Перейти к основному содержанию

21:18 13.11.2018

Никак не могу понять, где осуждение, а где обличение?

02.07.2018 13:44:59

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/13/21-00

Иеродиакон Елеазар (Титов): Вера - это дар Божий, который надо возгревать и беречь. Мы получили его даром. Нужно помнить о том, что мы  можем и потерять этот дар. Скажите, пожалуйста, отчего человек теряет веру?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Господь говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6, 44). Не зря есть народная пословица: «Потерял богатство - ничего не потерял, потерял здоровье – половину потерял, потерял веру в Бога – все потерял!» Родился человек, его приучают к Церкви, к страху Божьему, у него хранится вера. Но эту веру можно и потерять. Как-то митрополит Антоний (Блюм) рассказывал об одном известном ему случае. Родители с детства воспитывали ребенка в вере. Мальчиком он всегда приходил в храм, стоял впереди всех, наслаждался Богослужением. Когда вся семья шла на службу,  родители давали сыну копеечку, и он подавал ее нищим. И так было почти всегда. Но однажды после воскресной службы родители пошли на базар и  мальчик, которому тогда было 6 лет, увидел игрушечную лошадку, стоившую 7 копеек. Он попросил маму купить ее, но мама отказала. И тогда мальчик решил схитрить. К нему пришли лукавые мысли, и он их принял. Ребенок решил: каждое воскресенье мама дает копейку, он будет копить их, а не отдавать нищим и тогда купит себе лошадь. Так он делал, сохранял копеечки. Собрал сумму, но ему не хватало одной копейки, он подошел к нищему, наклонился, как будто положил туда милостыню, а сам украл у нищего  копеечку. После этого мальчик зашел в храм. И его обличила совесть, ведь она - Божественный голос в нашей душе. Он не смог стоять, как обычно, впереди всех, так как понимал, что Господь все видел. После этого у него погасла вера, и он оказался впоследствии атеистом. Митрополит Антоний добавил: «Атеизм - это что-то неразумное».

Многие родители говорят: «Я воспитывала своих детей до школьного возраста, а когда они пошли в школу, то вдруг перестали ходить в храм и каяться. В чем же причина? Причина одна – они стали допускать грехи, приходили каяться, то не называли их, потому что стыдились. Так у этих детей потерялась вера. Благодать Божия входит в чистую душу, а когда есть нераскаянные плотские грехи, и люди не каются,  происходит помрачение ума и глас совести умолкает. Человек начинает совершать грехи так, как будто бы Бог его не видит. В этом скрыта огромная опасность. Что же делать? Набраться смелости, покаяться во всем, очистить душу от грязи, дать обещание больше не грешить - и тогда благодать Божия воссияет в душе. Такого человека благодать Божия будет хранить. А когда человек не кается - все грешит и грешит,  он доходит до состояния озлобления, перестает почитать родителей. Мне сегодня рассказывала одна бабуля, что ее дочка, хотя и приняла крещение, по-хамски вела себя с ней. Потом у нее самой родилась дочка, которой сейчас уже 13 лет, та вообще не признает свою бабушку, относится к ней как к служанке. Девочка может сбегать в церковь причаститься, но грехов не говорит. Стала озлобленная. Что-нибудь скажешь ей, а она в ответ: «Сиди, дура».

