26.07.2018 15:24:07
В дни столетия цареубийства мы могли ознакомиться с бурными прениями касательно революции, тирании, антинародного режима, бездарности (и даже кровавости) царя Николая, высшей справедливости убийства детей, повинных единственно в том, что они родились в царских покоях, а равно и справедливости убийства уж совсем не порфирородной прислуги царя.
Революционерам и сторонникам raison d’État, готовым этим резоном оправдать любое преступление, противостояли люди более умеренные и благонамеренные, но в общем и целом разговор о монархии сводился к спору о дозволенности или недозволенности цареубийства.
Не менее важной дискуссии о монархии как таковой не состоялось вовсе.
Что даже несколько и странно. Безоглядный энтузиазм по поводу демократической республики далеко в прошлом. Причем не только в России, где это можно списать на неготовность народа к демократии, на то, что вместо республики после 1991 г. явилось нечто странное, сильно разочаровавшее публику в демократии вообще. Но ведь и на Западе при совершенно иной исторической традиции и при провозглашении демократической республики, как важнейшей национальной скрепы, реальная картина народовластия недостаточно вдохновляющая.
Трудно найти человека, который от чистого сердца провозглашает: «Сколь я счастлив, что нами правит не коронованный тиран, а народный избранник Эмманюэль Макрон». Вместо Макрона можно подставить другие имена – эффект будет тот же. Реально демократия держится на черчиллевском: «Наихудший способ правления, за исключением всех остальных», да на фаталистическом: «Не нами заведено, не нами кончится», – т. е. на святости традиции. Причем в условиях, когда в устах продвинутой части общества слово «традиция» давно уже является как бы не ругательным, оправдание демократии посредством традиции, вряд ли будет действовать ныне и присно, и во веки веков.
Но тогда оправдание монархии является, как минимум, небезыинтересной информацией к размышлению. Информацией, которая не побивается простым «О какой монархии можно говорить в XXI веке?» Пренебрежительными речами про царя Николашку и короля Луишку она тоже не побивается.
Нужно спорить глубже – но почему-то не выходит.
Ну, например: «Твёрдая преемственность избавляет страну от разорительных смут, раз. При наследственной монархии нет периодической тряски выборов, ослабляются политические раздоры в стране, два. Республиканские выборы роняют авторитет власти, нам не остаётся уважать её, но власть вынуждена угождать нам до выборов и отслуживать после них. Монарх же ничего не обещал ради избрания, три. Монарх имеет возможность беспристрастно уравновешивать. Монархия есть дух народного единения, при республике – неизбежна раздирающая конкуренция, четыре. Личное благо и сила монарха совпадают с благом и силой всей страны, он просто вынужден защищать всенародные интересы – хотя бы чтоб уцелеть. Пять. А для стран многонациональных, пёстрых – монарх единственная скрепа и олицетворение единства. Шесть».
И опять же: «Монарх может быть высоким, может не быть, но избранник большинства – почти непременно посредственность. Монарх пусть средний человек, но лишённый соблазнов богатства, власти, орденов, он не нуждается делать гнусности для своего возвышения и имеет полную свободу суждения».
Тут есть о чем задуматься и не так-то просто опровергнуть.
То, что левые, которым ненавистен сам призыв «За Бога и за Царя!», политический класс (взять хоть политтехнологов, что им делать при монархии?) – наконец, немалая часть общества, не сильно склонная задумываться над глубинными проблемами властвования, — то, что все они будут против монархии, это понятно. Но сильных монархических настроений нет и среди консервативно настроенных людей, которые в принципе согласны с вышеприведенной апологией.
Причины тому многообразны.
Disons le mot – монархические агитаторы не вызывают особого желания тут же записаться в их последователи. «Такие люди в настоящее время принадлежат к одному из двух разрядов. Или это живодеры какие-то оголтелые, что сейчас готовы инквизицию восстановить и религиозные массакры устроить, или это новые постники и безбрачники, что открыли добродетель и совесть, как Америку какую-то, а при этом потеряли внутреннюю правдивость и всякий здравый смысл. От первых нравственная тошнота делается, а от вторых и физическая зевота одолевает». А если среди них встречаются люди, говорящие вполне здравые вещи, тут же возникает другая незадача. Сами-то они вполне здравы, но при этом по должности вещают от имени бродячего цирка, называемого «Российским императорским домом».
Можно было бы списать это на несчастную случайность, но тут, кажется, проблема глубже – ведь и в других странах, монархические протагонисты не сказать, чтобы производили сильно почтенное впечатление. Возможно, дело здесь в том, что истинно монархические чувства довольно интимны, о них не кричат на каждом углу. А если кричат – в лучших традициях богопротивной республики, — то получается, натурально, черт знает что. Наружу выносит таких особ, с которыми лучше вообще не иметь никакого дела. Тем более – пересоздавать фундамент государства.
Вероятно, монархию действительно нужно заслужить, что предполагает всенародное обращение к Богу с просьбой ниспослать измученной Руси царя. Будет ли такое обращение, не будет его, – о том нам знать не дано. Пока же быть хорошим монархистом – это с величайшим умом и тактом, и чуждаясь всякой завиральности, свидетельствовать о том благе, которое несет монархия.
И не более того. А что получается, когда монархисты вещают в лучшем демократическом духе, – мы видим. Пользы от того никакой, один вред.
Комментарии
31.07.2018 - 18:10 Спасибо за статью. Никогда и:
Спасибо за статью. Никогда и никому не позволяю ни в жизни, ни в интернете, оскорблять, унижать, злословить в адрес монархии, Императора нашего Николая, других императоров России, в адрес священнослужителей и православной церкви вцелом. Промолчал значит на половину предал. Как же я могу их предать, если я святым царским мученикам молюсь каждый день. Коу то это покажется смешными или наивным, а для меня это дело чести и совести. Спаси нас, Господи.
Добавить комментарий