Перейти к основному содержанию

17:26 16.08.2018

Дни памяти святого праведного Алексея Мечёва

31.07.2018 15:49:36

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/21/21-00

Путинцева: - Батюшка, мы приветствуем Вас и поздравляем с днем памяти святого праведного Алексея Мечёва, чье рождение и жизнь связаны непосредственно с Алексеевским монастырем.

о. Артемий: - Голос которого свидетельствует о том, насколько значимо в России служение священника. Казалось бы, не успел угаснуть светильник праведного Иоанна Кронштадтского, который возбуждал ум, сердце, совесть всей России не только общественными богослужениями, но и словом своим, призывавшим народы и прежде всего городское общество к покаянию. И вот, в  страшные 20-е годы открытого геноцида русской нации «московский утешитель», кротчайший и милостивый, нежный к домашним и скорый на слезы сочувствия и сострадания батюшка, служивший много лет в пустом храме на Маросейке, стал центром внимания униженных, оскорбленных, согнанных с земли крестьян и рабочего люда. Еще не подозревавшего, какими ужасами ночных арестов и необоснованных здравым смыслом казней обернутся обещанные свободы. И храм его оказывался переполненным в дневные и вечерние часы, когда батюшка, забыв усталость, не считаясь с телесной немощью, беседовал и принимал исповедь Николая Бердяева, запутавшегося религиозного философа, получившего здесь, на Маросейке, духовный импульс, который поддерживал его в годы изгнания в Париже. Простые мещане и крестьяне ехали сюда, на Маросейку, за разрешением кричащих своих нужд, за исцелением от той боли, которую испытывали люди, потерявшие своих родственников на войне, или в революции. Праведный Алексей Мечёв говорил: мы не богословы, мы богаты слезами. Выслушивая человека, от полноты сострадательной любви, он часто плакал и молился вместе с сидящим или стоящим на коленях христианином, а иным из чистых сердцем чад его Господь открывал Свое страшное соприсутствие батюшке, который буквально светился изнутри, которому Христос соприсутствовал, помазывая его слово не только Духом любви, но и Духом мудрости.

Путинцева: - Оптинские старцы, чьим преемником был отец Алексей, направляли в Москву своих духовных чад. И он жил, как в пустыне, будучи в ограде. Значит, не обязательно искать старцев где-то далеко. И отец Иоанн Кронштадтский тоже в Северной столице жил, и был великим старцем.

о. Артемий: - Облагодатствованные Богом люди не распределены по северу, западу, востоку или югу. Смотрите, Сам Господь воздвигает Матронушку в годы, когда священники в рясе вообще исчезли с лица земли.  Воздвигает праведного Алексея Мечёва, который после слома Российской Империи заимствовал харизму митрополита Филарета Московского, Иоанна Кронштадтского. Который нес обезверенному люду благовестие о Христе. И благодать, почивавшая в целомудренном, смиренном, способном жалеть и сожалеть сердце батюшки явственно действовала в жестоком, циничном, лукавом мире. Поэтому рецепт, где искать умудренного благодатью служителя Слова Воплощенного может остаться без ответа. Не место красит человека, а человек место. Однако чудо, связанное с отцом Алексеем, праведным московским пастырем, свидетельствует, что тот, находясь среди многолюдья, буквально с детских лет, не имея физической возможности уединиться, добродетельный отец, нежный муж, вдовец, который безутешно, казалось, горевал о безвременно почившей супруге -  оказался сосудом благодати Божией. Напомним, как это было. Когда скончалась горячо любимая супруга, отец Алексей взыскал общения с праведным Иоанном Кронштадтским, и тот, вместо того, чтобы ободрить батюшку и посочувствовать ему, сказал: «Отец Алексей, довольно и без нас счастливых семей». Некогда он в младые годы сказал это и матушке Елизавете, своей собственной супруге. Забудь о своем горе, разгружая чужие скорби. Вникай, проникай умом и сердцем к тем признаниям, которые ты слышишь, и будешь слышать от людей. Всецело погрузи свои ум и сердце в их жизнь. И через это Бог сполна утешит тебя. Этому старческому завету и был без остатка верен праведный Алексей Мечёв, который подвигом своим сделал ежедневное служение Божественной Литургии. Но не Литургия ради Литургии. Во многих храмах России и сегодня милостью Божией ежедневно совершается бескровная Жертва, слышатся слова Божественной Евхаристии, желание донести плоды святой Литургии до людей. Как выражался отец Иоанн Кронштадтский, прививать черенки человеческих душ к вечно живой плодоносящей Лозе -  Христу Спасителю, убеждать людей, что в глубоком покаянии и благоговейном сознании своего недостоинства, причащении Святых Христовых Тайн состоит жизнь безсмертной личности человека. Оживление умершей души. И этому подвигу святой праведный пастырь посвятил всю свою жизнь без остатка. Мы видим, насколько плодоносны были его усилия. Ведь после его ухода, кончины община отца Алексея не распалась. Она была укреплена кровью святого мученика Сергия Мечёва, сына батюшки, пострадавшего от гонений, заплатившего кровью за веру в Иисуса Христа. Даже мне, безусому пастырю конца 80-х, Бог даровал видеть остатки мечевской общины. Я незадолго перед кончиной соборовал и причащал ту монахиню, которую знатоки  биографии праведного Алексея Мечёва знают как Маняшу, девочку сироту из деревни, которую пригрел, по существу усыновил, отец Алексий, разрешив ей поселиться на Маросейке его всегдашней помощницей. Эта смиренная и кроткая душа перенесла через всю свою жизнь незабвенную память о пастыре, который поставил ее на ноги, через которого божественная благодать умудряла сотни, а, может быть, и тысячи иночествующих и мирян.

