Перейти к основному содержанию

17:13 18.07.2018

Очень тяжко мы живем на Руси. Вразумите, что есть покаяние? Довольно ли личного покаяния? Или нужно наше общее русское покаяние?

03.07.2018 11:48:35

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/07/21-00

Е. Путинцева: - После праздника Всех Святых, престольного праздника Алексеевской обители, с чем мы Вас, батюшка, поздравляем как духовника, наступил Петров пост. В этом году он длится больше месяца, многие сетуют, что очень длинный, тем более недавно был Великий пост. Почему так получается, что летние посты менее любимы? Рождественский и Великий все ждут, а вот летние посты не так... 

о. Артемий: - Да, наступил равный Великому по продолжительности Петров пост (или апостольский). И давайте вспомним, чего ради он был утверждён во Вселенской Церкви. Соотносится он, конечно, с особой миссией учеников Спасителя, которые возложили на себя пост и готовились молитвой и молением выйти на проповедание Евангелия по благовествованию Христова Воскресения. Таким образом, пост, который мы летом возлагаем на себя по послушанию Церкви, связан с особым служением - Слова. Всем известно, что сытое брюхо к учению глухо. И даже вокалисты, Козловский, например, воздерживались от пищи до концерта, потому что голос совершенно по-особому звучит. И насыщение лишает определенных обертонов человеческий голос - самый совершенный музыкальный нерукотворный инструмент. Примерно то же можно сказать в отношении слова, рождения мысли в человеческой душе. Пресытившийся человек не в состоянии настроить сердце на молитву, покаяние и любовь. Он чувствует отягощение, сонливость, отдаёт дань своей немощной природе. И напротив. Мы ведь не так просто воздерживаемся от пищи перед причащением Святых Христовых Тайн, а супруги - от супружеской жизни. Все от употребления пищи в течение ночи и нескольких утренних часов, потому что сердце оживает, едва лишь мы затягиваем наш кушак. И апостолы, находившиеся под воздействием Духа Святого, заручившись поддержкой и силой свыше, постились ради вполне понятных и разумных целей. Они хотели, чтобы каждое слово было помазано благодатью Святого Духа. Мы не апостолы, у нас свое служение: кто-то глава семьи, кто-то пастырствует, но каждый христианин имеет дар слова - почтен даром словесности. И все мы названы царственным священством, все призваны приносить духовную жертву Господу, давать приращение в любви, полагая к стопам Христа-искупителя наше покаяние и молитвы. Конечно, заповедуя нам пост, мать-Церковь видит в нас служителей слова, хочет даровать нам небесную манну Святых Христовых Тайн. И, действительно, христианин тогда бывает мирен, радостен, блажен, когда его сердце и ум насыщены божественной благодатию. А это предполагает и чтение слова Божия, и свершение молитвословий, и тайную, внимательную, сердечную молитву. И служение ближним в духе смирения, бескорыстия, милосердия. Все это прекрасно сочетается с посильным для нас воздержанием. Давайте вместе с тем вспомним, что общий устав поста дан для всей Церкви, а каждый сообразуется со своим состоянием и немощью. Так, Варсонофий Великий говорил, что болящему телу пост не прописан. И иной человек, получив предписание врача, уже выполняет некую диету по его недугам и терапии для его восстановления. Будем различать возрастных и детей, учащихся и путешествующих, тех, кто сам готовит себе пищу или живет в лоне православной семьи, и поэтому не испытывает трудностей в соблюдении устава. Каждый пусть будет врачом для себя. Но в ту меру, что он по каким-то основаниям принужден отступать от постного устава, пусть себя и укорит, покается. Если человек говорит: да зачем мне этот пост летом, не нужно мне этого -так может сказать тот, кто не ощущает себя чадом Церкви. И напротив, признавая обязательность церковных установлений, иной христианин пусть покается, что ему не получается поститься. Это будет гораздо полезнее: жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Но будем помнить, что цель истинного воздержания - стяжание смирения, чистоты и милосердия. Это качество и направление наших помыслов и чувствований. Важно соблюдать духовную сторону поста. Ходить пред лицем Господа, тайно молиться Создателю, блюсти чистоту помыслов, нерассеянно призывать имя Иисуса Христа, удерживаться от любого образа худых мечтаний и целомудрствовать в слове. Смотреть на людей с состраданием и любовью. Таким образом, представляя Слову Воплощенному ходить и действовать в душе своей.

