Перейти к основному содержанию

18:35 19.04.2024

Что такое Царство Небесное, и как оно согласуется с нашей жизнью?

31.07.2018 15:40:48

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/27/21-00

-Будьте добры, батюшка, объясните, что такое обрезание, зачем оно? И почему оно и у иудеев, и у мусульман? Что оно означает?

О.Александр: - Если вы откроете книгу Бытия, то узнаете, что Господь повелел Аврааму обрезать всех детей мужского пола, в знак завета Божьего с родом иудейским. Со своим народом. И по этому установлению обрезаются все младенцы мужского пола в иудаизме, 8-ми дней от роду. Так же 8-ми дней от роду Сам Спаситель был обрезан, как и любой младенец мужского пола. И после этого обрезания он получает имя Иисус. Отпуст праздника разъясняет, почему для нас дата Обрезания Господня важна. Более того, праздник Обрезания Господня относится к числу великих праздников. «Иже плотию обрезаться изволив ради нашего спасения». Таким образом, Святые Отцы обращают наше внимание на то, что Господь не имевший никакого греха, принимает обрезание для того чтобы был исполнен всякий закон. «Я пришел не разорить закон, а исполнить его», - говорит Христос. Это требование Обрезания, конечно, прямо к Самому Спасителю не могло относиться. Тем не менее, Его благочестивой семьей оно было выполнено. А Обрезание Господне символически обозначает будущее крещение христиан.

Что касается мусульман, то прямо в Коране не говорится об обрезании, но, тем не менее, в разного рода преданиях оно упоминается. Обычно оно практикуется на 7- ой день или в разные годы до 13 лет. Тем самым ребенок становится принятым в религиозную общину. Он становится полноценным мусульманином.

Сейчас существует активная традиция обрезать мальчиков в самых разных странах. В том числе - и в Европе, и в США просто по гигиеническим соображениям. Это очень распространено. Понятно, что это не имеет отношения к тому, о чем мы с вами сейчас говорим.

 И в том и в другом случае (и у иудеев, и у мусульман) это знак отношений с Богом.

Хотел бы сегодня поговорить вот на какую тему - у нас многие люди в церкви полагают, что основа отношений мирянина и священника, и шире говоря - мирянина и церкви, это - послушание. Что такое в действительности послушание, как оно сочетается с действием собственного разумения, ума? Послушание и покорность. Терпимость и нетерпимость - вот темы, которые я хотел бы обсудить.

- У меня к вам вопрос по Евангелию. Когда Христос говорил апостолам: «Можете ли пить Чашу, которую Я пью?» - они сказали: «Можем». Вот они понимали, когда отвечали?

О.Александр: - А ваше мнение какое? Жалко, что вы не ответили мне. Апостолы часто не понимают, о чем их спрашивает Христос, и дают ответ или невпопад или в меру своего разумения. Они порой бывают просто ошеломлены. Вот Спаситель перед страшными днями распятия Своего, беседует с учениками - и вдруг апостолы перебивают и говорят: «А здесь два ножа». А Он говорил о чем-то совершенно ином. Или происходит Преображение Господне. Совершенно невероятное явление, Господь во славе, и ученики закрывают глаза, свет не нестерпимый, но в то же самое время Он совершенно иным представляет им Спасителя. Что делают ученики? Они видят Моисея, видят Илию, видят самого Христа, беседующего с этими двумя святыми людьми - и что они предлагают? Господи, давай сделаем три кущи, то есть три палатки, одну для Тебя, одну для Моисея, одну для Илии. То- есть как-то пытаются приземлить Евангельское повествование. Потому что это то, что им приходит на ум.

Они со временем взрослеют. Духовно взрослеют. Они особенно повзрослеют после распятия Спасителя, когда начнется их собственная проповедь. Это не значит, что мы должны к ним снисходительно относиться, но в очень многих случаях они не понимают, о чем говорят. Спаситель говорит о Чаше Гефсиманского сада, о той Чаше, о которой Он молится: «Господи, если это возможно, да пусть мимо идет сия чаша». А они в этом разговоре подумали о том питье, которое на столе - можно ли его пить. И они отвечают так уверенно: да. Вот тот самый пример разницы, который я сейчас говорил.

- Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова входит в Ветхий Завет, которым пользуется сейчас православная церковь? Потому что ссылки в православной литературе есть, а например, в Ветхом Завете, которым я пользуюсь, такой книги нет.

О.Александр: - О чем это, по вашему мнению, свидетельствует?

Слушатель: - Ну, может быть, у меня Ветхий Завет какой-то не тот.

О.Александр: - Какой не тот? Дело в том, что некоторые книги Ветхого Завета относятся к так называемым неканоническим книгам и в наш счет Ветхого Завета не включаются. В нашем синодальном издании, которым мы все пользуемся, этих книг нет. В католической церкви и у нас не одни и те же книги. Вот одна из таких книг, которые имеют разный статус - это книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Она не используется, как правило, или используется очень мало в литургической традиции. Ознакомиться с ней, естественно, можно, ее никто не скрывает. Просто когда речь идет о каноническом тексте - туда входит только то, что по счету православной церкви является общепринятым.

***

 Я хотел бы вам теперь привести несколько приходских примеров, которые могли бы пояснить мои слова о послушании. Вот для меня, например, совершенно очевидно, что общение с духовником ни в коем случае не сводится к покорности ему. К прямому выполнению его предписаний. Это ешь, это не ешь, вставай в 5 утра, увольняйся из института, делай операцию, выходи за того-то замуж. Вот это, мне кажется, совершенно не то, чем занимается хороший духовник. Но есть и обратная ситуация. Ситуация такого злонамеренного неслушания, когда человек приходит поговорить со священником, но заранее уже знает, что ему хочется получить в ответ. Если священник говорит не то, что ему хочется получить в ответ - он все равно, во-первых, делает по- своему, а во-вторых- получается, что пародирует общение духовника и духовного чада. Вот есть у меня одна знакомая дама, она все время перед Чашей, перед тем, как причаститься, стоит с книжкой и вычитывает, очевидно, непрочитанные молитвы перед Причащением. Это дело нехорошее, потому что если вы что-то не прочитали, то сейчас перед Чашей, когда Христос перед вами - неопрятно, нелепо и если честно, немножко смешно выглядит эта ваша торопливость. Кому вы дочитываете? Здесь Сам Христос, Он уже пришел на встречу с вами. Это точно так же как из таза тащить едва высохшее белье и пытаться быстрее его на себя надеть, потому что за вами уже приехала машина такси. А здесь- то намного выше ситуация, чем какое-то такси. Надо уж смириться. И разумно к этому отнестись.

 Я этой даме говорю – вы сейчас не дочитывайте, потом дочитаете, она мне кивает и делает совершенно по - своему. И очень интересно, почему так делают люди, и на что они рассчитывают. Они рассчитывают на то, что они умилостивят Бога - так дома надо дочитывать. А в храме идет служба. Им кажется - это такой иудейский подход - что надо сделать все, как надо. Иначе причастие будет не в причастие, и все это здание разрушится. Такое представление совершенно неправильно. Оно закрывает возможность разговора со священником по - человечески.

-Не слишком ли много сейчас взвалено проблем на церковь, я имею в виду - на священнослужителей? Церковь отделена от государства, нам говорят. Это понятно. Но, по-моему, по- другому звучит – церковь близка к народу, а вот государство отделилось от народа полностью. И оно взвалило все эти проблемы, чтобы их решала церковь. Вот такие вещи происходят в одно и то же время: память убиения Царской семьи, 100 - летие и чемпионат мира по футболу. О Царской семье разговоров мало, не слышно практически ничего. Футбольные матчи - это хорошо, но про них уж очень много кругом везде. Ну, разве можно так?

