Перейти к основному содержанию

12:10 15.12.2018

Может ли курильщик войти в Царство Небесное, является ли курение грехом?

30.07.2018 10:54:10

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/07/04/21-00

Никифоров: - Лето. Многие уехали на дачи. Чем заниматься на дачах? Слушать радио «Радонеж». А для этого нужно, чтобы радио «Радонеж» все-таки вещало. А у нас тяжелая ситуация. Поэтому, пожалуйста, помогите нам выстоять хотя бы этот летний сезон. Когда вы разъезжаетесь - слушателей становится меньше, и пожертвований тоже. Не забывайте, что мы существуем только благодаря вашей помощи.

Хочу подчеркнуть, что другого такого радио нет. Потому что Мы -Независимый голос. И Зависимость наша одна – от нашей православной совести. Все остальное мы говорим бескомпромиссно. Только всем миром мы можем спасти нашу любимую радиостанцию.

Сегодня на ваши вопросы будет отвечать батюшка Феодор Бородин. Скажите мне батюшка, не слишком ли я преувеличиваю заслуги нашего радио? О.Феодор: - Нет. Радио «Радонеж» - вещь, помимо того, что уникальная, еще и первая в своем роде. Сколько лет вы уже в эфире?

Никифоров: -30 лет. Ну, 27.

О.Феодор: - И было время, когда не было никакого общедоступного ресурса, никаких православных каналов, которые люди слушали бы и просвещались. И очень многие люди, которые имеют Евангелие как самое главное сокровище своего сердца, обрели его и его понимание через радиостанцию «Радонеж». Поэтому я благодарен Вам лично за ваши труды и коллективу радио. И думаю, что действительно надо поддержать. Потому что если, не приведи Господь, радиостанция исчезнет - станет пустынно и одиноко.

Я вам хочу в утешение напомнить слова апостола - если человек обратит человека, то спасет душу и покроет множество грехов. Причем непонятно, о чьей душе и чьих грехах идет речь. Можно и о себе, и о другом человеке. То – есть, это проповедь. А радио « Радонеж» тоже ведет проповедь, которая составляет и ваше сокровище, и ваше упование.

Есть много путей к прощению грехов. Это неосуждение других, жертва, а есть еще путь проповеди о Боге, путь обращения людей. Господь прощает грехи проповедующим. Это не мы придумали, это сказал апостол. Так что тот, кто может, и кого призвал Господь - тот пусть идет в эфир. Это, может быть, не самый лучший проповедник, но так решил Господь. А тот, кто может - он поддерживает это и в этом участвует. А когда человек, которому не дано, это не значит, что он хуже. Он может не быть в эфире или в проповеди, но он поддерживает проповедника, как те женщины, которые ходили за Христом и служили Ему и ученикам. Кто-то стирал белье, кто-то готовил еду. Апостолы тоже это делали, но они служили, мы это знаем.

Никифоров: - Перед тем как мне удалиться, я хотел бы задать вам личный вопрос, который меня взбудоражил. Появились сведения, что существует дело некоей реутовской живодерни. Одно название уже чудовищное. Дело в том, что некоторые молодые люди в сговоре специально отлавливают животных, не для того, чтобы их убить, добровольные чистильщики такие. Нет, не для этого. А чтобы мучить. То есть, это практически мне кажется, сатанизм, они это делают даже ритуально. Дают объявления в газете, что приму в добрые руки котят, щенков. Люди отдают, а потом с этими щенками творят что-то невероятное.

У нас будет отдельная передача. Я сделал интервью и с правозащитниками и с адвокатом этой группы. Но хотелось бы вашей пастырской оценки, откуда собственно берется эта чудовищная злоба, откуда такая сатанинская ненависть? Ведь где в начале животных убивают, там следующий шаг - люди.

