Перейти к основному содержанию

04:54 16.11.2018

Почему до сих пор предмет «Православие» не введен в наших школах?

03.09.2018 11:10:53

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/08/22/21-00

прот. А.Абрамов:  -   Я хотел бы начать наш разговор с рассказа о поездке, которую совершил недавно. Вы знаете, что в храме, где я служу, находится удивительная святыня –  крест, содержащий  в себе около 300 частиц мощей угодников Божьих. Этот крест  был создан  в меру того креста, на котором был распят Спаситель Христос. Изначально крест предназначался для Кий-островского монастыря, монастыря, который назывался «Ставрос» или Крест- т.е. Крестового монастыря на Онеге, на Кий-острове в Белом море. По традиции я стараюсь побывать там почти ежегодно.

В этом году тоже состоялась такая поездка. Возглавлял наше путешествие епископ Плесецкий и Каргопольский Александр. Владыка совершил вместе с нами богослужение, отслужил панихиду на древнем монастырском кладбище. На Кий-острове стоит маленький деревянный храм Всех святых 1661 года, не разрушенный и не уничтоженный, на кладбищенском участке, где погребали монахов вплоть до самого времени закрытия монастыря.

Тел.звонок: - Я слышал два мнения: первое - если человек хочет спастись, ему нужно держать ум во аде, и второе – если хочешь спастись, держи свой ум в небесах. И тут получается какое-то противоречие.

прот. А.Абрамов:  -   Это сказал Силуан Афонский.  Цитата Вами была оборвана, дословно она звучит так: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Это означает, что ты должен быть очень реалистичен относительно того, что ты делаешь сам, и видеть, как часто твои поступки греховны. Ты должен видеть всю грязь, всю мерзость, всю нечистоту. И видишь, как немало есть на свете людей с недобрыми устремлениями. И не отчаивайся, потому что ты знаешь, что есть Христос, Царствие Небесное, и в этом смысле ты свой ум держишь направленным к Небу. Вы же знаете по нашей обыденной жизни, что если вы будете идти и смотреть только под ноги и не смотреть вперед и вверх, то все равно обязательно споткнетесь, как бы вы ни хотели быть осторожным. Нельзя быть все время только осторожным, Господь призывает и к дерзновению о Христе, к смелости, если хотите, даже к подвигу. И поэтому здесь нет никакого противоречия. Вот точная цитата: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», ты должен всё видеть, и дурное в том числе, но твоя надежда на спасение, и твоё стремление к нему должно этот страх побеждать. Ты должен быть твердым и бороться со грехом. Но ты должен понимать, ради чего ты борешься со грехом, это не ежедневная физкультура, ты делаешь это ради Господа, ради спасения своей души». Вот ответ на Ваш вопрос.

Возвращаюсь к Кий-островской обители. Когда мы совершали богослужение в этом монастыре, многие ощутили удивительное чувство – полной оторванности от повседневного существования, как будто ты вступил на совершенно другую планету. Как будто ты оказался там, где нет людей, там, где Бог прямо с тобой разговаривает. Вот такие удивительные эти северные края.

Если у вас есть возможность и желание- запланируйте побывать на севере. И я от души советую побывать на Кий-острове. Это малюсенький остров на камне, затерянный в Онежской губе Белого моря. В  отличие от многих прославленных обителей, как Соловки или Валаам  туда не ездят толпами туристы, там очень мало паломников.  Там пока не возрождена монашеская жизнь, и не часто совершаются богослужения, но если люди верующие будут с поклонением туда приезжать- то и богослужебная жизнь восстановится скорее.

Вопрос: - В чем же грань между суждением и осуждением?

прот. А.Абрамов:  -   Очень часто на исповеди люди прибегают к такому лукавому приему: «Я вот сделал то-то, скажите это суждение или осуждение? Я же в принципе не осуждаю, но как бы размышляю».

Друзья, давайте попробуем разобраться. Когда мы идем какой-то верной дорогой, не подходим к обрыву, мы понимаем, что, эта дорога хорошая, освещенная, и вот впереди какой-то населенный пункт, к которому мы должны придти. И у нас не возникает вопросов, правильной ли дорогой мы идем. Потому что мы эту дорогу знаем. Такова дорога заповедей Божьих, она ясна, она не вызывает сомнений.

Если мы с нее сворачиваем и идем через бурелом и оказываемся у обрыва, то инстинкт нам должен подсказать, что не надо идти вниз, потому что дальше разобьешься. А мы начинаем как рассуждать? Левый край обрыва или правый лучше? Опасный или безопасный? А если я чуть-чуть еще вперед пойду, может быть, я выйду все-таки на правильную дорогу?

Не надо испытывать Господа. «Не искушай Господа Бога своего». Помните евангельское повествование, когда сатана искушает Спасителя и приводит Ему цитату из псалма, когда призывает сброситься с крыши здания? «На руках возьмут тя», - приводит он псалом, а Спаситель говорит, что делать так не нужно. Вот здесь – то же самое. В вопросе о том, осуждаешь ты или просто рассуждаешь, ты подошел к грани, и ты хочешь пройти по незримой границе и при этом не ошибиться. Но мы все-таки живем пока что грубой жизнью и обязательно ошибемся, сатана нас обязательно перетащит на свою сторону, так не проще ли к этому краю вообще не подходить?