Е. Путинцева: - Этим постом еще и много праздников. Вчера отмечали память блаженной Ксении, сегодня третье обретение главы Иоанна Предтечи, а в воскресенье будет праздник Всех русских Святых.

о. Артемий: - Да, суббота и воскресение Великим постом имеют иной устав вкушения пищи, и летний пост более мягкий, он дозволяет вкушение рыбы по праздникам. Но для нас не так интересно рассуждать о брашнах, сколько участвовать в самих торжествах - Божественной Литургии. Для человека, любящего участвовать в службе, который благоговеет перед святой Евхаристией, то есть стремится со знанием своего недостоинства приобщаться Святых Животворящих Христовых Тайн, каждый день - праздник. Потому что многие слова святой Псалтири, которые будто бы говорят о вкушении пищи и сытных брашен, на самом деле свидетельствует о том, что душа питается Духом святым. «Упиюся от тука Твоего» - тук, буквально жир, есть, конечно же, символ Божественной благодати. Человек, носящий в себе Господа, мирствующий сердцем, умом призывающий Христа, бывает настолько насыщен светлыми высокими мыслями и легкими чувствованиями сострадания, любви, что для него Литургия - роскошный пир, на который Святой Иоанн Златоуст призывает постившихся и непостившихся.

Вопрос: - Очень тяжко мы живем на Руси, особенно за пределами Москвы. Я, например, звоню с Кубани. Вразумите, что есть покаяние? Довольно ли личного покаяния? Или нужно наше общее русское покаяние? Хочется, чтобы жизнь наша изменилась к лучшему.

о. Артемий: - Не будем недооценивать той духовной реальности, которая стоит за сочетанием «личное покаяние». Личное покаяние - отличная жизнь. Человек, который блюдет себя от смертных грехов, от скверн плоти, живет чистой семейной жизнью в христианской венчанной семье, соблюдает воздержание (если не выбрал подвиг семейной жизни). Который каждый воскресный и праздничный день стремится предстоять Господу в храме, приобщается Святых Христовых Тайн, в течение всего дня взывает: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», призывает Пресвятую Богородицу,  носит в себе Христову любовь, старается смотреть на ближних как на разумные создания Божии  - тот счастлив и блажен.

Я недавно вернулся с Кубани. Посещал городки неподалеку от места, где начинается Крымский мост. Обратил внимание на людей, просвещенных верой во Христа. Очень мне понравилось общение со священниками, паствой. Был я и в легендарной Тьмутаракани. И не скажу, что народ унывает, духовно придавлен, обезличен - нет. Везде, где за спиной простёрты крылья молитвы, где душа ощущает себя чадом Божиим, где сияет мысль о служении Отечеству, я видел и вижу улыбки и радость бытия.

Личное покаяние - это совсем не эгоистический образ жизни. Мы все связаны друг с другом  круговой порукой любви. Если один член тела благоденствует, то и все тело радуется. Поэтому сегодня главная востребованность в обществе как раз людей с чистой совестью. Тех, кто вышел из-под власти и гнета смертного греха, сражается со страстями, побеждает лукавого, ходит под управлением божественной благодати, развивая себя интеллектуально, ходя в поле русской культуры - такой человек, по выражению Варсонофия Великого, будет не просто блажен, а треблажен. Потому что он благочестив, а значит, носит Тайны Спасителя за пазухой, во-вторых, он просвещен вещей мудростью, а значит, может быть полезным ближним, а в-третьих, получает еще дар благого, правдивого, согретого теплотой любви слова.

Мы возвращаемся к сегодняшней беседе об апостольском посте, об умении дать отчет о своем уповании, о необходимости блюсти воздержание во всем, что отягощает тело человека ради словесного служения ближнему.

