов, раскольников. Потерял Константинопольский патриархат значение столпа, сам сделался источником разделения, а то же время он охвачен непомерным властолюбием. Патриарх Варфоломей возомнил себя римским Папой для православия, то есть доминирует, своей волей попирает канонические установления. «Константинопольский патриархат представляет собой жалкое зрелище, - пишет святитель, - напоминающее наихудшие времена истории Цареградской кафедры». Как видим, определенные исторические события если не повторяются, то являются аналогами. Мы сегодня будем горячо молиться Царице Небесной, чтобы Она покрыла Своею ризой православие на Украине, не допустила самосвятов, подыгрывающих махровым националистам, людям, которые прямо подчинились украинским бандеровцам, не скрывающим своих симпатий к фашизму. Будем молиться, чтобы Матерь Божия предотвратила разжигание страшной розни и войны, уже не просто гражданской, но религиозной. Ведь раскольники не скрывают своих намерений. Они желают посягнуть на имущество православия. Всецело привязанные к земле и земному, они хищно смотрят на Киево-Печерскую Лавру, древнейшую святыню русского народа. На Почаевскую Лавру, Святогорскую Лавру. И дай Господи, чтобы промыслом Создателя, Его провидением, его управлением через благодать Святого Духа, кормчую нашей Церкви, Святейший Патриарх, епископат, в первую очередь митрополит Онуфрий, которого я бы назвал исповедником веры и любви, также чутко вел курс. Чтобы не давал ни малейшего повода ищущим его. Как он убеждает словом политиков не лезть не в свои дела, заниматься созиданием, а не разрушением украинской государственности. Да поможет ему Господь! И ходатайством Пречистой Богородицы да умирится эта смута, увы, попущенная по грехам нашим в первом десятилетии третьего тысячелетия.

Е.Путинцева: - Батюшка, Вы говорили, насколько важно христианину всегда молиться Богородице, а русским православным христианам сейчас это очень важно. Тем более что свои замыслы раскольничьи группировки намереваются осуществить на Покров Богородицы, 14 октября. Надеемся, что Богородица не попустит такого злодеяния. Тем более что мы знаем, что на Рождество Богородицы состоялась Куликовская битва и была одержана победа на поле Куликовом.

о. Артемий: - Мы уповаем на Матерь Божию, но многое зависит и от нас. От благочестия каждого. Особенное бремя и крест сейчас несут представители духовенства УПЦ, пастыри, на них направлено острие ложной пропаганды, за ними паства. Мы все в силу нашего братского единства, кровного, духовного, ощущаем этот пульс, бьющийся в висках наших братьев и сестер. Дай Бог им внутреннего единства, дерзновения, да защитит их Господь. И мы продолжаем говорить о том, что крайне важно молиться Пресвятой Богородице. К слову, утреннее и вечернее правило молитвенное завершаются молитвословиями, обращенными к Пресвятой Богородице. И понятно, почему обращение  к Ней для нас является определенным стержнем жизни во Христе. Ведь Она мерило праведное. В Ней смирение, чистота, любовь сияют как ни в каком ином разумном существе. Матерь Божия  - Премудрости палато. Ей свойственен дух рассудительности. Она, достигшая победы над -помыслами, была и остаётся для нас Звездой Путеводительной. Но давайте обратим внимание на первый вопрос.

Вопрос: - Как подавать записки за полуторамесячного малыша, который попал в больницу, но еще не крещен?

о. Артемий: - Можно пригласить священника в больницу и совершить таинство Крещения. Батюшки каждый день являются, как ангелы, в больницы, совершают крещение, соборование, приобщение Святых Тайн. И можно написать записку о здравии разрешившейся от бремени рабы Божией имярек. Батюшка и помолится и о здравии мамочки, и о младенце, чтобы Господь даровал ему жизненные силы и благодать крещения.

Е.Путинцева: - Мы говорим сегодня о Рождестве Пресвятой Богородицы, которое радость всей вселенной. Мы об этом событии и о жизни Пресвятой Богородицы мы узнаем из Священного Предания. Есть разночтения, например, Рождество Богородицы произошло в Иерусалиме, католики показывают одно здание, православные - другое, а святитель Дмитрий Ростовский утверждает, что Рождество состоялось в Назарете.

