Перейти к основному содержанию

04:25 26.09.2018

День памяти праведного Алексия Мечёва

31.07.2018 15:49:36

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/21/21-00

Протоиерей Артемий Владимиров отвечает на вопросы, ведущая Елена Путинцева (прямой эфир от 21.06.18)

 

Елена Путинцева: Мы приветствуем всех наших радиослушателей и поздравляем с днём памяти святого праведного Алексия Мечёва, чьё рождение и жизнь непосредственно связаны с Алексеевским монастырём.

О. Артемий: Пример о. Алексия Мечёва свидетельствует о том, насколько значимо в России служение священника. Казалось бы, не успел угаснуть светильник праведного Иоанна Кронштадтского, который возбуждал ум, сердце, совесть всей России не только общественными богослужениями, но и своим словом, призывавшим народы, и прежде всего, городское общество, к покаянию, как в  страшные 20-е годы открытого геноцида русской нации «московский утешитель», о. Алексий Мечёв,  кротчайший и милостивый, нежный к домашним и скорый на слёзы сочувствия и сострадания батюшка, служивший много лет в пустом храме на Маросейке, стал центром внимания униженных, оскорблённых, согнанных с земли крестьян и рабочего люда, ещё не подозревавшего, какими ужасами ночных арестов и казней обернутся обещанные свободы. Храм его был переполнен в дневные и вечерние часы, когда о. Алексий, забыв усталость, не считаясь с телесной немощью, беседовал простыми мещанами и крестьянами, которые ехали к нему на Маросейку за разрешением своих вопросов, за исцелением от той боли, которую испытывали люди, потерявшие своих родственников на войне и в революцию. О. Алексий принимал исповедь Николая Бердяева, запутавшегося религиозного философа, получившего на Маросейке духовный импульс, поддерживал его в годы изгнания в Париже. Московский старец говорил: «Мы не богословы, мы богаты слезами». Выслушивая человека, от полноты сострадательной любви он часто плакал и молился вместе с сидящим или стоящим на коленях христианином. А иным из чистых сердцем чад Господь открывал Своё страшное соприсутствие в батюшке, который буквально светился изнутри. Христос соприсутствовал ему, помазывая его слово не только духом любви, но и духом мудрости.

Елена Путинцева: Оптинские старцы, чьим преемником был отец Алексий, направляли к нему в Москву своих духовных чад. И он жил в городе, как в пустыне. Значит, не обязательно искать старцев где-то далеко? Ведь и отец Иоанн Кронштадтский жил в Северной столице и тоже был великим старцем…

О. Артемий: Облагодатствованные Богом люди не распределены по северу, западу, востоку или югу. Сам Господь воздвигает Матронушку в годы, когда священники в рясе практически исчезли с лица земли.  Воздвигает праведного Алексия Мечёва, который после краха Российской Империи заимствовал харизму митрополита Филарета Московского, праведного Иоанна Кронштадтского, который нёс обезверенному люду благовестие о Христе. И благодать, почивавшая в целомудренном, смиренном, способном жалеть и сожалеть сердце батюшки явственно действовала в жестоком, циничном и лукавом мире.

Поэтому вопрос, где искать умудрённого благодатью служителя Слова Воплощенного может остаться без ответа. Не место красит человека, а человек место. Однако чудо, связанное с отцом Алексием, праведным московским пастырем, свидетельствует, что тот, находясь среди многолюдья, буквально с детских лет не имея физической возможности уединиться, став добродетельным отцом, нежным мужем, вдовцом, который безутешно горевал о безвременно почившей супруге, оказался сосудом благодати Божией. Напомним, как это было.

Когда скончалась горячо любимая матушка, отец Алексий взыскал общения с праведным Иоанном Кронштадтским, и тот, вместо того чтобы ободрить батюшку и посочувствовать ему, сказал: «Отец Алексей, довольно и без нас счастливых семей (некогда он в младые годы сказал это и матушке Елизавете, своей собственной супруге). Забудь о своём горе, разгружая чужие скорби. Вникай, проникай умом и сердцем к тем признаниям, которые ты слышишь и будешь слышать от людей. Всецело погрузи свой ум и сердце в их жизнь. И через это Бог сполна утешит тебя». Этому старческому завету и был до конца верен праведный Алексий Мечёв, который нёс подвиг ежедневного служения Божественной литургии. Это была не литургия ради литургии. Главным для него было, по выражению отца Иоанна Кронштадтского, прививать черенки человеческих душ к вечно-живой, плодоносящей Лозе – Христу Спасителю, убеждать людей, что в причащении Святых Христовых Тайн с глубоким покаянием и благоговейным сознанием своего недостоинства состоит жизнь бессмертной души человека. И этому подвигу святой праведный пастырь посвятил всю свою жизнь без остатка.