Е. Путинцева: - Пост невозможен без покаяния. В год убиения Царской семьи личное и народное покаяние невозможно без молитвы Царственным мученикам. И крестные ходы будут, конечно, но, к сожалению, не столь широко почитание в народе...

о. Артемий: - Не скажу, не скажу. Только что завершился Великорецкий крестных ход, где в Вятской губернии собирается вся Россия, уже сколько десятков тысяч людей влились в это удивительное шествие! Донесения от москвичей рассказывают, как и старушки, и отроки босыми ногами месят влажную глину - там были дождливые дни, и мне передавали, насколько наш народ бодр и весел, как каждый день совершались многоверстные переходы. Жители деревень извлекают огромные котлы, в которых мешками кладут  гречку, дозволяют паломникам париться в бане ночью во время отдыха. А в поселках городского типа, где народ уже не коренной, не вятичи, не кривичи, а жители постсоветского пространства, они уже не понимают, что происходит. Заходят в магазины крестоходцы - на них смотрят с опаской, как на нищебродов каких. Все зависит, конечно, от воцерковленности и приверженности к мировой православной культуре. Так вот в средине июля  Екатеринбург, Екатеринбургская голгофа привлекает десятки тысяч людей. Чего стоит одна Божественная Литургия на свежем воздухе, где из двадцати-тридцати чаш причащается весь народ, а затем совершает переход на Ганину Яму!

 К сожалению, еще в XIX столетии много постарались темные силы, чтобы посеять рознь, провести черту недоверия между народом и помазанником Божиим. Вспомним о судьбе московского и петербургского студенчества, которое растлевалось герценским «Колоколом» и бредило терроризмом. Вспомним печальное царствование государя Александра II Освободителя, роковое убийство его. Только твёрдая рука  императора Александра III вывела эту крамолу, но ненадолго. Общество было расшатано умственно, идейно, и пресловутые I и II Думы были по существу скопищем разбойников, пораженцев, неизвестно откуда взявшихся людей, выдававших себя за народных представителей... Об остальном умолчим. Я имею в виду трагический конец Российской Империи. В этом смысле и сегодня у людей просто не достает культуры понимания, осмысления исторического пути, пройденного Россией. Я не хочу сказать, что все было идеально, но Богом данное Самодержавие - это абсолютный дар Божий человечеству. Те из наших слушателей, которые воспитаны на либеральных идеях, конечно, могли бы познакомиться с трудом архиепископа Серафима Соболева, причисленного московским Патриархатом к лику святых. «Русская идеология» - книга, говорящая о историческом пути Руси.

А классический труд Льва Александровича Тихомирова «О монархической государственности»! Труд, написанный человеком, который сначала входил в террористические организации, лично покаялся перед Государем, стал одним из ведущих историков и философов Имперской России накануне 17-го года. И нынче уже замечательные написаны исторические книги, осмысляющие путь, пройденный Россией. Преподобный Серафим Саровский не ошибался, говоря в отношении второй заповеди - о любви к ближнему, что ее осуществление предполагает, прежде всего, почитание отца нации,  православного Государя. Эта любовь к батюшке – Царю бывает совершенно непонятна холодным, рационалистически настроенным богословам современности, которые сами, пройдя пионерию и комсомолию, в себе носят подспудно революционные майданы. Необходима культура, самовоспитание, врастание в историческую ткань святой Руси, чтобы стяжать смирение наших предков, считавших, что Руси без Царя невозможно. Кстати, в связи с этим рекомендуем слушателям лекции молодого историка Тихона Рыженко, который читает в Центре славянской письменности в Москве во все дни, кроме пятницы и воскресения. Речь идет и о Византии, о средневековой Европе, о Древней Руси, война князей  - период междоусобицы, Куликовская битва, совершенно удивительный литературный стиль, глубокие познания, ярко очерченная православная позиция историка делает его лекции событием для культурной жизни Москвы.

Е. Путинцева: - Лекции слушаются на одном дыхании. У Тихона ярко выражено служение словом. Он уже пишет книгу на исторические темы.

