Перейти к основному содержанию

21:38 13.11.2018

Если я отвлекаюсь на молитве, надо ли читать молитвы заново и сколько раз их надо перечитывать?

25.06.2018 14:22:04

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/10/21-00

Вопрос: - Можно ли читать книгу Блеза Паскаля «Мысли»?

о. Олег: - Действительно, на Блеза Паскаля  ссылаются многие православные авторы. И даже уважаемый Алексей Ильич Осипов тоже подчеркивает правильную направленность этого автора. Но чем для нас может быть интересна эта работа.  Дело в том, что Паскаль не был самостоятельным автором. Он отталкивался от традиций Блаженного Августина. То, как Блаженный Августин толкует Писание; то, как он  понимал многие вопросы, для Паскаля было интересно, и он как бы транслировал идеи Блаженного Августина в  отточенных фразах. Поэтому  эта книга представляет интерес. И не случайно православные интересуются наследием этого автора.

Вопрос: - Если я отвлекаюсь на молитве, надо ли читать молитвы заново и сколько раз их надо перечитывать?

о. Олег: - На самом деле все не так просто. Даже святые, молясь, подчас страдали рассеянностью ума. Как в Писании сказано: «Сердце мое оставило меня» (Пс. 39, 13 ст.) Действительно, человек может молиться, но сердце где-то в стороне. И мы действительно обнаруживаем, что когда молимся - мысли уносятся куда-то в сторону. Сердце как бы отстает от слов молитвы. Мы себя ловим на том, что не о том думаем во время молитвы. И если Давид так говорит, то тем более обычные люди. Если посмотреть, что писали отцы, например, Григорий Великий:  «Бог не слышит молитвы тех, которые не уделяют внимания своей молитве». То есть молитва может быть рассеянной, но Бог обращает внимание на то, что мы все - таки помним о молитве и прибегаем к ней. Хотя молитва не всегда распознается нашим сознанием, когда мы отвлекаемся. В 1 Послании Коринфянам, 14:14 сказано: «Когда я молюсь на незнакомом языке - ум мой остается без плода». Этот текст можно применить и к ситуации, когда мы молимся невнимательно. Потому что сосредоточиться на молитве может на самом деле не каждый человек. Кажется, что это доступно для всех. Способность к такой совершенной молитве развивается в человеке. А молятся разные люди, молятся дети, молятся слабоумные. И Бог принимает именно усердие этих людей.

Августин писал:  «Когда вы молитесь Богу с псалмами и славословиями, да будет ум ваш сосредоточен на том, что произносят ваши уста». Он настаивает на том,  что надо иметь сосредоточение. И Василий Великий пишет: «Если вы  поистине столь ослаблены грехом, что уже не в силах молиться с надлежащим тщанием, боритесь и обуздывайте себя так, как только можете. И Бог простит вам, видя, что ваша неспособность должным образом предстоять пред Ним в молитве обусловлена не небрежением, а слабостью». Поэтому Бог принимает действительно наши молитвенные усердия. А такое сосредоточение не для всех доступно на самом деле.  Особенно для людей в возрасте, когда они молятся.

Тел. звонок: - Евангелие от Иоанна (Ин 2, ст.24): «Но Сам Иисус не вверял Себя им потому что знал всех и не имел нужды чтобы кто засвидетельствовал о человеке ибо Сам знал, что в человеке». Зачем  Ему вообще надо было вверять Себя  или не вверять?

Второй вопрос: – Почему когда  Иисус Христос пришел на трапезу к  фарисею, тот не дал ему ни целования, ни воды, ни маслом не помазал?

о. Олег: - Ну, по первому вопросу я не готов сейчас ответить, надо смотреть комментарии. А говорить от мудрости головы своей я не буду, она не очень мудрая.