Мы видим, насколько плодоносны были его усилия. Ведь после его кончины община отца Алексея не распалась. Она была укреплена кровью святого мученика Сергия Мечёва, сына батюшки, пострадавшего от гонений, заплатившего кровью за веру в Иисуса Христа. Даже мне, безусому пастырю конца 80-х, Бог даровал видеть остатки мечёвской общины. Я соборовал и причащал ту монахиню, которую биографы праведного Алексия Мечёва знают как Маняшу – девочку сироту из деревни, которую пригрел и, по существу, удочерил отец Алексий, разрешив ей поселиться на Маросейке и стать его всегдашней помощницей. Эта смиренная и кроткая душа пронесла через всю свою жизнь память о пастыре, который поставил её на ноги, через которого Божественная благодать умудряла сотни, а, может быть, тысячи иночествующих и мирян.

Елена Путинцева: Батюшка, а на Маросейке после отца Алексия и отца Сергия служили его ученики, последователи, преемники?

О. Артемий: Несомненно, это те, кто до сих пор священствует в этом небольшом уютном храме в центре Москвы.   Входишь туда – и видишь справа гробницу с мощами праведного Алексия. Поднимаешься на второй этаж, а там – замечательные росписи (с именем отца Алексия связана жизнь многих иконописцев). Не случайно на Маросейке действует иконописная школа под управлением протоиерея Николая Чернышёва, замечательного иконописца и пастыря. Сравнительно недавно отошёл к Богу протоиерей Александр Куликов, маститый московский пастырь, чудесным образом пришедший к священству и настоятельству в этом храме. Здесь в молодые годы будущего отца Александра назидал отец Борис Холчев,  замечательный проповедник и исповедник нашей Церкви, связанный с отцом Алексием Мечёвым. Я думаю, что если бы мы сейчас брали интервью у прихожан храма Святителя Николая на Маросейке, особенно у пожилых, они бы нам рассказали много всего интересного.

У нас в Алексеевской обители есть небольшая икона с мощами праведного Алексия. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, маросейская община выделила нам частицу мощей.

И по сей день отец Алексий Мечёв представляется недосягаемым идеалом для белого священства. Заметим, он был женатым священником. Иногда можно услышать такие странные слова: «мирской священник». Но как священник может быть мирским, если даже мирянам святитель Феофан Затворник говорил: «Мы живём в миру, но не по-мирски». И отец Алексий Мечёв, «священник городского типа», явил удивительный подвиг внимания, трезвения, непрестанной молитвы, очищения сердца от страстей гордости, похоти и злобы. В его душе среди холодной московской зимы расцвели хризантемы смирения, целомудрия, непрестанной молитвы, сочувствия, сострадания, благодатной мудрости и мужества. Насколько значим был для церковной жизни Москвы этот скромный пастырь, в течение почти десяти лет ежедневно служивший в пустом храме Божественную литургию, когда зимой при отсутствии отопления его пальцы прилипали к потиру и к дискосу! Отец Алексий пользовался особым благоволением и вниманием Святейшего Патриарха Тихона, который неоднократно бывал на Маросейке и духовно опирался на отца Алексея, авторитет которого был необычайно высок среди духовенства. Его не увлекали ни соблазны живоцерковничества «красных попов», ни  католичества (хотя Ватикан не дремал и через своих тайных и явных агентов, сдружившись с советской властью, пытался навязать своё внимание  разорённой революционерами столице).