о. Артемий: - Нас спрашивали о происхождении старинного церковно-славянского глагола «говеть». Говенье - приготовление к Таинству Причащения. Что за корень слова? Фасмер, знаменитый составитель этимологического словаря, напоминает о корнях, родственных латинскому «favere» - благоволить, проявлять милость, такое доброе значение. Есть корень готский - посвящать, благословлять. Есть скандинавский - уважать, благоговеть. Как вы видите, общее значение этих корней - благоговеть перед Высшим Началом, приносить духовную жертву Создателю, согласовать свою волю с волей Божией. Ну, а что касается русского слова «говядина» -  оно не имеет общего этимологического корня с «говением».

Е. Путинцева: - Невозможно не вспомнить, что вчера отмечали день рождения Пушкина, а в следующем году будем отмечать 220 лет со дня рождения нашего великого поэта. Хотя многие считают, что все же правильнее было бы отмечать день рождения по новому стилю, григорианскому, 8-го июля, поскольку это соответствует дню святых Карпа и Алфея.

о. Артемий: - В этом смысле, безусловно, церковный календарь послужит нам прекрасную службу. Коль скоро отмечено, что в день рождения поэта празднуют память святых Карпа и Алфея, так и сомневаться даже нечего. Между прочим, наш древне-русский календарь, именуемый «в руце лето», был такой, по костяшкам пальцев, способ определения Пасхи, помогает в точности выяснять и соотносить события древности, условно Куликовской битвы, падавшей на память такого-то святого или праздник Рождества Богородицы, и устанавливать числовые соответствия. Мы знаем, что так называемый григорианский календарь - порождение западных астрономов  в свое время. Он был введен по инициативе Римских пап, чтобы только отчуждиться от православного востока и с внешним намерением уточнить  календарь, на самом деле ничего точного не привнес кроме сумятицы и разномыслия, потому что каждое столетие нужно прибавлять еще один день. Замечательна в этом смысле статья «Принципы древне-русского календаря» нашего астронома Зелинского, где подробно рассказывается о принципах датировки событий Святой Руси.

Но мы отвлеклись. А Александр Сергеевич Пушкин действительно своим наследием для нас значит очень много. Как ни парадоксально, будучи человеком, находящимся в гуще событий светской жизни, человеком, который был сыном своего времени, он отдал дань и греховным страстям, но отмеченным, безусловно, печатью гениальности, человеком, для которого слово было оружием и орудием. В своем наследии он оставил нам великое богатство. Творчески осваивая плоды пушкинского пера, мы сами неприметно меняемся, становимся русскими, начинаем чувствовать ткань слова, становимся способными к словесному служению. И не только, потому, что художник слова умел запечатлеть в своих образах, героях то исконно русское начало, которое позволяло видеть даже в романе в стихах энциклопедию русской жизни. Так или иначе, но и наш классический русский литературный язык немыслим без поэзии Пушкина, хотя не будем лишь его с Карамзиным почитать создателями русского литературного языка.  Почему-то в связи с этим мало говорят о церковных проповедниках. Святитель Игнатий Брянчанинов, Св. Феофан Затворник, Св. Иннокентий Херсонский, Св. Филарет Московский -  их читала вся Россия. Поэтому из совокупного труда лучших людей России сложился тот русский литературный язык, сладкими остатками которого мы сегодня питаемся. И усваивая себе этот язык, мы обретаем способность деятельно служить нашим ближним.

Е. Путинцева: - Вы, батюшка, как-то сказали, что у каждого есть свой Пушкин. У Вас он тоже есть?

о. Артемий: - Еще Михаил Никифорович Катков, именитый русский публицист, создатель русской политической печати, в молодые годы, начавши исследовать творчество Пушкина задолго до Достоевского, сказал о том, что духовный образ Пушкина, живя в сердце любителя русской словесности, делает богатым всякого человека, полюбившего пушкинское слово. И мне воспоминается, как впервые попав в Михайловское, в Святогорский монастырь, перед памятником поэта я должен был сказать слово, которое потом вылилось в посвящение Пушкину.

Когда взираю на твоей души богатство,
Теряюсь и не знаю,  что просить взаймы...
Ума, что обнимал собою царства 
И летопись вел мира и войны?