Путинцева: - Батюшка, а на Маросейке после отца Алексея и отца Сергия служили его ученики, последователи, преемники?

о. Артемий: - Несомненно, те, кто до сих пор священствует в этом небольшом уютном храме в центре Москвы.   Входишь туда -  и тотчас направо видишь гробницу с мощами праведного священника Алексия. Поднимаешься на второй этаж - замечательные росписи, с именем отца Алексия связана жизнь многих иконописцев. Не  случайно на Маросейке действует иконописная школа под управлением протоиерея Николая, замечательного иконописца и пастыря. Сравнительно недавно отошел к Богу протоиерей Александр Куликов, маститый московский пастырь, тоже чудесным образом пришедший к священству и настоятельству в этом храме. Здесь в молодые годы будущего отца Александра назидал отец Борис Холчев,  замечательный проповедник и исповедник нашей Церкви, связанный с отцом Алексеем. Я думаю, что если бы мы сейчас брали интервью у прихожан храма Николы на Маросейке, особенно у пожилых, они бы нам рассказали много всего интересного. У нас в Алексеевской обители есть небольшая икона с мощами праведного Алексия. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II маросейская община выделила нам эти мощи. И по сей день отец Алексий Мечёв представляется недосягаемым идеалом для белого священства. Заметим, женатый священник - часто слышишь такие странноватые слова - мирской священник. Но как может быть священник мирским, когда даже мирянам святитель Феофан Затворник говорил: мы живем в миру, но не по-мирски. И отец Алексий Мечёв, как мы говорим, священник городского типа, явил удивительный подвиг внимания, трезвения, непрестанной молитвы, очищения сердца от страстей гордости, похоти и злобы. В его душе расцвели среди холодной московской зимы хризантемы смирения, целомудрия, непрестанной молитвы, сочувствия, сострадания, благодатной мудрости, мужества. Насколько значим был для церковной жизни Москвы этот скромный пастырь, в течение почти 10 лет ежедневно служивший в пустом храме Божественную Литургию, когда зимой при отсутствии отопления пальцы его прилипали к потиру и к дискосу? Отец Алексий пользовался особым благоволением и вниманием Святейшего Патриарха Тихона, который неоднократно бывая на Маросейке, духовно опирался на отца Алексея, авторитет которого был необычайно высок среди духовенства. Его не увлекали ни соблазны живоцерковничества, «красных попов», католичества  -  а Ватикан не дремал, и через своих тайных и явных агентов, сдружившись с советской властью, пытался навязать свое внимание  разоренной революционерами столице.

Невзирая на запугивания и слежку, отец Алексей скромно делал свое дело: Божественная Литургия и душепопечение. Ему даже на ум не приходило реформировать Церковь, чем сегодня заняты умы и сердца многих прогрессивных батюшек, которым кажется, что язык Церкви устарел, что богослужение нужно менять, искать новые жанры общения с людьми. Ему были свойственны молитва и внимание ко всякому пришедшему. Отца Алексея народ отличал как носителя божественной благодати.