О. Александр: - Ну, я с вами совершенно согласен в самом главном. Смотрите - у нас повышают пенсионный возраст, у нас и так очень многие не доживают до пенсионного возраста, и число этих людей не уменьшается. У нас во многих субъектах федерации, в том числе и где радио «Радонеж» звучит, средняя продолжительность жизни для мужчины- 60 лет или чуть выше. А добавим сюда пьянство, а добавим сюда преступность, плюс неблагоприятная экология, то это чудо, что люди дотянутся до пенсионного возраста. И вам скажу так. Одни пенсионный возраст повышают, а другие должны будут принять всех этих людей, которых никто больше не утешит, и сказать им: люди мы с вами, мы вам сочувствуем. Все эти люди- куда они придут, в конечном итоге? Они придут в церковь плакать. Они придут говорить: да, я вот не дотягиваю с этой своей пенсией, я вот рыбные консервы могу купить, и хлеба, и куда они придут - к священнику. И то священник откажет этого человека принять, обнять, утешить и сказать: да, мы с тобой, в общем-то, в одной лодке.

Когда я был студентом, тогда время было не такое зажиточное, как сейчас. Мне сейчас даже некоторые не верят. Но у меня был однокурсник, и он покупал кошачий корм, и ел его, потому что он был дешевле. У него был больной отчим, которому надо было помогать. Он половину стипендии ему отдавал, на половину выживал.

Речь не только о пенсионерах. Речь о многих и многих обездоленных, которым вообще некуда идти, кроме церкви. Потому что домашние их выставили, и никому они не нужны. Я тут увидел, в прессе опубликовали записку. Дедушка какой-то, он, видимо, уже слегка из ума выжил, его дети отвезли к дальней родственнице в соседний город и оставили записку. Оставляем тебе деда, нас не ищи его, не возвращай, если он тебе не нужен - сдай его в дом престарелых. Вот это отношение. Куда такому деду прийти? Только Господь нас терпит, Господь милует.

Что касается чемпионата и поминовения 100- летия убиения Царской семьи. Не надо любить императора. Никто не обязан заставлять его любить. Не надо участвовать в нашем поминовении. Те, кому важно, всегда сами помянут, и в Ганиной яме всегда много народа. Люди туда идут сами. Но вы, дорогие друзья, вы же государство, и мы с вами договариваемся, мы ваши граждане. Не вы наши хозяева, мы вам не рабы, мы с вами заключили договор, согласно этому договору вы должны обеспечивать нашу безопасность и минимальные условия выживания. Как вы можете? Хорошо, вы никак не относитесь к государю Николаю Второму, как вы можете, отрицая советскую идеологию, вы же все говорите советская идеология человеконенавистническая, как вы можете держать улицу Менжинского в каждом крупном городе? Епархиальное управление находится на улице Урицкого, либо на улице III Интернационала. Почему вы сохраняете эти названия? Вы тратите миллиарды на чемпионат мира, но как только зайдет речь о переименовании улиц - вы скажете: о-о-о, это такие траты денег, таблички надо менять, карты исправлять. А что, уже забыли, как называлась станция «Театральная», переименовали с «Площади Свердлова», и никто не умер. Пройдет еще поколение - и никто не вспомнит, слава Богу, кто такой этот Ногин. И это хорошо. И мы с вами в этом смысле должны быть более активны. Должны более энергично отстаивать свои права и говорить: мы не хотим жить в этом царстве большевистского кошмара.

Другой пример хотел вам привести. Другая раба Божия со мной беседует. Я говорю: ну, вы сегодня не исповедуйтесь, я так не вижу, чтобы вы были готовы. Не, ну, вы накройте меня епитрахилью - она мне говорит. Говорю: не надо. Она тогда пошла, к другому священнику обратилась - и вот такая исповедь произошла. А что за этим стоит? А стоит боязнь ошибиться, сделать что-то не так. Вот этой боязни у нас быть совершенно не должно. Если мы пришли общаться со священником, то либо не общайтесь с ним, либо общайтесь доверительно. Выбирайте священника, найдите того с кем вы могли бы общаться, открыть душу. Но так разговаривать с ним как с противником, сквозь прицел - это не нужно и опасно и как-то духовно противоположно тому, ради чего мы с вами в храм приходим. Не нравится вам священник? Слава Богу, в каждом городе у нас не один священник. Да и в поселках, как правило, есть тот или иной выбор. Выказывая недоверие и перепроверяя каждый раз священника, вы в некотором смысле показываете и недоверие к церкви в целом. Все равно, что перепроверять все Евангелие.