Быть может, вложишь в мое сердце слово,
Как некогда пророку Серафим,
Чтоб на погостах, площадях и кровах
Вещал я слово мертвым и живым?

Любви к Отечеству просить мне стыдно -
С тобою Родина у нас одна...
Но ты отмщал за все ее обиды
И вещим слогом ей служил сполна.

Не попрошу страстей твоих мятежных
И скорых, не блистательных побед,
Но научи меня и "искренно, и нежно"
Той послужить, которой дал обет...

Прошу, поэт, достоинства и чести,
Отваги защищать своих друзей.
Освободи от страхов, низкой лести
И не гнушайся слабости моей.

И наконец, предвидя час кончины,
Я, как и ты, хотел бы умирать:
Оплакав грех, смиренным, блудным сыном
Во светлый Лик с надеждою взирать...

Е. Путинцева: - Современный русский язык, по мнению многих слушателей, недостаточно чист. Часто приходится слышать ошибки в словах, и черные слова, и, наверное все оттого, что мало читаем Пушкина?

о. Артемий: - Не только. Не язык виноват в этом, и не нарушения формальные норм и правил орфоэпии. Но само состояние сердец. Свинья грязь найдет. И если молодежь окунулась в скверну, разврат, цинизм, бездуховность, как полное отчуждение от веры и верности Христу, то нечистая, грязная, мерзкая жизнь породит соответствующее мышление, а оно выразится в низком, пошлом, грязном слове, которое и языком-то назвать невозможно. Язык обнаруживает наше сердечное намерение, чувства, образ мыслей, образ жизни. С кем поведешься- от того и наберешься. Поэтому защищать язык всего удобнее тогда, когда наши мысли, слова, поступки имеют своей целью служение Создателю, Отечеству, ближнему. И тот, кто выбирает тропу бескорыстной любви, то есть старается служить людям, приносить им пользу, особенно если речь идет о воспитании, о просвещении умов и сердец - тот без всякого труда со своей стороны будет содействовать сохранению, обновлению языка и родной речи. Мы с вами говорили о Тихоне Рыженко, послушайте его лекции, как мыслит и говорит человек, с юных лет вошедший в область русской культуры. Не только он, но всякий, кто в воскресный день приходит в храм Божий, кто раскрывает ежедневно молитвослов, кто обращается к Богу своими словами, уже не сможет хулить Иисуса. А всякая брань, мат, чертыхания, пошлые слова - это не что иное, как война со словом.

Е. Путинцева: - Говоря о служении Богу, Отечеству, людям словом, конечно, важно иметь перед глазами примеры и образцы такого служения. Ваше вчерашнее выступление было посвящено Михаилу Никифоровичу Каткову, поскольку мы в этом году празднуем 200-летие, этой личности. Это прекрасный пример служения слову.

о. Артемий: - И изучать его 25-томное наследие. Ленин написал сто томов, но они издают зловоние. Язык этого жестокого и нечистого по жизни человека,  поклонившегося идолу сластолюбия, отвратителен. Да, он экспрессивен, но в нем жила демоническая энергия. Напротив, Михаил Никифорович Катков, бесстрашный служитель престола, всегда ратовал за единство народа и православного монарха, любил Россию больше своей жизни, служил ей бессменно на посту главного редактора «Московских Ведомостей» почти 30 лет. Этот человек был также одним из создателей современного русского литературного языка. И я бы ничтоже сумняшеся нашему факультету журналистики Московского Университета не просто присвоил имя Михаила Никифоровича Каткова, а поставил бы там бюст ему. Пресса измельчала - люди, обслуживающие страсти и зависящие от финансовых инвестиций, служащие и нашим и вашим, конечно, вянут и сохнут в своем словесном служении. Между тем как бескорыстие и подлинная любовь к Отечеству помноженные на обширные познания и на классическое образование (вспомним, что Михаил Никифорович был одним из инициаторов реформы школьного дела, и классические гимназии введены и приняли новый свой устав не без высокой цели.  Отроки, познакомившиеся с древними языками, привыкшие к серьезному умственному лингвистическому труду, утверждал Михаил Никифорович, неспособны будут стать разрушителями. Жребий пушечного мяса - жребий Митрофанушек, которые не имеют никаких серьезных познаний, легко улавливаются дешевыми пропагандистами либеральных идей. Мы отдаем дань этому замечательному деятелю русской культуры.