о. Артемий: - Эти разночтения никого не должны смущать, потому что мы не сомневаемся, что родилась Пречистая Дева. Может, родилась в одном месте, а грудным младенцем вместе с родителями из Назарета перешла в Иерусалим. Со Спасителем так было. Когда пришлось бежать в Египет. События двухтысячелетней давности. Не нужно, безусловно, смущаться, когда есть такая двойственность. Для нас всего  важнее Божия благодать, которая стоит на святом месте. Думаю, что здесь христиане должны быть мудры, разумны. Некоторые бесспорные места, связанные с обстоятельствами жизни Спасителя, закреплены за католиками. Нам нет препятствия зайти в такой храм, приложиться к святыне. Хотя божественная Литургия и Причастие для нас должны совершаться только в православном храме.

Е.Путинцева: - Батюшка, москвичи очень почитали этот праздник, есть даже район Якиманка, в честь Иоакима и Анна, улицы Большая и Малая Якиманка, знаем, что был придел святых Иоакима и Анны в Благовещенском храме. К сожалению, он был разрушен. Название сохранилось. Сегодня я прочитала, что святые Иоаким и Анна изображаются на гербах городов Кобрино, Санкт-Аннино в Германии, Яхимово в Чехии.

о. Артемий: - Мне приходилось в Европе встречать изображение Иоакима и Анны. Покуда не растеряла свое христианское самосознание средневековая и отчасти возрожденческая Европа. Еще ХХ век представлял взору русских путешественников многие милые знаки, черты западного благочестия, особенно в сельской местности. Сейчас это редкость, хотя и можно увидеть статуэточки на католический манер, как в Греции, небольшие алтари вдоль дорог, лампадки. И конечно, топонимика - в географических названиях мы видим, что христианские народы всегда называли улицы, площади, местности по храмам, соборам. Почему меня не может не угнетать наша постсоветская топонимика? Просто в крови этот вирус - улицы Клары Цеткин, Розы Люксембург.... Да и творцы современных улиц часто особенно в промышленных районах Москвы не радуют творческим гореньем ума. Настолько бесцветно, хотя бы и не пронизано безбожным революционным духом. Улица З-я Холодильная, Кондиционерная. Просто смешно!

Считаю, очень важно закреплять старые названия в параллельных табличках. Вот в Петербурге идет работа. Подписано - бывшая Дворянская. И радуют иногда названия кондоминиумов, загородных территорий. Вишневая улица, Смородиновая. Мило звучит, не правда ли? А там, где жили раньше представители творческой интеллигенции - улица Чайковского, Рахманинова, переулок Мандельштама. Сразу дает душе тепло.

Мне нравится, как сейчас называют наши самолеты. Последний, на котором я летел, назван   в честь Льва Гумилева, замечательного историка, сына Анны Ахматовой. Самолеты  «Паустовский», «Пришвин». Нам нужно возвращаться к человеческим названиям, которые бы отражали богатую русскую культуру ХХ века и предыдущих столетий.

Особенно бережно мы должны относиться к историческим названиям. Воскрешать их, возвращать имена. Хотя бы таким вторым чтением. Если по коммерческим, финансовым соображениям трудно расстаться с Шарикоподшипниковской улицей или улицей Бакинских Комиссаров -  а это же просто преступники! Или улица Баумана, убитого за подрывную деятельность, не имеющего никакого отношения к ученой мысли, он и образования-то никакого не имел. Просто разбойники. Нужно нам понемногу проявлять историзм, прорастать корнями вниз. Будем надеяться, что мы скинем с себя удушающее ярмо социал-демократов и прочих.

Е.Путинцева: - Интересно, что в народном сознании праздник Рождества Богородицы связывался с проводами лета и встречей осени, назывался осенины.

о. Артемий: - Между прочим, сейчас температура такая, какая бывала один раз едва ли не в начале ХХ века. У нас в монастыре выходишь- розарии цветут, все зеленеет, солнышко просто августовское. Порами кожи ощущаешь эту благодать. Завидуешь тем, кто праздник Рождества Богородицы встречает в сельской местности. Мы, жители больших городов, страдаем в отдалении от природы. Кажется, что ты - вскормленный в неволе орел молодой. Я буквально третьего дня смотрел на эти деревья, розы у нас  в Красном Селе -  а душа летела куда-то далеко. Вот такое получилось размышление:

«Чем крепче города объятия стальные,

Тем чаще мысленно брожу я по полям.

Нет, вовсе не брожу - ведь за спиною крылья,

Витаю на просторе - виден древний храм.

Дождем порушена и там, и сям ограда,

Поникшие в поклоне ветхие кресты.

Веселье в душу льет звенящая цикада,

Трепещет сердце от явленья бересты.