Невзирая на запугивания и слежку, отец Алексей скромно делал своё дело: служил Божественную литургия и занимался душепопечением. Ему даже на ум не приходило реформировать Церковь, чем сегодня заняты умы и сердца многих «прогрессивных» батюшек, которым кажется, что язык Церкви устарел, что богослужение нужно менять, искать новые жанры общения с людьми. Ему были свойственны молитва и внимание ко всякому пришедшему. В отце Алексии народ видел носителя Божественной благодати.

Возле его дома, который находился в двух шагах от храма,  батюшку поджидали люди из провинции с тюками и мешками. Они терпеливо ждали, зная, что о. Алексий им не откажет. В эти страшные годы он принимал всех, не различая политических воззрений приходящих. Какая может быть политика, когда речь шла о выживании человека!

Интересно, что отец Алексий не благословлял уезжать из России тогда, когда небо казалось с овчинку и почва уходила из-под ног. Ему жаловались: «Муж ожидает ареста, дети в школе не могут перекреститься, что делать?» –

«Будьте солнышком!» – неизменно отвечал священник, улыбаясь своей мягкой обезоруживающей улыбкой. И бывало, положит руку на плечо, осенит крестным знамением – и страхи, тревоги, уныние и печаль сами собой испаряются. Мне кажется, что если бы было нужно символически изобразить служение отца Алексея, стоило бы нарисовать свечу. Когда свеча догорает, остаётся огарок, и чем меньше свеча – тем больше тепла. Свеча всю себя отдаёт без остатка, она вся уходит в свет и тепло. Огонёк тлеет и затухает, воскуряется дымок – и свеча исчезает. Таков был отец Алексий, такова жизнь всякого русского священника, труждающегося не ради хлеба куса, а ради Иисуса.

Елена Путинцева: Как прекрасно, что сохраняются традиции маросейской общины! Сохранён и музей отца Алексея Мечёва.

О. Артемий: Да, мы рекомендуем всем, кто заглянет на Маросейку, в храм Святителя Николая, постоять у мощей, помолиться, попросить о чём-то своём. У каждого из нас в его сердечном лукошке есть невысказанная боль, есть тот сокровенный уголок, в который мы не пускаем никого, кроме Господа. Попросите провести вас в Дом-музей (это громко сказано!) – в келейку-кабинет отца Алексия, где можно приложиться к его епитрахили, посмотреть на его натруженный лик, глубокий взор, на его сократовскую главу – и насытиться  той атмосферу, которая тут царствует. И главное – раскрыться сердцем для тайной молитвы, для сочувственного отношения к людям, потому что самая большая опасность, согласитесь, – это фарисейская самодостаточность, короста мнимого благочестия, усталость от общения с людьми, открытая или тайная неприязнь к тем, кто лишает нас покоя своими неразумными словами, суматошностью, малоуправляемыми эмоциями.  Сегодня действительно потребны и рассудительность, и жертвенность в служении Богу, и открытость души к людям, чтобы не излукавиться, не измельчиться, не ожесточиться, не превратиться  в соляной столп, который некогда напоминал о печальной участи жены Лота, оглянувшейся столь не вовремя при бегстве из Содома и Гоморры.

Мы продолжаем, друзья, наш прямой июньский эфир. В преддверии праздника отца Алексия Мечёва, в преддверии выходных, в бурные дни, когда одиннадцать городов России принимают сотни тысяч жителей всех пяти континентов. Некоторые сетуют, что чемпионат мира по футболу пришёлся на время поста. Да, поста никто не отменял. Но нельзя быть «премудрым пескарём», который шевелит усами в своей утлой келии. Чемпионат мира по футболу – событие глобального характера. Это наш труд и вместе с тем добрый шанс противостоять политике искусственной изоляции, которую нам хотят навязать представители евроатлантического Союза, шельмуя Россию, клевеща на неё, убеждая людей, что здесь нечего делать, что это опасная страна, где по улицам ходят медведи, слышатся перестрелки, а народ дикий и чуждый благ цивилизации.