Даже у его дома, который находился в двух шагах от храма,   его поджидали люди из провинции, с тюками, мешками, на лестнице, с черного хода. Они терпеливо ждали, зная, что батюшка им не откажет. День его был, как бы мы сегодня сказали, ненормирован: он не ждал увеличения пенсионного возраста, равно как и выхода на пенсию, а служил Богу, России, людям. Заметим, что священник не был политизирован. В эти страшные годы он принимал всех, не различая особенностей политического воззрения пришедшего. Какая политика, когда речь шла о выживании человека! Интересно, что отец Алексей не благословлял уезжать из России. Тогда, когда небо казалось с овчинку, и почва уходила из-под ног. Ему жаловались: муж ожидает ареста, дети в школе не могут перекреститься, что делать? Будьте солнышком - неизменно говорил священник, улыбаясь своей мягкой обезоруживающей улыбкой. И бывало, положит руку на плечо, осенит крестным знамением, и страхи, тревоги, уныние и печаль сами собой испаряются. Мне кажется, что если бы нужно символически изобразить служение отца Алексея, стоило бы нарисовать свечу. Когда свеча догорает, огарок уже, чем меньше свеча -  тем больше тепла. Свеча всю себя отдает без остатка. Вся уходит в свет и тепло. Огонек все тлеет и затухает, воскуряется дымок - и свеча исчезает. Таков был отец Алексей, такова жизнь всякого русского священника, труждающегося не ради хлеба куса, а ради Иисуса.

Путинцева: - Как прекрасно, что сохраняются традиции маросейской общины, сохранен и музей отца Алексея.

о. Артемий: - Да, мы все рекомендуем, кто заглянет на Маросейку, в храм свт. Николая, постоять у мощей, помолиться, попросить о чем-то своем. У каждого из нас в его сердечном лукошке есть эта невысказанная боль, есть этот сокровенный уголок, в который мы не пускаем никого, кроме Господа. И попросить провести вас в Дом-музей, это громко сказано - келейка, кабинет отца Алексея, где можно приложиться к его епитрахили, посмотреть на его натруженный лик, глубокий взор, на его сократовскую главу - и насытиться, впитать ту атмосферу, которая тут царствует. А самое главное - раскрыться сердцем для тайной молитвы, для сочувственного отношения к людям, потому что самая большая опасность, согласитесь, это фарисейская самодостаточность, короста мнимого благочестия, усталость от общения с людьми, открытая или тайная неприязнь к тем, кто лишает вас покоя своими неразумными словами, суматошностью, малоуправляемыми эмоциями.  Сегодня действительно потребны и рассудительность, и жертвенность служения Богу, и открытость души к людям, чтобы не умереть душой, не излукавить, не измельчиться, не ожесточиться, не превратиться  в соляной столп, который некогда напоминал об участи печальной жены Лотовой, оглянувшейся столь некстати при бегстве из Содома и Гоморры.

Мы продолжаем, друзья, наш прямой летний июньский эфир. В преддверии праздника отца Алексея Мечёва, в преддверии выходных, в бурные дни, когда одиннадцать городов России принимают сотни тысяч жителей всех пяти континентов. Напрасно некоторые сетуют, что чемпионат пришелся на время поста. Да, поста никто не отменял. Но нельзя быть «премудрым  пескарем», который шевелит усами в своей утлой келии. Чемпионат мира по футболу - событие глобального характера. Это наш труд и вместе с тем добрый шанс противостоять политике искусственной изоляции, которую нам хотят навязать представители евроатлантического Союза, шельмуя, клевеща на Россию, убеждая людей, что здесь нечего делать. Что это опасная страна, где по улицам ходят медведи, слышатся перестрелки, и  народ дикий и чуждый благ цивилизации.

Сегодня Россия принимает гостей. Независимо от того, разбираетесь ли вы в футболе, мы все, молодежь, волонтеры, работники сферы услуг должны свидетельствовать иностранной братии, что отечество наше действительно свободное. Не от нефтедолларов, тут, к сожалению, они еще прочно держат свои позиции. Не от стремления разрушить сферу российского образования. Тут нам донесли, что этим летом делается ставка на осуществление псевдопроектов образовательного характера, благодаря которым желают осуществить слом остатков традиционной системы образования, отменить классно-урочную систему, отказаться от школы и от учителя, как детоводителя. Навязывая нам какую-то пресловутую сингапурскую модель образования. Цифровизация школы. Автоматизм натаскивания на отдельные навыки. Превращение ученика в потребителя, пользователя.
Но это дело не пройдет. И возвращаясь к моей главной мысли, мы в эти дни должны быть особенно спокойны, осторожны, мудры, молитвенно мирны, радостны. Я призываю лиц женского пола быть скромными, не давать повода ищущим его, все-таки наш менталитет -  это не образ мыслей Верочки-интердевочки. А представители запада отмечают, как ослепительно красива русская женщина. Да, в сравнении с западом, в России еще сохранился национальный тип, код, ведь у нас проживает больше сотни различных народностей, и к чести представителей мусульманской среды, скажем татарской, девушек воспитывают в определенной строгости, целомудрии, чистоте, в приверженности семейным идеалам. Как хочется верить, что и в нашей традиционной православной среде, в русских семьях -  а в наших жилах течет кровь десятков народов -  наши русские девушки с русыми косами, с открытым взором, прямой осанкой, целомудренными очами будут, как солнечные зайчики, светить людям, но при этом оставаться строгими, недоступными.