 Другое дело, если мы с вами недовольны тем, что происходит в общественной жизни. В политической, в профессиональной, в семейной -  да мало ли в каких вещах мы вправе высказывать свои суждения?

Но суждения должны быть обоснованными. Не просто диванное неудовольствие – «да никто не работает». Поверьте, работают, и очень многие. И у нас очень много хороших людей. И их значительно больше, чем мы можем себе представить.

Т.е. если мы кого-то критикуем, то наша критика должна быть обоснованной и справедливой. И она никогда не должна переходить на личности. Если вы видите, что тот или иной человек подает дурной пример, искушает, то вы должны просто стараться избегать с ним личного общения.

Бывает так, что профессионального общения нельзя избежать, он – ваш начальник или подчиненный. Но известно же, что со смиренным смирен будешь, с гордым развратишься.Это означает, что ваше личное общение с человеком, который вас смущает, должно быть минимальным. Но если нельзя уйти от профессионального общения- никуда и не уйдешь, что же здесь поделаешь? Но  не надо открывать свое сердце. Сердце ваше должно быть защищено молитвой, поясом заповедей, о которых вы знаете и стараетесь их не преступать.

Вопрос: - Внуки отказываются ходить в храм, как мне их убедить?

прот. А.Абрамов:  -   Убеждать никого не надо. Нужно самим быть такими фонариками, светящимися, радостными лампочками. Если к вам внук или внучка будут тянуться, видя, что вы теплый, добрый человек, что с вами хорошо, интересно и радостно, то они послушают вас и заинтересуются, почему же вы ходите в храм по воскресеньям и по праздникам. Что это для вас значит, почему это важно для вас. Если же вы будете все время давить и требовать, то они будут закрываться – ну вот, опять бурчащая бабушка, сейчас она опять меня будет заставлять , «тащить» в храм.
Храм должен быть наградой, а не наказанием. Иначе они не найдут с вами общего языка, сочтут, что это бабушкина или родительская блажь, и ничего из этого не выйдет. Получатся люди сердитые, колючие, как ежики.

Нам это тоже с вами не нужно, потому что невольник - не богомольник. Нам нужны люди, которые сознательно и с верой в Бога приходят в храм.

Тел. звонок: - Почему до сих пор предмет «Православие» не введен в наших школах?

прот. А.Абрамов:  -   Вопрос мне не очень ясен. Вы введите, например, предмет «Православие» в Чеченской республике, я посмотрю, что из этого получится. Я совершенно не уверен, что предмет «Православие» должен быть введен в наших школах. У нас до революции в школах был предмет «Закон Божий», по которому Ленин имел хорошую отметку. У нас все революционеры учились в школах, все до одного! И стало быть, тоже проходили Закон Божий и какую-то оценку имели. А революция-то как возникла? Все эти люди учили Закон Божий… Но сам по себе Закон Божий или «Основы православной культуры» – это не гарантия, это не прививка от безбожия. А христианское воспитание начинается в семье, я в этом глубочайше убежден. У нас в советское время существовала идеология, и когда родители отдавали ребенка в школу, они отдавали его и учиться, и воспитываться. Он воспитывался октябренком, пионером, затем комсомольцем. А сейчас у нас идеологии никакой нет, и ребенок только учит предметы – алгебру, геометрию, физику и пр. И это создало для родителей шоковую ситуацию – а кто же будет заниматься нашими детьми? Да вы сами, родители должны заниматься своими детьми. Это во-первых. И если ребенок воспитывается в верующей семье, то, может быть, он обойдется и без школьного предмета «Православие», тем более что такой предмет не преподается ни в одной стране, где православие является государственной религией. Это первое.

Второе – а кто будет преподавать? Учителя физкультуры? У нас очень многие люди, в том числе кто и сейчас преподает «Основы православной культуры», знают о православии через пень - колоду. Да что учителя?...

Приходит ко мне один человек и говорит: «Я много лет в храме, но я вечерние и утренние молитвы совсем не понимаю». Я говорю: «Подождите, а зачем вы тогда их 20 лет читаете? Какой смысл молиться словами, которые вы вовсе не понимаете?». – «Ну как? Так принято». – «Ну тогда вы можете абракадабру какую-то читать, так ведь?» Люди, которые ходят десятилетиями в храм, сами еще мало знают. А если предмет будет преподаваться скучно, уныло и людьми незнающими -  то мы получим новое поколение революционеров. Но я думаю, что сейчас так вопрос не стоит.

У нас есть предмет «Основы православной культуры», прилагаются  усилия Церкви, чтобы этот предмет преподавался в большем числе классов. Посмотрим, как будет дальше. Но одними усилиями школы и конкретных преподавателей не обойдется, если не будет задействована в первую очередь семья.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+