Как-то ко мне приехала семья – муж и жена,  и муж говорит: «Я не верю, как может быть один Бог, а при этом столько разных вер?» Муж покаялся, и у него открылась истинная вера, потому что она дается от слышания.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Святые отцы говорят, что если человек постоянно грешит, живет в грехах и не кается, то невозможно, чтобы в нем не поколебалась вера. Действительно не нужно расслабляться, думая, что раз мы верующие, православные - то мы всегда такими и останемся. Если мы допустим в своей душе процвести страстям и порокам и не будем с ними бороться через покаяние и исправление, то может наступить такое время, когда мы потеряем веру. Придет апатия, бесчувствие и вера исчезнет. Этого, конечно, нужно бояться.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): В Почаевской Лавре произошел такой случай: на исповедь стояло много людей, и вдруг ко мне подошел сельский священник и стал исповедоваться. Спрашиваю: «Исправишься?» Он говорит: «Да». Стал я читать над ним разрешительную молитву и вдруг он вылетел из- под епитрахили и улетел в угол. В нем сидел, притаившись, бес. Было и в Сергиевой Лавре. Вышел я на исповедь, ко мне подошли люди. Среди них были три молодые женщины. Они спрашивают: «Можно читать молитвы, которые записаны здесь в тетради?» Я начал читать и вдруг эти женщины выскочили из подвального храма и убежали. Минут через 15 они вернулись. Я сказал им: «Эти молитвы читать не надо». Они спросили: «Почему?» Объяснил, что эти молитвы для священников, чтобы они читали их на изгнание злого духа. И спросил их: «Что же вы убежали?» Они сказали, что у них у всех животы скрутило, поэтому они вылетели из храма. Бес уже жил в этих людях. Люди с такой болезнью, беснованием, приезжают в Лавру, чтобы исцелиться. Они обычно ищут батюшку, чтобы изгнать беса. Я советовал: «Вы не ищите священника, а живите свято, и бесы сами выйдут из вас. Если священник выгонит из вас беса, вы только за ворота храма выйдете - они опять войдут. Надо менять жизнь».

Иеродиакон Елеазар (Титов): Это похоже на человека, живущего в антисанитарных условиях. Он не моет продукты, квартиру,  руки не моет, и у него заводятся паразиты. Человек идет к врачу. Врач прописывает лекарства, чтобы паразитов извести, но если он не изменит свой образ жизни, то они опять заведутся. Тут тоже самое. В Священном Писании написано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12, 43-45). Что значит «дом выметенный и убранный»? Что такое чистота в глазах беса? Это грязь. Выметенный и убранный дом означает, что бес не нашел там ни добродетелей, ни страха Божьего, ни благодати. То есть, жилище готово и он вселяется туда и живет там. Поэтому нужно покаяться и измениться.

Чин изгнания бесов - экзорцизм, пришел к нам с Запада. В православной церкви не знали такого. Как изгоняли злых духов? Приходили к святому человеку, который имел особое дерзновение перед Богом, и просили его помолиться о беснующемся. Надо было упрашивать сделать это, потому что по смирению такие люди обычно не соглашались, чтобы не показать особую благодать, которую они стяжали в тяжелых трудах и чтобы люди не начали их хвалить.

Не было никаких чинопоследований и отчиток. Самое главное - нужно понимать, можно ли из человека выгонять беса или нельзя? Ведь бесы входят в людей по промыслу Божьему.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Все это делается для спасения человека. Апостол Павел говорит, что если человек согрешал смертным грехом, то его надо «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5).

Иеродиакон Елеазар (Титов): Батюшка, если человек потерял веру, как снова приобрести ее?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Только через покаяние.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Получается замкнутый круг, потому что покаяние идет от веры. Если нет веры, то нет покаяния. Как покаяться человеку, если он не верит?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Значит, придет беда и тогда человек вспомнит, куда бежать, если он воспитывался в вере с юных лет.

Иеродиакон Елеазар: Я читал у святых отцов, что каждый человек рождается духовно мертвым, неспособным для жизни в Царстве Небесном. Если бы было иначе, то не нужно было бы и крещение. Потому что крещение воскрешает человека для вечной  жизни в Царствии Небесном. В крещении мы получаем дары Духа Святаго. Я бы хотел спросить: почему мы не видим эти дары? Что такое дар Духа Святаго в крещении?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Когда человек получил благодать Божию, то в нем уже нет гнева, зла, обиды и гордыни. Он никого не осуждает, не объедается, проводит целомудренный образ жизни. Тогда сразу видно, что благодать Божия действует в нем. Если человек уверовал, поначалу Господь дает благодать и в нем чувствуется такая сильная вера, что он готов кричать и говорить всем людям, что Господь есть, что Он - Творец вселенной, неба и земли. Все, что нас окружает, создал Господь, потому что весь растительный и животный мир устроен разумно. Разумное строится Разумом. Вот этим Великим Разумом является Господь. И, конечно, когда Господь дает человеку веру, он должен себя возгревать: читать Священное Писание, святоотеческие книги. Иначе он не получит благодать, утешение и радость.