О.Феодор: - Для начала надо сказать о библейском, истинном отношении человека к животным. О нормальном. Мы помним, что Господь, как сказано в книге Бытия, приводил к Адаму животных - и тот нарекал имена этим животным. Это символ власти. А власть, библейская власть - это ответственность. Адам прозревал сущность этого животного, и в имени, которое он давал, отражалась эта сущность. Животное принимало это имя. Это отношение властителя над животными пошатнулось и разрушилось после грехопадения Адама.

Мы знаем, что животные перестали слушаться человека. Они нападают на него, могут убить. И неожиданно и радостно то, что это качество владеть через любовь и милосердие возвращается именно во святых. Мы знаем льва св. Герасима, медведей у наших прпп. Серафима и Сергия. Известно, что природа в этом творении Божьем, в своем высшем дочеловеческом виде - в животных продолжает прославлять своего Творца через Его образ, через человека. И повинуется человеку. И урожаи у святых людей другие. Божья благодать все преображает. А нарушение слов царя Давида: «блажен, иже скоты милует» - это грех. Или, например, мы еженедельно читаем акафист Косьме и Дамиану, где подчеркивается, что они лечили животных, не могли пройти мимо больного животного. Они молились о них, ставили на ноги. А противоположное отношение к ним связано с тем, что образ Бога в человеке, который позволит себе такую жестокость - он разрушается.

Я помню, великий наш духовник Кирилл Павлов однажды, проводя общую исповедь для студентов семинарии и Академии в храме, говорил, что в человеке есть сатанинские качества. Помню, он сказал: злорадство. То есть радование злу, беде, горю другого человека. Это уподобляет человека сатане. Он сказал, что будущему священнику никак нельзя это допускать. Я думаю, что это касается любого человека. Когда человек находит радость, что живому существу мучительно больно - он подобен сатане. Потому что сатана радуется падению человека, разрушению, которое он приносит в этот мир, боли и страданию, любому надругательству.

Конечно, люди, которые такую жертву приносят - для них это ритуальное жертвоприношение или нет - но, по сути, это действительно жертва сатане. Сейчас наука археология очень сильно развивается, и постоянно в разных частях света находят доказательства человеческих жертвоприношений.

Нам казалось еще 20-30 лет назад, что это было только у финикийцев - и то спорили, было - не было. Может, это просто похороненные младенцы? А сейчас везде. В Китае, Скандинавии, на территории Великобритании, у кельтов, у американских огромных культур – ацтеков, майя. Постоянно находят. Сначала были жертвенные животные, а потом стали приноситься в жертву люди. Эта логика приведет рано или поздно к этому. Потому что у сатаны задача полностью человека уподобить себе. Если у Бога задача уподобить Себе, и это задача христианина, то у врага Божьего другая задача. Поэтому это страшно. Страшнее всего та бездна, в которой пребывают души этих людей. Мало того, что они сами так грешат. Им еще очень важно об этом всем сообщить. Сделать это на показ. То, о чем пророк Исаия говорит - о грехе своем они говорят открыто, как о крайней степени падения человека. Когда человек извещает всех остальных. Им надо пройтись парадом по главной улице и показать всем, что тот грех, которым они живут - это норма жизни, и вы должны это принять. За души этих людей страшно. То, что мы до такого докатились - это ужасно.

Тел. звонок: - Что такое непадательное состояние, и как его достичь?

О.Феодор: - Я знаю только теоретически. Я его, конечно, не достиг. Непадательное состояние- это древний святоотеческий термин. Он свидетельствует о тех людях, которые пришли в такое состояние после своей подвижнической жизни. Врагу их погубить практически невозможно. Они, даже обладая великими добродетелями, даром чудотворения - никогда этим не вознесутся. Потому что уже вошли в состояние равное ангелам. Ангелы и падшие ангелы - демоны по учению святых отцов это те личностные духи, которые когда-то сделали свой окончательный выбор. Когда-то во время восстания Денницы, до творения нашего материального мира. После этого они уже ничего изменить не могут. Они сделали окончательный выбор. Он распространяется на все время, то есть на вечность. И есть некоторые святые, которые настолько стали подобны ангелам, как мы поем преподобному Сергию – земные ангелы, что они тоже достигли этого состояния. Но это непадательное состояние связано, прежде всего, с добродетелью смирения. Потому что, как писал один из древних святых, смиренный человек - это тот, кто, как тряпка, лежит на полу. А с пола падать дальше некуда. Когда человек возносится, когда он считает себя вазой на высокой подставке - оттуда можно упасть и разбиться. Возносящий себя смирен будет, смиряющий себя вознесен будет. Вот такой человек будет вознесен.