Давайте настраиваться на доверительный лад друг с другом. У нас очень сильна отчужденность. Один замечательный философ так сказал: одиночество у нас не по тому, что нас никто не окружает, а потому, что мы не доверяем людям, разговаривая с ними о самом главном в жизни. Вот, мы не доверяем, и очень часто напрасно не доверяем близким людям, среди которых и священники. И надо отказаться от идущего из Советского Союза такого партийного подхода. Вот если священник политическую позицию занимает не такую, как мы – то, значит, он плохой священник. Или если стрижка у него не такая, как вы ожидаете, короткая или бороды у него нет, сейчас так бывает. Все, он не настоящий. Но простите, борода у человека может не расти. Нельзя по внешним признакам составлять мнение. Политическая его позиция, может быть, какая угодно. Он гражданин. Он точно также может соглашаться или нет. Кто-то голосует за одного, кто-то за другого. У нас и так слишком много всяких разных разобщений. Мы и так непрерывно ссоримся. И делать разделение- это диавольская радость. Политическая позиция - это, кстати, ничто по сравнению с духом Евангелия и стремлением жить по заповедям. Дьявол будет рад, если вы поссоритесь из-за политических позиций или какого-нибудь менее важного, чем Евангелие, вопроса. Вот то, о чем я считал очень важным с вами сегодня поговорить.

- Что такое Царство Небесное, и как оно согласуется с нашей жизнью? Христос говорил, что Царство Небесное внутри вас есть. А что еще вы можете сказать о нем?

О.Александр: - Я ничего большего о Царстве Небесном, чем Евангелие сказало, сказать не могу. Но помимо той фразы, которую вы сейчас привели, Христос рассказывает о том, как получается Царствие Небесное. Он говорит: Царство Небесное силою берется, и тот, кому оно нужно, силою его берет. Силою - имеется в виду не грубой физической силой хулигана, а говорится о том, что требуется огромное усилие в работе над собой, чтобы оказаться хотя бы в малой степени достойным Царствия Небесного. Царствие Небесное - это счастье. Рай - это близость к Богу, это возвращение человека в исходное безгрешное состояние Богообщения. Это цель нашей жизни. Когда мы говорим: спасение - это достижение Царствия Небесного. Поэтому в самом коротком виде так, читайте Евангелие. Существует такая книга, почему то мало оцененная она называется «Симфония». Она существовала давно. Это справочник к Евангелию. Вы, например, задали себе вопрос – что такое Царствие Небесное, открываете Симфонию на странице «Царство Божие» - и там вам будут приведены все цитаты из Евангелия и указаны места, где о Царствии Божьем говорится. Вы находите их и читаете. И не с моих слов или с чьих-то коротких, а из Священного Писания узнаете, что такое Царствие Божие так, как его исповедовал Спаситель.

Еще хочу сказать, что не надо других учить жить. Наводить чистоту православия надо своим примером, а не других. А чистоту и порядок среди других и полицаи наводили. Не надо всюду влезать, порицать и всюду высказывать обеспокоенность. Надо самим становиться лучше. Не быть злобными, надо уметь принять или выслушать другую точку зрения и высказать свою. Это все на самом деле второстепенно по сравнению с жизнью по заповедям, но человек, живущий по заповедям, ни за что не скажет христианину: ты будешь гореть в аду. Вспомните Ветхий Завет. Неужели ради 10 праведников не сохраню Я город великий? Если так Господь сказал по отношению к мегаполису- то как мы можем предвосхищать Божий замысел?

Спаси и сохрани вас Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+