Путинцева: - Батюшка, Вы сейчас говорили, как жители России радушно принимают гостей Чемпионата Мира, это свидетельствует о том, что мы сохраняем свои традиции, но недавно произошел такой вопиющий случай, который идет вразрез с теми традициями, которые мы хотим сохранить. Недавно на радио «Россия» произошел такой случай: продюсер Софья Арендт попыталась запретить детям из группы театра Покровского петь песню,  в которой есть упоминание о Христе, она попросила спеть что-то без этого упоминания, и говорила, что это пропаганда. Она и не извинилась за свои слова, группа общественности и представители Церкви написали письмо, чтобы было какое-то объяснение.

о. Артемий: - Продюсер Софья Арендт, видимо, человек, не слишком хорошо понимающий, что она делает в этой стране. Так они говорят «эта страна», почитая ее какой-то строительной площадкой, сталкерской зоной. Нам тысяча лет. Мы опираемся на двухтысячелетнюю христианскую культуру. Песня, в которой упоминается имя Христово, не является  ни  в малой мере пропагандой, потому что раскрыть наши христославы, дети, которые на  Святках колядуют, поют рождественской Звезде, просто выражают свою радость, исповедуют детскую веру в то, что любовь сильнее смерти.

Путинцева: - Она сказала, что эти песни надо петь на радио «Радонеж» или радио «Вера».

о. Артемий: - Мы последуем ее совету. Скоро ли долго ли, но радио «Россия», которое, надеюсь, для участников этих программ и продюсеров является не дойной коровой, а полем чудес, страной с богатой культурой и традициями, будем надеяться, что радио Россия победит свои «жучков», и в редакциях будет появляться больше адекватных людей. Нам неважны фамилии, но важны имена. София - мудрость, это не какой-то резидент или агент, не проводник декоммунизированных ложных ценностей, не человек с подспудным стремлением развратить слушателей. София должна нести чрез свое вещание то, чем жило сердце преподобной Софии, знаменитой русской княгини. София должна помнить, что принесла на Русь супруга Ивана Калиты, греческая царевна София. София должна знать, кому посвящены храмы во Пскове, Новгороде, Константинополе. Она должна знать, что истинная мудрость является лучом, который сходит от Христа Искупителя. Но кто не собирает со Христом, тот расточает. Велика ответственность человека, кому дано распространять слово по городам и весям, пользуясь возможностями радиоэфира. Дай Бог милейшей Софии Арендт быть спокойнее и разумнее, и понимать, что именно нужно сегодня слушателям. Народ устал от пошлости, попсы, ерничания, низкопробных эфиров, хохмы, словечко нерусское, кстати. Народ жаждет воды живой, хочет слышать детские голоса.

Что сегодня делают с детьми? Из них отчаянно делают взрослых. Мимика, жесты, интонация... Такие старички в юном теле. Меж тем золотое детство бывает таким, только если оно окружено целомудренными, культурными, теплыми по сердцу взрослыми. И особенно прекрасно детство, когда мы впускаем  в мир детей этот луч божественной благодати, приобщаем их к христианской культуре. Интересно, что из Дома музыки меня попросили участвовать в детском образовательном проекте. Я буду вместе с замечательным вокальным коллективом держать слово о Библейских праотцах: Аврааме, Исааке, Иосифе, царе Давиде. Для светской публики священник вместе с хором будет предлагать живой рассказ о праведниках Ветхого Завета с тем, чтобы познакомить маленьких зрителей и слушателей со Святой Библией, которая лежит в основе христианской культуры.

Путинцева: - В начале передачи мы говорили о том, что праведный Алексей Мечёв принимал людей в тяжелое время, когда храмы закрывались, и люди не ходили в храмы. Одна наша слушательница пишет, что сейчас очень легко прийти в храм, что храмы переполнены. Нет ли тут опасности, что для кого-то это может стать модой?