Вопрос: - Как быть, если на тебя клевещут?

О.Феодор: - Очень тяжело, когда на тебя клевещут. Тяжело когда про тебя плохую правду говорят, когда ты грешен. Даже когда разглашают люди, а когда неправду говорят и клевещут - еще тяжелее. Но больше всего клеветали на Иисуса Христа. И дьявол так и переводится с греческого, если мне не изменяет память, как «разделяющий». Он лжец и клеветник. То есть дух, который говорит неправду. Христос переносил эту неправду, Он молчал перед судом. Бессмысленно. Главное не пустить злобу в себя. Легче всего это сделать, если вы будете молиться за клеветников. Это очень тяжело, но если вы за них помолитесь, во-первых, зло не заразит вашу душу, во-вторых, велика надежда, что они перестанут это делать. Молитва может это преодолеть.

Тел. звонок: - На работе неприятная ситуация, начальник решил наказать меня деньгами; конечно, у Бога не просят денег, как помолиться в этом случае?

О. Феодор:- Не совсем понятен вопрос. Да, ситуация горькая. Я не согласен с тем, что у Бога нельзя просить денег. Денег нельзя просить, когда человек просит себе на роскошь или на какой-то грех. В нашей жизни деньги часто равны продуктам, лечению больного, оплате детской школы. И поэтому мы можем просить у Бога. Я вам, может быть, открою небольшой секрет, но священники очень часто молятся о деньгах, особенно настоятели. Потому что настоятель - это тот человек, который к определенному времени должен положить на стол определенную сумму денег. За отопление, за ремонт, за это, за это, за это. Часто в храме этих денег нет. И он приучается выпрашивать деньги у Бога. Может быть, кто-то скажет, что я говорю неправильно? Но моя практика настоятельской жизни такая. Что по уставу я последний человек, который должен решить эти вопросы. Вот, кроме Бога мне обратиться не к кому. Поэтому я молюсь.

А в случае озлобления начальника надо молиться о спасении его души. И я вас уверяю, что если преодолеете неприязнь внутри себя, то обычно эта молитва перерождает и того человека через какое-то время. Он чувствует, что у вас нет страстей по отношению к нему. Что вы его не осуждаете, не злитесь, не злобствуете на него, и это исцеляет ситуацию. Помолиться – Господи, спаси раба Твоего такого-то.

Тел. звонок: - Меня заинтересовала тема «Имя Божие» - Иисус Христос. Иудеи вообще не знали имени. Мы знаем и призываем, и спасаемся этим именем. Но у меня вопрос – имя Божие, вот Иоанн Кронштадтский говорил, что это и есть сам Бог. Монахи афонские, так называемые имяславцы, которых Синод обвинил в ереси, говорили то же самое. И их даже выслали, некоторые погибли. Вот что по этому поводу говорили греки? И вообще - является ли это ересью?

О.Феодор: - Вопрос имеет решение в постановлениях Синода, как вы упомянули. Для нас это самое главное - авторитетное соборное решение. Как вы знаете, во времена решения спора об имяславии патриарха еще не было. Поэтому Синод и являлся выражением собора епископов. А что касается самого вопроса - он очень сложный.