А по второму вопросу имеется в виду, что  существовал некий этикет приема гостей. И принимающая сторона не проявила этого этикета в действии. То что гостю надо  было омыть ноги; то что надо было его принять соответствующим образом - описывается в Пятикнижии Моисея. Прежде всего - во благотворении праведного Авраама тем людям, которые приходили к нему. А в данном случае этот человек ничего не сделал, по отношению к Иисусу Христу. Авраам ведь принимал всяких разных людей. Чаще бедуинов, которые там ходили. Бедуины – язычники. Но Авраам имел особенность сидеть рядом со своим шатром и ожидать, что кто-то пройдет. И однажды он сподобился за свое такое страннолюбие пришествия к нему Ангела. А Христос говорит эти слова, имея в виду, что женщина, которая была блудница, она пришла и помазала Ему ноги и волосами отирала. Она действительно проявляет внимание по отношению к Нему, как бы отталкиваясь от традиций Авраама, от древнего патриарха,  который привечал всех гостей.

Есть такая древняя легенда.  Однажды  Авраам сидел перед своим шатром. И увидел, что идет бедуин. И он пригласил его у себе. А когда бедуин сел за стол, Авраам ему сказал: «Прежде, чем ты начнешь здесь есть и пить - благослови моего Бога.   Я  верю в одного Бога. Благослови его, потом ешь». А бедуин вскочил и заорал: «Почему это я должен прославлять твоего Бога?! У тебя Один Бог- у меня много богов!! Ты бы сразу сказал, зачем ты меня сюда зовешь! И вообще мне ничего не надо». И он вышел  и побежал в сторону от шатра Авраама. 

Вдруг Авраам услышал голос Бога. Господь сказал: «Я без всяких предварительных условий кормлю всех птиц небесных, всех зверей полевых, всех людей, независимо от нации и религии. А ты перед этим человеком поставил условие. Догони его, извинись, скажи, что готов привести его назад в шатер. И без предварительных условий накорми его и напои, он же путник». И Авраам обличенный гласом Небесным, нагнал этого бедуина и стал умолять его вернуться в шатер. Вот такой урок страноприимства.

А в случае с человеком, который принимал Христа, он Ему ног не омыл, хотя это было в традиции еврейского народа. Он просто принял Его для того, чтобы просто задавать Ему пустяковые вопросы. Мы знаем, что фарисеи часто задавали такие вопросы Христу. Они называются: вопросы - вилки. Так ответишь – неправильно, а иначе - тоже неправильно. Например, задавали Христу вопрос: если женщина поймана в прелюбодеянии, что надо делать? Если бы Христос сказал: побейте ее камнями, как устанавливает закон Моисеев -    то люди стали бы кричать, что Он жестокий человек. Если  бы Христос ответил: отпустите ее, не побивайте камнями - они стали бы кричать, что Он нарушает закон Моисеев. А Христос находит третье решение. Он говорит: кто из вас без греха - первый  брось в нее камень. И Он как бы рассыпает этот хитрый вопрос.

И мы часто  сталкиваемся в своей жизни, когда  нас о чем-то спрашивают, не имея в виду, как мы ответим.  А имея в виду вывести нас из равновесия.

Вопрос: - Что в Библии говорится о прощении тех, которые были под церковным прещением? У нас батюшку запретили в  служении.

о. Олег: - Ну что можно сказать? Давайте посмотрим в Писании. Вот 1- е Послание к коринфянам,  5: 1-5

1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,

4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,

5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

Вот это пример того, как было принято церковное наказание для человека. Его отлучили от церковного общения. А если человек находится вне церковного общения, он как бы находится в мире, где царит сатана, который всех мучает, и в этом мире нет спасительных таинств. И мужчина понес это серьезное наказание: его отлучили от церкви, от благодати.

Но вот перелистаем  несколько страничек. Это уже 2-е послание к Коринфянам,  2: 5-8. Здесь апостол Павел возвращается к этой ситуации:  

5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много – и всех вас.

6 Для такого довольно сего наказания от многих,

7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.

8 И потому прошу вас оказать ему любовь.

То - есть апостол Павел отменяет отлучение этого человека от церкви и прощает его и призывает коринфских христиан последовать его примеру и тоже простить этого человека. Поэтому церковное прещение, запрещение в служении священника имеет  все - таки больше педагогическую цель, чтобы человек пришел в себя, исправился. А когда это произойдет - тогда мы его примем назад и окажем ему любовь, как- будто ничего и не было.