Сегодня Россия принимает гостей. И мы все – молодёжь, волонтёры, работники сферы услуг – должны свидетельствовать иностранной братии, что Отечество наше действительно свободное. Мы в эти дни должны быть особенно спокойны, осторожны, мудры, молитвенно мирны, радостны. Я призываю лиц женского пола быть скромными, чтобы не давать повода ищущим его. Представители Запада отмечают, как ослепительно красива русская женщина. В России ещё сохранился национальный тип. У нас проживает больше сотни различных народностей, и к чести представителей мусульманской среды, скажем, татарской, девушек воспитывают там в определённой строгости, целомудрии, чистоте, в приверженности семейным идеалам. Как хочется верить, что и в нашей традиционной православной среде (а в наших жилах течёт кровь десятков народов) русские девушки с русыми косами, с открытым взором, прямой осанкой, целомудренными очами будут, как солнечные зайчики, светить людям, но при этом оставаться строгими и недоступными.

Елена Путинцева: Батюшка, вы сейчас говорили, как жители России радушно принимают гостей чемпионата мира, что это свидетельствует о том, что мы сохраняем свои традиции, но недавно произошёл такой вопиющий случай, который идёт вразрез с теми традициями, которые мы хотим сохранить. Недавно на радио «Россия» продюсер Софья Арендт запретила детям из группы театра Покровского петь песню,  в которой есть упоминание о Христе, она назвала это пропагандой. Софья Арендт не извинилась за свои слова, а группа общественности и представители Церкви написали письмо, чтобы было какое-то объяснение.

О. Артемий: Продюсер Софья Арендт, видимо, человек, не слишком хорошо понимающий, что она делает «в этой стране». Так выражаются те,  кто считают территорию России какой-то строительной площадкой, сталкерской зоной. Нам тысяча лет. Мы опираемся на двухтысячелетнюю христианскую культуру. Песня, в которой упоминается имя Христово, не является  ни в малой мере пропагандой, а дети, которые на  Святках колядуют, поют о Рождественской звезде и выражают свою радость, исповедуют детскую веру в то, что любовь сильнее смерти.

Елена Путинцева: Она сказала, что эти песни надо петь на радио «Радонеж» или на радио «Вера».

О. Артемий: Мы последуем её совету. Нам неважны фамилии, но важны имена. София – мудрость. Это не какой-то резидент или агент, не проводник ложных ценностей, не человек с подспудным стремлением развратить слушателей. София должна нести через своё вещание то, чем жило сердце преподобной Софии, знаменитой русской княгини. София должна помнить, что´ принесла на Русь супруга Ивана Калиты, греческая царевна София. София должна знать, Кому посвящены храмы во Пскове, Новгороде, Константинополе. Она должна знать, что истинная мудрость является лучом, который исходит от Христа Искупителя. Но кто не собирает со Христом, тот расточает. Велика ответственность человека, которому дано распространять слово по городам и весям, пользуясь возможностями радиоэфира! Дай Бог милейшей Софии Арендт быть спокойнее и разумнее, чтобы понимать, что´ именно нужно сегодня слушателям. Народ устал от пошлости, попсы, ёрничания, низкопробных эфиров, хохмы (словечко нерусское, кстати). Народ жаждет «воды живой», хочет слышать детские голоса.

Что сегодня происходит с детьми? Из них отчаянно делают взрослых, с их мимикой, жестами, интонацией... Такие старички в юном теле! Между тем детство бывает золотым, только если оно окружено целомудренными, культурными, тёплыми по сердцу взрослыми. И особенно прекрасно детство, когда мы впускаем  в мир детей луч Божественной благодати, приобщаем их к христианской культуре.

Интересно, что Дом музыки попросил меня принять участие в детском образовательном проекте. Я буду вместе с замечательным вокальным коллективом держать слово о библейских праотцах: Аврааме, Исааке, Иосифе, царе Давиде. Священник будет предлагать светской публике живой рассказ о праведниках Ветхого Завета с тем, чтобы познакомить маленьких зрителей и слушателей со Святой Библией, которая лежит в основе христианской культуры.

Елена Путинцева: В начале передачи мы говорили о том, что праведный Алексий Мечёв принимал людей в тяжёлое время, когда многие храмы были закрыты. Одна наша слушательница пишет, что сейчас очень легко прийти в храм, что храмы переполнены. Но нет ли тут опасности, что для кого-то посещение храма может стать модой?