Мы, когда приступаем к целованию Евангелия на всенощной в воскресный день - мы ведь как Самого Христа целуем. Макарий Великий говорит: когда ты целуешь Евангелие - ты целуешь Плоть Божию. И, действительно, мы именуем вслед за Иоанном Богословом вторую ипостась Троицы Словом, и Словом Божиим мы также называем Евангелие. Вот в каком-то смысле слово Евангельское, которое сеется в человека, как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин – в душу падает Бог, как семя, и начинает там расти. Все это тайна. Очень большая тайна, и если мы вот так относимся к Евангелию, с таким благоговением - это хорошо. Но если мы начнем говорить, что тот, кто не признает вот эту книгу, лежащую здесь плотью Христовой, и только так ее и надо называть, и никак иначе - это будет искажение, это будет неправильно. Потому что это связано с тайной. А таинством, как вы помните, апостол Павел называет вообще веру христианскую. Жизнь церкви - это вообще таинство. Потому что это действие Святаго Духа. А это всегда тайна - присутствие Бога в этом мире, как Он вторгается в этот мир. Об очень многом надо просто умолчать.

И мне кажется - причина этой некрасивой афонской войны и этого гонения на имяславцев в том, что они от православной традиции держать откровение в молчании и созерцании и не доводить до логического конца его фиксацию в слове, а переживать, как тайну - отступили. Они это нарушили. И захотели все выразить в конкретных, четких формулах - и вот получилось то, что получилось.

Мне кажется, православие тем и прекрасно, что у нас есть понятие тайны. Вот, нам что-то известно, а что-то нет. Бедным католикам очень тяжело у них есть последний авторитет – Папа, и он, поскольку все знает, должен представить ответы на все вопросы в четком письменном виде.

Есть вещи, о которых у нас мало, что открыто, и не надо лезть. Надо созерцать. Это мое отношение к этому вопросу. А так я небольшой специалист, я читал литературу, но это было 20 лет назад.

Тел. звонок: - У меня три внучки и две дочери, я их растила. А сейчас еще внук растет. Ему 5 лет. Что вы посоветуете? Какие качества мужские считаете самыми главными, и что можно почитать в Священном Писании о воспитании мальчиков?

О.Феодор: - В вашем вопросе настораживает полное отсутствие мужчин. Нет ни слова о вашем муже, то- есть о дедушке. Три внучки, две дочери. Есть ли мужья? Дело в том, что мужское воспитание формируется на основе подражания мальчика отцу. Без этого воспитать мужчину очень трудно. И если папа не ведет себя, как мужчина- то воспитать тяжело. Но если я правильно понимаю из вашего вопроса, что у вас ваши дочери, видимо, в разводе, и пап у этих деток, к сожалению, нет, что чрезвычайно пагубно и для внучек, и для внука. Есть какие-то вещи, которые такая неполная семья в них искажает. Волевую сферу в растущем мужчине это очень сильно искажает. Что можно посоветовать? Я всегда своим прихожанкам, которые растят детей без мужей, к сожалению, к нашему несчастью и горю сейчас в России таких брошенных детей и жен миллионы - я им советую отдавать детей на занятия каким-нибудь видом борьбы. Причем лучше, чтобы это были не ударные техники, не кун-фу и карате, которые нацелены на подчинение боли. А дзюдо, самбо, классическая борьба. Почему? Потому, что те самые мужские качества, о которых вы спрашиваете, они успешно воспитываются. Во-первых, часто тренер становится примером. Обязательно надо смотреть, чтобы он был профессионалом. Их всегда еще в Советском Союзе учили воспитывать. Допустим, тренер по боксу говорил: «Если я узнаю, что вы на улице деретесь - я вас выкину сразу». Мальчик, когда начинает заниматься - он познает, что такое борьба, что такое проигрывать, что такое боль, что такое выигрывать, при этом оставаясь другом человеку, у которого ты выиграл или проиграл. С него слетает спесь очень быстро. Первые полгода он ходит, всем хвастается и что-то пытается показывать одноклассникам. Чем человек дольше чем-то занимается, тем он обычно глубже молчит. И уклоняется от возможных конфликтов. Он знает последствия; что вот эту руку он может сломать, эту челюсть может выбить; зачем ему это надо? Он лучше смирится. И в нем вырастает такая мужская добродетель, которая сейчас обычно не обозначается нигде, но которая таковой является – великодушие.