Тел. звонок: - В псалтыри 20 кафизм, а после идут песни Священного Писания.  Первая песнь - указано, что ее можно читать. А вторая - не понятно. Читать эту песнь или нет?

о. Олег: - Имеется в виду Богослужебная псалтырь.  Это не  псалтирь в том формате, в каком мы ее имеем в Библии. Это Богослужебная псалтирь. Там есть красными буквами всегда подсказка, как и когда надо читать. И вообще в честь чего был написан тот или иной псалом. Поэтому, когда мы читаем на славянском Богослужебную псалтирь - мы должны обращать внимание на эти надписания красными буквами. Там содержится необходимая для нас информация. А если говорить о чтении псалтири  над усопшим или чтении о здравии людей,  то здесь мы прочитываем эти кафизмы и ими ограничиваем чтение псалтири, вставляя  молитвы о здравии или о упокоении. А в Богослужебной псалтири есть еще тексты, которые не связаны на прямую с псалтирью царя Давида. Или они являются как бы выжимками из псалтири для определенных ситуаций. Есть  традиция 12ти псалмия, например, 6то псалмия. И так далее. Поэтому, если вы молитесь о упокоении или о здравии - читайте 20 кафизм, этого будет достаточно.

Вопрос: - Говорят, что в космосе обнаружили жизнь или могут скоро обнаружить, как к этому относиться?

о. Олег:- На самом деле никакой проблемы в этом нет. Мир существует так, что одни и те же законы действуют, как на нашей планете  - так и на других в самых отдаленных уголках вселенной. Потому как Один Творец этого мира, и одни и те же законы господствуют. И в Священном Писании говорится о том, что Господь  создал землю  и на основании земли Он утвердил всю вселенную. То- есть то как на земле может быть во всей вселенной. Этот текст мы находим в молитве Анны, которая молилась о том, чтобы Господь послал ей ребенка (1 книга
Царств, 2 глава).  Здесь эта мысль присутствует. 

Если проще говорить, вот таблица Менделеева настолько универсальна, что на Луне мы возьмем какой-то грунт или еще где-то, хоть на другой системе звезд – везде  действуют одни и те же законы.

Если вы возьмете сборник писем Феофана Затворника -  они  так и называются: «Неопубликованные письма», там есть интересная его переписка с одной барышней, которая спрашивает, есть ли жизнь на других планетах. И святитель Феофан Затворник говорит: да, там может быть жизнь, он допускает эту мысль. Но если даже она там есть  - она идет по тем же законам. И далее он идет в некое рассуждение.  Могут быть миры, где значительно лучше, чем у нас, там не было грехопадения. А есть  миры, более падшие, адские планеты. Но Один и Тот же Бог управляет всеми мирами. И далее он предлагает такое рассуждение. Да вот наша земля она где-то с краю галактики, но для меня дорого то, что, может быть, в другие миры сходили какие-то пророки. В  другие миры, может быть, ангел сошел. А вот наш мир земной сподобился того, что здесь воплотился Сам Сын Божий. Не пророк, не ангел, а Сам Сын Божий. Поэтому в некотором смысле это уникальная ситуация, он это подчеркивает.  Действительно, древние люди вообще считали, что земля в центре мироздания. Потом  они стали говорить, что солнце в центре мироздания, а потом  они поняли, что таких солнц миллиарды и миллиарды, и вообще наше солнце не самое яркое. И таких скоплений звезд,  таких галактик тоже миллиарды. И для чего-то Господь это все создал. Поэтому мы не должны смущаться информацией, что где-то обнаружили или хотят обнаружить жизнь.   Может, и не обнаружат. Мы не знаем этого наперед.  Но мы знаем что есть Один, Который руководит всем своим творением. Это Господь, о Котором сказано – мы Им живем, движемся и существуем.

Тел.звонок: - Может быть, вы знаете, есть такие книги:  1-я и 2-я книги пророка Еноха? Хотелось  бы узнать ваше мнение, можно ли вообще эти книги читать православным христианам? И насколько  там достоверная информация? Может быть, кто-то анализировал эти книги?