Манит неудержимо русское раздолье,

Где песни юности звучат среди полей,

Не ведая о выпавшей мне скорбной доле,

Под старость жить в плену бетона и камней». 

 

Календарь климатический сдвигается, мы замечаем. И как зима наступает для пушкинской Татьяны лишь в конце января, когда природа предлагает нам уже более- менее устойчивый покров снега  - так вот, даст Бог, побалует нас Всевышний теплой осенью. Надеюсь, что мы еще мы будем лицезреть бабье лето.

Е.Путинцева: - Батюшка, начался учебный год. Много планируется собраний. На какие бы Вы хотели обратить внимание?

о. Артемий: - Хочу сказать о Фонде славянской культуры и письменности, Кстати, нужно помолиться за этот прекрасный центр русской культуры. Есть финансовые сложности, чтобы здание не было перепрофилировано, чтобы москвичи и гости столицы не лишились возможности собираться здесь в центре Москвы. А 2 октября в 18.00 мы приглашаем вас на вечер, посвященный русскому купечеству, его лучшим представителям, высоте их духа, красоте их душ. Вы увидите фильм о Николае Александровиче Алексееве, которого считают самым лучшим городским главой за всю историю Москвы. Нынешнему мэру есть на кого равняться и кому подражать. Перед фильмом мы предлагаем пройти на выставку картин «От народного вече к престолу» с Тихоном Рыженко.

Вопрос: - Каково Ваше мнение об обычае размещения благодарственных украшений на чудотворных иконах? Слушательница считает, что добрые дела нужно делать иначе. Лучше помогать нуждающимся, а не завешивать иконы, которых иногда и не видно за такими приношениями.

о. Артемий: - Так кто же препятствует подательнице письма и вопроса заниматься тайной благотворительностью? Различные есть таланты, потребности, возможности. У греков есть обычай по получении явной помощи от святыни приносить серебряную подвесочку исцеленного органа, будь то сердце или другое что-то. Конечно, настоятели, игумены и игуменьи, отвечающие за украшение храмов, сталкиваются с определёнными сложностями. Когда я был настоятелем еще до открытия Алексеевской обители, приношения рекой текли к иконе «Всецарица». Она небольшая по размеру, если бы все это на нее вывесили, то икона была бы просто погребена. Я сразу от этого отказался, а мы на пожертвования сделали ей замечательный оклад, украшающий икону, киот резной работы. А так как оставалось еще много даров, то по благословению Святейшего Патриарха, чтобы икона путешествовала-   а у нас чудотворный список не выносится из храма, к  этой иконе-путешественнице был сооружен оклад, в бархатный контур которого были вправлены эти приношения. Единственное, что мне совсем не по душе - я посещал храмы и монастыри Черногории, так вот народ там привык класть в иконам деньги: центы, еврики. Это неблагочестиво, дурно. Батюшки борются с этим, ставят ящик для пожертвований.

Е.Путинцева: - Одна слушательница высказывает смущение, что появилось много рекламы, где говорится о продаже образов, смущает, что люди делают деньги таким образом.

о. Артемий: - Почему делают деньги? Хочется кому-то малышке, которую крестят, найти именной образок, родители сейчас весьма изобретательны. Помню, что кроме оловянных крестиков и не было ничего. Сегодня выбор огромный. Если я найду, что мне нужно- что здесь дурного? Давайте смотреть светлее. Эти естественные формы внешнего благочестия. А я, завершая размышления о Божией Матери, хочу воздать Ей маленькое слово.

«Ее явления ждала, ждала земля,

От прожитых столетий истомившись,

Как выжженная нива ждет дождя,

В прохладных каплях обретая пищу.

Любой младенец свет привносит в мир,

Невинностию, чистотой сияя.

Пусть никого еще не полюбил,

Малыш прекрасен ибо зла не знает.

Но Та, чье имя было Мариам,

Подобно солнцу землю озарила.

Души Ее движения и слова

Помазал Бог неведомою силой.

Над девочкой витала благодать,

Улыбка упраздняла все печали.

Едва прижав к груди младенца, мать

Взыгранье духа в сердце обретала.

Что, Боже, ждет Марию впереди?

Скажи, какой ей уготован жребий?

Молилась Анна, Богу посвятив

Дитя... А среди звезд на темном небе

Уже сияла полная луна -

В тиши ночной природа отдыхала.

Мария пробудилась ото сна

И Анны грудь найдя, заворковала».

 

Прощаемся с вами, дорогие друзья!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+