 Вот, обратите внимание - в вечерних 24молитвах Иоанна Златоуста мы просим избавить нас от малодушия и дать нам великодушие. Широкую душу - особенно Мужчине - мужскую душу, которая умеет прощать. Умеет не обижаться, которая не спесива, не превозносится, готова помогать, служить. Все это входит в понятие великодушия. И сформироваться этому поможет занятие такими видами спорта. Очень поможет.

 В конце концов, действительно тяжело человеку, который не видел отца в соседней комнате все свое детство. Не видел, как он живет с мамой, как он разговаривает с бабушкой, тещей, не ходил с ним гулять, не рассказывал сказки. Такому человеку тяжело. Ему нечего восстановить. У него нет поведенческих сценариев. Но Богом- то в человека все заложено. Если он смиряется, если он просит, Господь поможет. И даже человек, выросший без отца, станет хорошим отцом.

Вот, у меня супруга выросла без отца и без матери. Потрясающая мать 8 детей. Потрясающая!!! Я до 12 лет жил в полной семье. Смотрю на нее и думаю: откуда у нее это все? А это ей Господь дал. Но, конечно, все непросто ей далось, огромным трудом и смирением. Потому что учиться может только тот, кто считает, что ему надо учиться. Если человек не смирен и считает, что он все знает. Что есть два мнения: его и неправильное, то он ничему никогда не научится. Поэтому и ваш внук всему научится, но ему нужен пример, и вот таким примером может стать тренер. Поэтому я дал такой совет.

Вопрос: - Как снять проклятие матери над детьми и насколько это серьезно?

О.Феодор: - Сложный очень вопрос. Судьба человека складывается Божьим промыслом. В ответ на путь души человека. Вот русский язык он действительно гениален в своих прозрениях. Мы путь человека через жизнь называем судьбой. То есть Бог судит то, что находится внутри сердца человеческого и складывает в ответ на свободу и решения человека, обстоятельства его жизни направляет. Это не обязательно суд как осуждение. Это не обязательно отрицательно - суд. Есть и положительный суд. Не проклятие влияет на судьбу человека. А раздор с матерью и грехи перед родителями.

 Если по своему неразумию мать все - таки, потому что это страшно - то, что она произнесла, произнесла эти слова проклятия, видимо были очень тяжкие грехи со стороны ребенка. А мы знаем, что «Почитай отца твоего и мать твою - как сказано в 5-ой заповеди - да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Соответственно, если ты не чтишь свою мать - не будет тебе блага и не будет долгой жизни. Это Господь связал одно с другим. Поэтому за грех хамства, который повлек это проклятие за собой, человек через этот грех хамства сам разрушил свою семью. Поэтому что нужно делать, и насколько это серьезно. Это очень серьезно. Нужно каяться, нужно обязательно примириться с матерью, сделать все возможное, чтобы примириться. И чтить ее, почитать, заботиться о ней, общаться ней обязательно.

 Но бывает и не так. Бывает, что безумная мать незаслуженно проклинает своих детей. Ко мне много раз как к священнику обращались люди с плачем о том, что они любят свою маму. А мама- бывает, что уже в старческой деменции она это произносит. Во-вторых, в таком озлоблении, отчаянии, ропоте. Когда, допустим, сын женился потому, что полюбил не ту девушку, которая понравилась бы его матери. Ревность страшная. И она произносит эти слова незаслуженно. Я сейчас, к сожалению, не помню главу и стих. Но в притчах, если я не ошибаюсь, у премудрого Соломона сказано, что незаслуженное проклятие улетит, как птица. То есть, мы же не можем заставить Бога поменять судьбу другого человека по своей прихоти! Бог строит судьбу человека по Своему суду. Если это проклятие не связано с грехом ребенка - я думаю, оно никак не повлияет на его судьбу. Но, наверное, это так больно, так страшно, когда тебе проклинает твоя мать, и это так неправильно, этого настолько не должно быть, что это все равно очень большое горе. Надо молиться очень крепко за свою мать и очень много смирения приложить, переступить через свою гордыню, чтобы все- таки с ней помириться. Вот я бы так это сказал.