о. Олег: - Спаси Христос за интересный вопрос. Во-первых, ссылку на книгу Еноха мы находим в послании апостола Иуды, Новый Завет. И здесь говорится в 14 стихе – «о них пророчествовал Енох, седьмой от Адама, говоря:.... дальше идет ссылка на Еноха, это часть 14 стиха  и 15 стих целиком:«О них пророчествовал и Енохседьмый от Адамаговоря: "сеидет Господь со тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех  нечестивых во всех делахкоторые произвело их нечестие, и во всех жестоких словахкоторые произносили на Него нечестивые грешники

Здесь мы видим, что древние христиане имели и признавали книгу Еноха. На настоящий  момент есть несколько версий книги Еноха.    Есть  как бы еврейская книга Еноха. Это средневековая подделка. А есть славянская книга Еноха. И  версия есть -  эфиопская книга Еноха, сколько я помню.  Славянская книга сохранилась на древнеславянском,  и эфиопская версия - они совпадают, в принципе. И в Кумранах,  в середине ХХ века нашли древнееврейскую книгу Еноха. Древнееврейская книга Еноха совпадает с древнеславянской и эфиопской версией, но не совпадает  со средневековой иудейской подделкой, которая тоже называлась книгой Еноха.   Но христиане настороженно относятся к тем текстам, которые как бы выходят за пределы Библейского канона. Но так как на эту книгу есть ссылка в Писании, то человек может поинтересоваться, о чем это рассказывает и что там может быть. Поэтому ваш вопрос непраздный. Я вам рекомендую посмотреть, какие объяснения у отцов есть на этот текст: послание Иуды, 14 стих. Посмотрите в «Толковой Библии».

Но  что интересно: в издательстве «Герменевтика»   я    посмотрел объяснение, это комментарии святых отцов с I по VIII век на библейские книги. Там даются ссылки на Тертуллиана, который говорит, что иудеи эту книгу не признают, потому что в ней есть пророчество о Христе. Это совершенно неожиданно. Он объясняет, почему иудеи отказались от этой книги.

Вопрос: - Что отцы пишут о призраках? Надо ли их бояться?

о. Олег: - У Иоанна Дамаскина есть работа она так и называется: «О призраках». Эта работа была  переведена 15лет  назад. Она небольшая. Там говорится, что на самом деле люди не должны бояться призраков, что призраки не обладают никакой властью. Дамаскин предлагает такое рассуждение: призраки не могут  войти к нам в дом затворенными дверями. То есть, если мы откроем дверь - они могут как-то пройти. А если дверь закрыта - не могут. И мотивация у него такая – только Христос мог проходить дверями затворенными. Потому что Он Истинный Бог, Истинная Жизнь Вечная, и вообще Он  преград не имеет. А вот допускать мысль, что дух может проскочить дверями затворенными - не стоит. Когда я это читал, то вспомнил, что блаженная Матрона Московская учила не открывать форточки во время большевистских демонстраций. Чтобы духи не налетели.  То есть мы не должны каким-то силам зла приписывать свойства Бога, что они какие-то там всемогущие, всеведующие, всезнающие. Вовсе нет.

Даже когда мы говорим о дьяволе, хотя это очень высоко организованная падшая личность - нельзя ему приписывать свойства Бога. Он не вездесущ, не всемогущ. Он, как любая тварь, имеет положение во времени и в пространстве.

Тел.звонок: - Как   объяснить, что инославные,  тоже молятся, Аллаху или другим богам, и по этим молитвам тоже происходят чудеса, например, чудеса исцеления? Как это объяснить?

