25.06.2018 14:22:04
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/10/21-00
Вопрос: - Можно ли читать книгу Блеза Паскаля «Мысли»?
о. Олег: - Действительно, на Блеза Паскаля ссылаются многие православные авторы. И даже уважаемый Алексей Ильич Осипов тоже подчеркивает правильную направленность этого автора. Но чем для нас может быть интересна эта работа. Дело в том, что Паскаль не был самостоятельным автором. Он отталкивался от традиций Блаженного Августина. То, как Блаженный Августин толкует Писание; то, как он понимал многие вопросы, для Паскаля было интересно, и он как бы транслировал идеи Блаженного Августина в отточенных фразах. Поэтому эта книга представляет интерес. И не случайно православные интересуются наследием этого автора.
Вопрос: - Если я отвлекаюсь на молитве, надо ли читать молитвы заново и сколько раз их надо перечитывать?
о. Олег: - На самом деле все не так просто. Даже святые, молясь, подчас страдали рассеянностью ума. Как в Писании сказано: «Сердце мое оставило меня» (Пс. 39, 13 ст.) Действительно, человек может молиться, но сердце где-то в стороне. И мы действительно обнаруживаем, что когда молимся - мысли уносятся куда-то в сторону. Сердце как бы отстает от слов молитвы. Мы себя ловим на том, что не о том думаем во время молитвы. И если Давид так говорит, то тем более обычные люди. Если посмотреть, что писали отцы, например, Григорий Великий: «Бог не слышит молитвы тех, которые не уделяют внимания своей молитве». То есть молитва может быть рассеянной, но Бог обращает внимание на то, что мы все - таки помним о молитве и прибегаем к ней. Хотя молитва не всегда распознается нашим сознанием, когда мы отвлекаемся. В 1 Послании Коринфянам, 14:14 сказано: «Когда я молюсь на незнакомом языке - ум мой остается без плода». Этот текст можно применить и к ситуации, когда мы молимся невнимательно. Потому что сосредоточиться на молитве может на самом деле не каждый человек. Кажется, что это доступно для всех. Способность к такой совершенной молитве развивается в человеке. А молятся разные люди, молятся дети, молятся слабоумные. И Бог принимает именно усердие этих людей.
Августин писал: «Когда вы молитесь Богу с псалмами и славословиями, да будет ум ваш сосредоточен на том, что произносят ваши уста». Он настаивает на том, что надо иметь сосредоточение. И Василий Великий пишет: «Если вы поистине столь ослаблены грехом, что уже не в силах молиться с надлежащим тщанием, боритесь и обуздывайте себя так, как только можете. И Бог простит вам, видя, что ваша неспособность должным образом предстоять пред Ним в молитве обусловлена не небрежением, а слабостью». Поэтому Бог принимает действительно наши молитвенные усердия. А такое сосредоточение не для всех доступно на самом деле. Особенно для людей в возрасте, когда они молятся.
Тел. звонок: - Евангелие от Иоанна (Ин 2, ст.24): «Но Сам Иисус не вверял Себя им потому что знал всех и не имел нужды чтобы кто засвидетельствовал о человеке ибо Сам знал, что в человеке». Зачем Ему вообще надо было вверять Себя или не вверять?
Второй вопрос: – Почему когда Иисус Христос пришел на трапезу к фарисею, тот не дал ему ни целования, ни воды, ни маслом не помазал?
о. Олег: - Ну, по первому вопросу я не готов сейчас ответить, надо смотреть комментарии. А говорить от мудрости головы своей я не буду, она не очень мудрая.
А по второму вопросу имеется в виду, что существовал некий этикет приема гостей. И принимающая сторона не проявила этого этикета в действии. То что гостю надо было омыть ноги; то что надо было его принять соответствующим образом - описывается в Пятикнижии Моисея. Прежде всего - во благотворении праведного Авраама тем людям, которые приходили к нему. А в данном случае этот человек ничего не сделал, по отношению к Иисусу Христу. Авраам ведь принимал всяких разных людей. Чаще бедуинов, которые там ходили. Бедуины – язычники. Но Авраам имел особенность сидеть рядом со своим шатром и ожидать, что кто-то пройдет. И однажды он сподобился за свое такое страннолюбие пришествия к нему Ангела. А Христос говорит эти слова, имея в виду, что женщина, которая была блудница, она пришла и помазала Ему ноги и волосами отирала. Она действительно проявляет внимание по отношению к Нему, как бы отталкиваясь от традиций Авраама, от древнего патриарха, который привечал всех гостей.