Е. Путинцева: - Надеемся, что в скором времени появится и памятник и памятные доски там, где находились редакция и лицей катковский.

о. Артемий: - Сегодня я проезжал мимо лицея катковского, чудесное по красоте здание, равного ему, может быть, не было и в Европе. Представьте себе бассейн, зимний сад, внутренний дворик, не говорю о светлых аудиториях. Единственная доска, которую я видел - это пресловутый Владимир Ильич, который и там успел отметиться, как блоковский холодный,  голодный пес. Помните поэму «Двенадцать»? В этом здании был и кабинет Крупской, той, которая ввела систему коллективного воспитания. Вернемся же к Священному Писанию и вспомним, что Господь содействовал слову апостолов, предваряя, а иногда и последуя этому слову чудесами и знамениями. Апостолы проповедовали Христа, как говорит апостол Павел, не хорошо изученными человеческой мудростью словесами, не витийством и силлогизмами приобретали они души язычников, но силой Божией, силой Креста, Божественной Благодатью, которая дышала  в их устах. Само слово апостолов было простым и безыскусным. Впрочем те, кто любит изучать Новый Завет и послания святого Павла, знают, что этот апостол язычников вобрал в себя все плоды образованности того времени, и сегодня особое удовольствие испытываешь, когда сличаешь церковно-славянский и русский текст Посланий. Кто-то знакомый с греческим оригиналом привлечет и эллинское слово. Мало-помалу привлекая толкования святых отцов, в частности Феофана Затворника, начинаешь понимать, с каким намерением говорит апостол, что сокрыто за словом богодухновенным. Это тоже особая культура, к которой себя нужно приучать, по мысли праведного Иоанна Крондштатского, потому что труд освоения слова Божьего требует методичности, постоянства. Не сразу на простор выходит современный христианин, не сразу научается питаться словом, потому что необходимо войти в его контекст, познакомиться со строем и особенностями языка Священного Писания. Теми духовными реалиями, которые стоят за ним. Однако все это не зашифрованная система, это не система китайской иероглифики, но слово, действительно одушевленное Божественной благодатью, а значит - главное при изучении слова Божия этим Петровским постом, это внимание, простота сердца и стремление исполнять заповеди - Господи, вразуми, открой мне чудеса закона Твоего, просвети мои очи сердечные, еже ко спасению, Господи, настави меня. Когда мы читаем Писание, то с нами беседует сам Христос. Есть Его незримый перст, руководствующая десница. Он невидимо предстоит Своему чаду. И поэтому никто иной, как святая Мария Египетская, никогда не учившаяся в богословских школах, возводится к совершенному ведению Священного писания исключительно божественной  благодатью. Конечно при условии, что он сохраняет незлобие и человеколюбие. Те два главных крыла, без которых божественная благодать не будет воспринята разумной душой.

Е. Путинцева: - Считаете ли Вы безвредным и безопасным использование иностранных слов вместо исконно русских?

о. Артемий: - Не будем становиться держимордами. Вспомним Карамзина, который будучи создателем русского литературного языка, ввел в строй его прежде неизвестные слова. Катастрофа, например. Многие слова, которые сейчас воспринимаются совершенно естественно. Другое дело, что если у вас хоть сколько-то развито языковое чутье, то вы не можете не морщиться, когда читаете: «девелоперская фирма». Кем вы работаете? Девелопером. А другой - промоутер. Это нонсенс, безобразие сущее. Противно иной раз слушать тех, кто калькирует иностранные лексемы, не заботясь подыскать гораздо более понятные, краткие, ясные русские слова. И тут нельзя не согласиться с Жириновским, человеком нестандартного, иногда шокирующего, поведения, но говорящего здравые вещи о засилье иностранных слов.

Благодарю вас за внимание! До свидания!

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+