о. Олег: - Если говорить о молитвах людей, которые не принадлежат к нашей вере, то Бог на самом деле слышит молитвы всех людей. Собственно, это иудейская точка зрения, что Бог  грешных не слышит.  И праведных, и грешных Он слышит. Господь слышит проблемы всех  людей.  Об этом надо помнить. Иногда безбожники начинают молиться, когда у них тяжелые обстоятельства жизни. В  Библии описан один такой случай, когда такой безбожник стал молиться. У него была серьезная проблема, и он воскликнул: «Господи, в неверии моем услышь меня!». И  Господь услышал и помог ему. Бог слышит не только молитвы людей, как сказано. Лев, когда выходит на охоту -  рычит, просит пищи у Господа.  Действительно, непонятно, зачем выходить на охоту и рычать, ты же отпугнешь всю предполагаемую добычу. В псалтыри сказано: птенцы кричат. Они тоже просят у Бога помощи. То –есть,  Господь промышляет во всем творении. И без сомнения, Господь благословляет тех, которые живут  в благочестии. Как вот эта ситуация с Косово. Когда  там косовары все захватили, православных прогнали, и эта территория стала их. Очень интересно патриарх сербский Павел тогда  сказал –если  албанская женщина рожает семь детей( имеется в виду мусульманка) – а православная сербиянка делает семь абортов - то, наверное, земли Косова больше нужны албанцам. То есть Бог всегда занимает сторону тех, кто руководствуется Его законом.

Люди могут, например, не знать волю Божию через Писание, но закон Божий вложен в совесть человека. Как апостол Павел пишет в Послании к римлянам:  «Язычники не имеют закона, по природе закон  делая, тем самым обнаруживая, что закон заложен в их сердцах». И действительно, албанская мусульманка ни в коем случае не сделает аборт, она рождает детей. У нее и страх перед даром жизни этих чад. А православная сербиянка делает семь абортов  -   конечно, Господь  займет сторону тех, которые не идут путем смерти, не соглашаются с умершвлением собственных детей ради личного  гедонизма. Якобы дети им  помешают. Поэтому,  действительно, Господь промышляет во всем творении .

Святитель Алексей Московский преподал таинство соборования ханше Тайдуле в Золотой орде. Ханша, в общем - то, не была православной христианской. Но он совершил над ней таинство исцеления.    А в исцелении нуждаются не только православные. И ханша эта исцелилась, и это остановило угрозу, которая тогда нависла над Москвой. Есть прекрасный фильм, называется «Орда». Там эта разыгрывается тема.

Тел.звонок: - Почему на Афоне был бунт монахов, и их увозили с Афона? В чем заключалась причина бунта? Кто такие имяславные?

о. Олег: - Это было движение имяславия. Люди, которые читали Иисусову молитву, воспринимали само имя Иисус как залог присутствия Иисуса среди народа. И с точки зрения другой группировки, которая была против имяславцев, имя  - это всего лишь звук. И присутствует Иисус или нет - мы этого не знаем. Потому что один человек, например, может читать молитву без должного расположения. А другой читает  с должным расположением. Если с должным, то действительно Иисус будет с ним рядом. Ссылка противников имяславия была на  известные слова Христа, когда Он говорил: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи» войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного». А сторонники  имяславия исповедовали имя Иисуса как некую  священную мантру, которая, без сомнения, если мы правильно ее произносим, вызывает соответствующую реакцию. То - есть, устанавливается канал прямого общения с Тем, Кто произносит это имя. Ну, они могли бы сослаться на текст из Ветхого Завета, где сказано, что Имя Божие- это крепкая башня, и правильно делает праведник, что убегая в нее -  спасается в ней. Но в этом тексте говорится, что праведный убегает в эту башню. А если грешник призывает это Имя - к нему применяются слова Христа, что: «Не всякий говорящий мне: « Господи, Господи…»

Это был затяжной спор. Насколько я знаю, митрополит Антоний Храповицкий активно выступал против имяславцев. Их действительно вывозили с Афона. Там было решение чуть ли не на уровне правительства, и гонения против них. Есть целая огромная работа, посвященная имяславию. Насколько я помню, владыка Илларион писал на  эту тему. Более подробно можно ознакомиться с этим вопросом, прочитав эти труды.

Тел.звонок: - Мы читаем в каноне «Последования ко святому причащению»: «Возьмите врата князи ваша -  и внидет Царь славы». И дальше: «Кто есть Царь славы?» Что это за врата князи ваша?