Вопрос радиослушателя: Никак не могу понять, где осуждение, а где обличение?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Если мы говорим: «Этот человек пьет, давайте помолимся за него, чтобы Господь избавил его от этой болезни», то это - рассуждение. А когда будем называть кого-то пьяницей или вором, то это уже осуждение. Все мы - подсудимые у Господа, так как грешны и  не должны осуждать никого. Я как-то говорил, что в камере сидят воры. Они же не осуждают друг друга, потому что все виноваты, все грешные. Или, к примеру, в больнице, там все больные, и люди тоже не осуждают друг друга.

Почему осуждать нельзя? Если человек возгордился и начинает осуждать ближнего, то сам потом впадет в этот же самый грех. Все отцы говорят: «Не осуждайте, иначе  все эти грехи потом сами повторите». Слышал, как одна девушка задавала вопрос отцу Дмитрию Смирнову. Ей 27 лет, она год назад пришла к вере и интересуется: «Может ли Господь простить ей совершенный грех?»  Отец Дмитрий объяснил ей, что мы - дети Божии. Вот ребенок, трех или четырех лет, повыдергивал у папы в кабинете все шнуры. Отец знает, что малыш еще ничего не понимает, потому только скажет, что этого делать нельзя. Ребенку бесполезно что-то объяснять и наказывать. Так поступает и Господь. Мы - Его дети и сами еще многого не понимаем. Господь поначалу дает благодать, укрепляет нас в вере, а потом оставляет. Архимандрит Варсонофий Оптинский говорил так, постригая в монашество: «Сейчас тебя будет хранить благодать Божия, а потом придет такое время, на полпути жизни, что Господь отнимет благодать, и ты должен своими трудами и силами добывать ее». Все, кто приняли монашество, чувствуют это. Когда родился ребенок, родители кормят его, поят, моют, а потом приучают стоять и ходить, чтобы он укрепился на ножках. Так и Господь - наш Отец: поначалу  дает нам силы и благодать, чтобы мы стояли на ногах и могли ходить в церковь, трудиться, а потом отнимает благодать, чтобы мы делали все сами. Когда мы начинаем делать что-то сами - это хорошо. Если родители не будут заставлять ребенка стоять и ходить, а будут все время носить на руках, то он станет недееспособным. Так же и мы можем превратиться в духовных инвалидов.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Есть золотое правило грибника: сомневаешься - не ешь. Так и с осуждением. Если вы не знаете, осудили или нет - лучше избегайте таких тем. Если бы вы не знали, ядовита пища или нет, то, наверное, разум подсказал бы не есть этого. Так и с осуждением. Осуждение - это яд.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): У меня к тебе такой вопрос: когда В.В. Путин отвечал на вопросы, и его спросили, как он пришел к вере, что он ответил?

Иеродиакон Елеазар (Титов): Он ответил, что каждый человек уже рождается с верой в душе. Он прав, потому что Тертуллиан сказал: «Душа по природе христианка». Это и есть подтверждение тому, что человек рождается с верой в Бога в душе. У одних она проявляется сразу, потому что у них верующие родители. У других она спит и просыпается спустя какое-то время, а у третьих не просыпается совсем, если они вырастают и начинают грешить. Тем не менее, в душе вера есть. Более того, некоторые отцы говорили, что вера - это орган. Не  физический, а душевный. Все основано на вере. Человек сажает в огороде и верит, что осенью соберет урожай, садится в самолет - и верит, что долетит.

Вопрос радиослушателя: Проезжая в полном автобусе или проходя по улице, где много людей, я стала стесняться перекреститься на храм. Надо это делать или нет?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Христос сказал: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк.9, 26). Не надо никого бояться.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Я хотел добавить, что сказано и другое: «Кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10, 32). Но во всем нужно иметь рассуждение. Когда мы идем мимо храма, нужно обязательно перекреститься, потому что это место живого присутствия Божьего. В Ветхом Завете, в дохристианские времена был только один храм, где присутствовал Господь. Это был храм Соломонов. Все евреи исключительно почитали его. Сегодня такой храм,  даже больше, чем Соломонов, находится в каждом городе. И конечно, нельзя пройти мимо, сделав вид, что мы здесь не причем.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): В 1961 году я первый раз приехал в Москву, сел в электричку, чтобы добраться до Сергиева посада. В Мытищах заходит  женщина. Перекрестилась и села. Я подумал: человек верующий, подошел к ней и познакомился. До сего дня молюсь за нее.