Вопрос: - Вот, если я совершу даже небольшой грех, меня Бог сразу наказывает, а вот других почему-то через год, месяц и вообще после смерти, почему так?

О.Феодор: - Ну, вы знаете тайна суда Божьего нам до конца никогда не доступна. Если человек приходит в храм и рассказывает о горе, а ему священник очень важный и авторитетный говорит: – это тебе за то- то - меня всегда от этого коробит. Вы знаете, сказать, что ты наказан за вот этот грех, может только святой праведник, которому это открывает Господь. Священник должен подвести человека к размышлению о том, откуда это пришло, почему. Как ты считаешь, может быть с чем-то Господь не согласен в твоей жизни? И сам человек может сказать. Если вы связываете какие-то неприятности с наказанием Божьим - да, наверное, действительно вам так открыто, и ваша судьба - это ваш разговор с Богом, и вы можете об этом говорить. Но не всегда беда - это наказание, понимаете? Даже болезнь не всегда наказание. Почему преп.Амвросий Оптинский был так наказан тогда? Если в этой парадигме размышлять. Он большую часть жизни был лежачим больным. Великий святой, через которого Бог и исцелял, и открывал, и будущее и настоящее, и мысли, и чувства человека. А он тяжко болел. Почему он так страдал?

 Понимаете, страдания- это не всегда наказания. Это крест, который Господь дает человеку и иногда это для славы Божьей. Наверное, преподобный Амвросий так глубоко понимал чужое страдание потому, что страдал сам. Искушенный может искушаемому помощи. Поэтому вы не найдете ни одного святого или праведника, который бы не познал хоть в чем-то глубокого страдания. Вот я сейчас столкнулся с исследованиями жизни такого замечательного, еще не прославленного святого о.Понтия Рупышева, который служил в Литве. Он был тогда еще молодым, но очень известным священником в Петербурге. Стало промыслом Божьим известно, что на следующий день его придут арестуют, и он сел в последний поезд , который уходил из Петербурга в Литву, когда наша страна еще была империей. И все, после этого опустился занавес, и отделилась Россия. А здесь у него остались жена и 4 детей. Он больше ни разу в жизни их не увидел. Он стал, если хотите, вторым Иоанном Кронштадтским для Прибалтики. Это прозорливец, чудотворец. Потрясающий молитвенник. Но познал эту скорбь.

Почему этому проповеднику, полностью преданному Богу это было дано? Это суд Божий, он нам неведом. Это не всегда наказание. И потом, вы помните молитву, где мы просим: Господи, накажи меня здесь, а не там? Потому что наказание там - это вечность. А когда мы принимаем наказание здесь - у нас есть надежда, что там нам не будут помянуты эти грехи. Поэтому не унывайте, не отчаивайтесь. Во-первых, то, что с вами происходит -это не обязательно наказание. Во-вторых, может быть даже и лучше, что это здесь. Хотя, конечно, в моих устах это звучит нелепо, может быть, только сами себе вы можете это сказать.

Ну, и потом, мы знаем слова апостола Павла, что кого любит Бог - того наказывает. И даже отсутствие наказания у христианских народов принималось как то, что Бог вообще забыл человека.

Вопрос: - Раб Божий Игорь спрашивает, как приучить детей к жизни?

О.Феодор: - Какой широкий вопрос! Наверное, нам надо приучать детей к любви Божьей, к любви Богу и жизни по заповедям. И, конечно, мы должны им читать и объяснять, но я прихожу к выводу, что пример важнее всего. Если мать орет на бабушку, то есть свою маму, хамит ей - то сколько бы вы не объясняли дочке, что надо почитать родителей, все воспримет то же самое и она сама потом. Поэтому- только примером.