о. Артемий: - Не знаю... Какая мода, когда раскрыв Евангелие, вы прочитаете, насколько Спасителю неприятна всякая аффектация, позерство, афиширование своих убеждений? Весь пафос святого Евангелия направлен против книжников, лицемеров, которые что-то делали для вида. А мода -  это подиум, все напоказ, выставлять всякие части тела на обозрение жадной до зрелищ публике. Ну, причем тут мода, когда Христос говорит: ты же, когда молишься, войди в клеть свою, затвори за собою двери, помолись Богу, который втайне, и Он воздаст тебе явно. Христианство чурается всякой нарочитой публичности, нам не нужны папарацци, реклама. Дух Святой действует в сердцах  простых и незлобивых. Другое дело, что светильник, возженный Божиим перстом, никогда не будет спрятан под спудом. Послушайте, что говорит Христос: да просветится свет ваш. А кто есть свет наш? А это есть Иисус Христос, Спаситель мира. Он - свет мира, Он свет, где нет никакой тьмы. И когда Христос за пазухой, когда божественная благодать завладевает нашими мыслями и чувствами -  то Христос являет Себя миру через нас, ибо в скудельных сосудах, глиняных, немощных мы носим искру Божией благодати. Да просветится свет ваш перед человеками, да видя добрые дела ваши. А кто добр? Один Христос. Он Единый творит дела благие. Дела, имеющие силу созидать. Чтобы, видя ваши добрые дела -  а они не наши, а Христовы-  прославили эти созерцатели, сторонние наблюдатели Отца вашего, который на Небесах. Таким образом, чем ближе мы к осуществлению нравственного идеала, чем полнее вверяем себя водительству Христа, чем больше удельный вес Божественной благодати во внутреннем мире нашей души -  тем яснее через слово, через действие наше благовествование. Таким образом, христианину не нужно популяризировать себя, не нужно влезать в социальные сети. Я не против них самих по себе. Лишь бы только там не мертвецы, а живые люди делились не подробностями своей бытовой жизни, но действительно показывали, как прекрасна православная Россия. Истинное христианство есть поистине свет миру и источник этого света - живой Господь, воскресший из мертвых, который хочет почивать на сердечном престоле, жертвеннике каждого из нас. Слава Богу, что есть наша старенькая радиостанция, обмотанная синей изолентой, похожая на связистов в войну, маленькая, но удаленькая - трудимся уже около 30 лет.

Путинцева: - Батюшка, Вы сейчас вспомнили о Великой Отечественной Войне, это неслучайно, потому что исполняется 77 лет с того дня, как германские войска начали бомбить наши города и вторглись в пределы нашей России. Фактически весь объединенный запад воевал против нас.

о. Артемий: - Жалко, плохо читали Пушкина, «Клеветникам России»: пошто шумите вы, вторгаетесь в наш древний спор с ляхами или не знаете, что наши снежные поля достаточно просторны, и (уж простите, что я Пушкина переиначиваю) тесно будет вашим гробам в наших степях и полях. Слава, Тебе, Господи, сегодня немцы, а у меня осьмушка немецкой крови, поэтому я знаю особенности германского технического гения, слава Богу, сегодня по улицам Москвы сотни тысяч болельщиков в страусиных перьях, в одеждах египетских фараонов, на воздушных лошадях из аргентинских степей, раскрашенные, с бубнами, горнами, флагами - Пушкин просто пророк! Гуляя по исторической застройке нашего города, они восторгаются чистотой улиц. Их из метро не выкуришь - представьте себе, потому что там, на Западе, метро заплевано и замызгано. Зачем нужны мраморные красоты? Эконом вариант. И тут наши дворцы - наследие сталинской эпохи, как ни крути. Впрочем, и сегодня строятся достаточно  красивые станции, и пусть уже нет той мозаики, нет этого разлета и роскоши, все же есть на что посмотреть. Единственное, я бы пожелал поучаствовать в комиссии, которая дает имена и названия станциям, улицам, переулкам - оторопь берет. Я уже делился этим. Какой непризнанный гений писал свои «Записки из подполья» и назвал станцию «Шарикоподшипниковская»? Ну что это за убожество? Мы уже устали от этой технической темы, давайте возвращаться к нашим исконным, историческим наименованиям.

Почему бы не назвать станцию Пожарская, Минино, Патриаршая, Протопоповская, Радостная, Грибная, Земляничная? Креативного мышления не хватает. Давайте помолимся о матушке России, о мире в наших городах, о чистом небе, ярком солнце, о том, чтобы в этот месяц мы раскрыли гостеприимные объятия, и по окончанию Чемпионата мира занялись бы внутренними делами. Чтобы все дожили до ста лет, получили пенсию, сохранили свою работоспособность, чтобы открывались музеи, заповедники, и многое другое, чтобы люди могли внести свою трудовую лепту, созидая нашу Родину.

До свидания!   

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+