О. Артемий: Не знаю... Какая может быть мода, когда, раскрыв Евангелие, вы прочитаете, насколько Спасителю неприятна всякая аффектация, позёрство, афиширование своих убеждений! Весь пафос святого Евангелия направлен против книжников и лицемеров, которые всё делали для вида. А мода – это подиум, на котором всё выставляется напоказ жадной до зрелищ публике. Ну причём тут мода, когда Христос говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно[1]. Христианство чурается всякой нарочитой публичности, нам не нужны папарацци, реклама. Дух Святой действует в сердцах  простых и незлобивых. Другое дело, что светильник, возжжённый Божиим перстом, никогда не будет спрятан под спудом.

Послушайте, что говорит Христос: …Да светит свет ваш пред людьми...[2]А кто есть свет наш? Это Иисус Христос, Спаситель мира. Он свет, и нет в Нем никакой тьмы[3]. И когда Божественная благодать завладевает нашими мыслями и чувствами, тогда Христос являет Себя миру через нас, ибо в скудельных, глиняных и немощных, сосудах мы носим искру Божией благодати.

Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного[4]. А кто добр? Один Христос. Он Единый творит дела благие, дела, имеющие силу созидать. Видя добрые дела (а они не наши, но Христовы) созерцатели, сторонние наблюдатели прославят Отца, Который на Небесах.

Таким образом, чем ближе мы к осуществлению нравственного идеала, чем полнее вверяем себя водительству Христа, чем больше удельный вес Божественной благодати во внутреннем мире нашей души, тем яснее через слово, через наше действие благовествование. Таким образом, христианину не нужно популяризировать себя, не нужно погружаться в социальные сети (я не против них, лишь бы только там делились не подробностями своей бытовой жизни, но действительно показывали, как прекрасна православная Россия). Истинное христианство есть поистине свет миру и источник этого света – живой Господь, воскресший из мёртвых, Который хочет почивать на сердечном престоле каждого из нас. Слава Богу, что есть наша старенькая радиостанция, обмотанная синей изолентой, маленькая, но удаленькая, на которой мы трудимся уже около тридцати лет!

Елена Путинцева: Батюшка, вы сейчас вспомнили о Великой Отечественной Войне, и это не случайно, потому что сегодня исполняется 77 лет с того дня, как германские войска начали бомбить наши города и вторглись в пределы нашей Родины. Фактически весь объединённый Запад воевал тогда против нас.

О. Артемий: Жаль, что эти народы плохо читали «Клеветникам России» Пушкина!

О чём шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Оставьте: это спор славян между собою…

 

…Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов;

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

 

Слава Тебе, Господи, сегодня немцы, французы, колумбийцы – сотни тысяч болельщиков гуляют по улицам Москвы в страусиных перьях, в одеждах египетских фараонов, на воздушных лошадях из аргентинских степей, раскрашенные, с бубнами, горнами, флагами! Гуляя по исторической застройке нашего города, они восторгаются чистотой улиц. Их и из метро не выкуришь, потому что у них на Западе метро заплёвано и замызгано. Зачем им мраморные красоты? А тут у нас дворцы – наследие сталинской эпохи. Впрочем, и сегодня строятся достаточно  красивые станции, и пусть уже нет той мозаики, той роскоши, но всё же есть на что посмотреть! Единственное, я бы хотел поучаствовать в работе комиссии, которая даёт названия станциям, улицам, переулкам. А то порой оторопь берёт! Какой непризнанный гений писал свои «Записки из подполья» и назвал станцию «Шарикоподшипниковская»?! Ну что это за убожество? Мы уже устали от этой технической темы, давайте возвращаться к нашим исконным, историческим наименованиям. Почему бы не назвать станции: Пожарская, Минино, Патриаршая, Протопоповская, Радостная, Грибная, Земляничная? Креативного мышления не хватает!

Давайте в заключение помолимся о матушке России, о мире в наших городах, о чистом небе, ярком солнце, о том, чтобы по окончании чемпионата мира мы занялись бы нашими внутренними делами; чтобы все дожили до ста лет, получили пенсию и сохранили свою работоспособность, чтобы открывались музеи, заповедники, и многое другое; чтобы люди могли внести свою трудовую лепту, созидая нашу Родину. До свидания!   

 

[1] Мф. 6, 6.

[2] Мф. 5, 16.

[3] 1 Ин. 1, 5.

[4] Мф. 5, 16.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+