Вопрос: - После смерти продолжаются ли семейные узы? Брак венчан. Или потом в вечности мы не будем знать, что мы супруги?

О.Феодор: - Нет, знаете, Господь сказал, что любовь пребывает во век. Будет такое состояние, что не будет веры и не будет надежды. Потому что все исполнится. Не надо будет верить, бессмысленно будет надеяться. Все уже придет. А любовь - она пребудет всегда!

Любовь это то, как в человеке отражено бытие Божие. И оно не может исчезнуть. Царство Божие - это Царство Любви. Там в другом виде это всё, но все настоящие связи любви: супружеские, отеческие, братские, семейные - они все у Господа останутся. Более того, вы знаете что интересно, мы все знаем, что вдовец или вдова может выйти замуж или жениться. И не осуждается. Апостол Павел об этом говорит. Но в требниках сказано, что вдовец, который женился - на год отлучался от причастия в древности. Он не дотянулся до той вершины, которую собой представляет брак как единственный союз.

Да, ты мог жениться, тебе церковь пошла навстречу. Но она там тебя ждет. Она уже там. Высота тобой была бы достигнута, если бы ты потерпел. Хотя никто тебя не осуждает. Мне кажется, этим каноном, этой традицией, церковь исповедует то, что брак вечен. Что это не просто что-то нам дано здесь, на земле, на какое-то время.

Вопрос: - Мы с мужем обвенчались год назад. Приняли обоюдное решение быть вместе, уже будучи в возрасте. Совместного ребенка родить не можем. Когда стали появляться трудности в отношении детей - муж стал отдаляться. И сейчас живем, как чужие, и к тому же он стал изменять. Очень хочу сохранить семью, а муж настаивает на разводе. Я верю в силу молящейся жены, но иногда хочется сдаться. Неужели в нашей семье нет будущего? Я буду продолжать сохранять семью. Или я поступаю нечестно, навязывая ему свое общество?

О.Феодор: - Вы знаете, брак – это, если хотите, такое приземленное сравнение - это такое огромное бревно, которое за два конца несут два человека. Даже если вы Иван Поддубный, если тот конец отпустят - вы все бревно не удержите. Часть упадет на землю. Бывает так, что жена или муж готовы все простить, терпеть, а второй не хочет. Если он изменяет вам, декларирует что так дальше и будет, если он этого не скрывает, то о какой семье можно говорить? Это уже не семья. Христос сказал: не позволяю разводиться, кроме вины прелюбодеяния. Если есть вина прелюбодеяния - вам позволено развестись. Это как если вам врач поставил диагноз, что у вас на пальце гангрена, если вы его не ампутируете - вы вся умрете. Невозможно жить с мужем, который изменяет и говорит, что дальше это будет. Который изменил, пал и просит прощения, и плачет, и хочет сохранить брак - такого человека вы властны простить. А жить во лжи? Развенчивания в церкви нет. Это миф это обман. Нет процедуры, потому что нет механизма. Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Никто- ни священник, ни епископ, ни даже патриарх не властен развести семью.

 Церковь - как доктор на скорой, который приехал к трупу, может свидетельствовать, что этот человек уже мертв, но он его не убивал. Так и церковь может засвидетельствовать, что брака больше нет.

Вопрос: - Может ли курильщик войти в Царство Небесное, является ли курение грехом?

О.Феодор: - Мы знаем святого человека, который курил. Это Государь Николай II. Курение до революции не считалось грехом. Я помню, у Антония Храповицкого, прославленного иерарха Русской Зарубежной церкви, есть учебник по пастырскому Богословию, где он говорит будущим священникам - семинаристам: если вы курите, то не курите, пожалуйста, перед исповедью, чтобы не смущать людей. То есть, он даже не говорит, что это грех.

 Но постепенно церковь выработала к этому отношение, что все- таки это грех. Почему? Потому что курение разрушает волю человека. И на многие другие вещи, которые нужно соблюдать, у человека нет уже сил.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+