о. Олег: - Этот текст берется из псалтыри. Древняя экзегеза устанавливает,  что этот текст был составлен в тот момент, когда  Ковчег Завета вносили в Иерусалим. Как известно, за 1000 лет до Р.Х.  Давид захватил Иерусалим, сделал столицей еврейского народа. И потом Давид вносил туда Ковчег Завета.  Вот этот текст  связывают со внесением Ковчега, котором были скрижали Моисеева Закона, расцветший  жезл Ааронов и другие знаменательные вещи. Давид вносил его в Иерусалим. Помните,  в книге Царств рассказывается, что он стал плясать перед Ковчегом Завета, скакать, прыгать, радоваться.  Когда пришел домой - его жена сильно отругала, что царь Израиля скакал, как простой человек. А он  ответил: «Я перед Господом скакал, и буду скакать». Такой это был радостный момент. И его напрямую связывают с торжеством внесения этой святыни в Иерусалим. А почему  во время подготовки к Причастию мы это читаем? Потому что мы готовимся принять Самого Христа внутрь себя. Иерусалим каждого из нас - это наша верующая православная душа, которая хочет, чтобы Святая Святых вошла бы дверями, которые Господь создал. Через уста, которые сотворил Господь. Хороший ваш вопрос.

Вопрос: - Ваше отношение к средним векам, мы же туда проваливаемся!

о. Олег: - Средние века были оклеветаны протестантами и нео-протестантами. Именно протестанты воспринимали Средние века как темные века. На самом деле это были самые  светлые века. Если мы посмотрим писания людей того времени. Сколько они ссылок приводят на разных авторов  -   не только христианских, но и античных! Если мы посмотрим на православную икону средних веков, то мы увидим такое буйство красок! Поражаешься начитанностью авторов того времени. Поражаешься их оптимизму. С одной стороны это была фантастическая начитанность этих людей, а с другой стороны – такой оптимизм! Причем мы видим это и на востоке, и на западе, когда мы изучаем, какие гимны и песнопения люди складывали, как они отдыхали, как жили. Медиевистика - это мое увле- чение. Я читаю авторов на эту тему, они мне интересны  и близки.

Но главное -  в средние века была цельность мировосприятия. Люди не делили жизнь на светскую и религиозную. Они воспринимали, что это одна жизнь. Например, когда в Москву вошел лжеДимитрий первый, то православному человеку,  диакону Тимофею по некоему ритуалу надо было объявить Гришку Отрепьева  царевичем Димитрием. И вот он,  готовясь к этому событию, двукратно причастился Святых Таин. И когда наступил момент ему говорить, он сказал: «Какой ты царевич Димитрий, ты еретик  подлинный.  Интересная какая фраза. Еретик подлинный! А какая же ересь с точки зрения современного Богословия была у Гришки Отрепьева? Он был политический самозванец, а в понимании людей  того времени, жизнь не делилась на светскую и религиозную. Ткань жизни воспринималась цельной. Поэтому если человек  самозванец - он автоматически и еретик. Потому что  он имитирует то, чего не имеет, а разве это не ересь в понимании людей того времени?  Догматы в теперешнем понимании и то, как догмы понимали в древности в средневековье -  это разные вещи. Были  догматы, связанные с жизнью человека. Догматы веры. Но догматическими искажениями считали даже искажение молитвенного текста. Это относится к литургическому богословию,   а не к догматическому. То - есть  у людей средневековья была цельность мировосприятия.  Вот этого нам не хватает. Поэтому я люблю читать памятники литературы Древней Руси. Они очень сильные. И  средневековых авторов - и восточных, и западных. Потому что они,  собственно говоря, не занимались богословием в  теперешнем понимании слова, когда человек сидит и выдумывает свое богословие. Они занимались цитатами и фразами древних отцов, пытались разобраться в них. То – есть, у них была и цельность религиозного мировосприятия,  и целомудренное отношение к святоотеческому тексту. Тем более к тексту  Священного Писания. Нам всем не хватает такого мировосприятия, какое было  в средние века. Поэтому, если бы мы проваливались в средневековье - это означало бы, что мы восходит к тому идеалу, укладу жизни, домострою, какое было у наших предков, когда наша земля называлась Святой Русью.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+