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Есть и другие случаи. Один духовник сказал своему чаду, молодому парню, который исповедовался в хульных или блудных мыслях, так: «Пришел к тебе помысел, сразу делай поклон и отгоняй так беса». Выходит этот человек из храма, прошел пять метров, ему помысел пришел, он сделал поклон прямо на асфальте, потом в транспорте. До дома этот парень не доехал, его забрали в больницу. Там уже объяснили, что произошло. Иметь беспрекословное послушание – это хорошо, но также требуется и рассуждение.

Вопрос радиослушателя: Существует ли родовое проклятье и что это такое?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): 100 лет тому назад, когда молодые люди хотели вступить в брак, они искали себе мужа или невесту, узнавая, кто из какого рода. Спрашивали, есть ли в роду пьяницы, или воры, или блудники, или с какими-то пороками. Конечно, если человек благочестивый, то он может победить этот родовой грех. Например, в роду все пьют, и у него сильная тяга к вину. Человек набрался силы и перестал пить. От него пошел уже благочестивый род.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Если парень с девушкой полюбили друг друга и, допустим, он из благочестивой семьи, а она – нет, то во время венчания - Таинства брака, сообщается особая благодать Божия их семейной супружеской жизни, благодать отметает негатив, который влекут за собою наследственные грехи.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):Если мы теряем благоговение, эти грехи могут впоследствии проявляться.

Часто задают такой вопрос: «Что делать с паспортами?» Чтобы успокоить людей, я спрашиваю: «Пришел ли антихрист?» Все отвечают, что нет. Когда он придет, ему построят храм, он сядет в храме и будет выдавать себя за Бога и требовать поклонения - вот тогда нельзя будет ничего принимать. Сейчас идет глобализация. Это время приближается и человеку надо укрепляться в православной вере и жить свято. Господь сказал: «Не бойся, малое стадо!» (Лк.12, 32) Ко мне приходил диакон из Германии с матушкой, он нигде не служит, так как боится этих паспортов, ИНН и трех шестерок. У евреев есть учение каббала, где верят в буквы и числа, и нас затягивают туда же. Это язычество.

…Само по себе ничто к нам не придет, везде себя нужно ломать. Я имею в виду, что не надо гордиться, осуждать, обижаться и злиться. Все это - наша болезнь, а с болезнью в обитель рая не войдешь. Поскольку Господь нас любит, то Он попускает всякого рода искушения и испытания. Для чего Он делает это? - Чтобы мы увидели, что мы больные. Как нам избавиться от этого? - Очень просто. Если кто-то нас оскорбил, надо сказать: «Это Господь мне попустил, чтобы я себя увидел. Слава Богу за это. Господь знает, что мне это полезно». Если мы научимся благодарить Господа за все, не будем отвечать человеку на его грубости и сумеем потерпеть, то Господь все покроет. Все эти невзгоды, которые выпали на нашу долю, Бог отнимет.

Еще надо научиться больше беседовать с Богом, нежели с человеком. Надо сказать так: «Господи! Ты меня вызвал из небытия в бытие и Ты меня хранишь с самого детства. Много было разных моментов, когда Твоя Милость, Твоя Сила и ангелы меня сохраняли». Благодарите Господа  за то, что Он нам дал все бесплатно, весь растительный мир и моря, и озера, и реки, дал нам таких людей, которые нас оскорбляют и обижают. Научитесь беседовать с Богом. Поначалу будет сложно, но потом беседа будет постоянной.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Святой Иоанн Златоуст имел особое дерзновение пред Богом, поэтому его слова были очень смелыми, не всякий позволит себе так выразиться. В своих размышлениях о благодарении он писал: «Принося благодарность за благодеяния, ты отдаешь долг; а, принося благодарность за бедствия, ты делаешь Бога должником своим». От себя скажем, что Бог в долгу никогда не остается.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Некоторые люди говорят: «Я просил Бога, и Он мне не дал этого». Я всегда отвечаю: «Не торопись. Придет время, и Он тебе все даст. Нам, как ребенку, иногда надо подрасти и что-то понять, чтобы получить просимое.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+