Есть такая древняя легенда. Однажды Авраам сидел перед своим шатром. И увидел, что идет бедуин. И он пригласил его у себе. А когда бедуин сел за стол, Авраам ему сказал: «Прежде, чем ты начнешь здесь есть и пить - благослови моего Бога. Я верю в одного Бога. Благослови его, потом ешь». А бедуин вскочил и заорал: «Почему это я должен прославлять твоего Бога?! У тебя Один Бог- у меня много богов!! Ты бы сразу сказал, зачем ты меня сюда зовешь! И вообще мне ничего не надо». И он вышел и побежал в сторону от шатра Авраама.
Вдруг Авраам услышал голос Бога. Господь сказал: «Я без всяких предварительных условий кормлю всех птиц небесных, всех зверей полевых, всех людей, независимо от нации и религии. А ты перед этим человеком поставил условие. Догони его, извинись, скажи, что готов привести его назад в шатер. И без предварительных условий накорми его и напои, он же путник». И Авраам обличенный гласом Небесным, нагнал этого бедуина и стал умолять его вернуться в шатер. Вот такой урок страноприимства.
А в случае с человеком, который принимал Христа, он Ему ног не омыл, хотя это было в традиции еврейского народа. Он просто принял Его для того, чтобы просто задавать Ему пустяковые вопросы. Мы знаем, что фарисеи часто задавали такие вопросы Христу. Они называются: вопросы - вилки. Так ответишь – неправильно, а иначе - тоже неправильно. Например, задавали Христу вопрос: если женщина поймана в прелюбодеянии, что надо делать? Если бы Христос сказал: побейте ее камнями, как устанавливает закон Моисеев - то люди стали бы кричать, что Он жестокий человек. Если бы Христос ответил: отпустите ее, не побивайте камнями - они стали бы кричать, что Он нарушает закон Моисеев. А Христос находит третье решение. Он говорит: кто из вас без греха - первый брось в нее камень. И Он как бы рассыпает этот хитрый вопрос.
И мы часто сталкиваемся в своей жизни, когда нас о чем-то спрашивают, не имея в виду, как мы ответим. А имея в виду вывести нас из равновесия.
Вопрос: - Что в Библии говорится о прощении тех, которые были под церковным прещением? У нас батюшку запретили в служении.
о. Олег: - Ну что можно сказать? Давайте посмотрим в Писании. Вот 1- е Послание к коринфянам, 5: 1-5
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Вот это пример того, как было принято церковное наказание для человека. Его отлучили от церковного общения. А если человек находится вне церковного общения, он как бы находится в мире, где царит сатана, который всех мучает, и в этом мире нет спасительных таинств. И мужчина понес это серьезное наказание: его отлучили от церкви, от благодати.
Но вот перелистаем несколько страничек. Это уже 2-е послание к Коринфянам, 2: 5-8. Здесь апостол Павел возвращается к этой ситуации:
5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много – и всех вас.
6 Для такого довольно сего наказания от многих,
7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
8 И потому прошу вас оказать ему любовь.
То - есть апостол Павел отменяет отлучение этого человека от церкви и прощает его и призывает коринфских христиан последовать его примеру и тоже простить этого человека. Поэтому церковное прещение, запрещение в служении священника имеет все - таки больше педагогическую цель, чтобы человек пришел в себя, исправился. А когда это произойдет - тогда мы его примем назад и окажем ему любовь, как- будто ничего и не было.
Тел. звонок: - В псалтыри 20 кафизм, а после идут песни Священного Писания. Первая песнь - указано, что ее можно читать. А вторая - не понятно. Читать эту песнь или нет?
о. Олег: - Имеется в виду Богослужебная псалтырь. Это не псалтирь в том формате, в каком мы ее имеем в Библии. Это Богослужебная псалтирь. Там есть красными буквами всегда подсказка, как и когда надо читать. И вообще в честь чего был написан тот или иной псалом. Поэтому, когда мы читаем на славянском Богослужебную псалтирь - мы должны обращать внимание на эти надписания красными буквами. Там содержится необходимая для нас информация. А если говорить о чтении псалтири над усопшим или чтении о здравии людей, то здесь мы прочитываем эти кафизмы и ими ограничиваем чтение псалтири, вставляя молитвы о здравии или о упокоении. А в Богослужебной псалтири есть еще тексты, которые не связаны на прямую с псалтирью царя Давида. Или они являются как бы выжимками из псалтири для определенных ситуаций. Есть традиция 12ти псалмия, например, 6то псалмия. И так далее. Поэтому, если вы молитесь о упокоении или о здравии - читайте 20 кафизм, этого будет достаточно.
Вопрос: - Говорят, что в космосе обнаружили жизнь или могут скоро обнаружить, как к этому относиться?
о. Олег:- На самом деле никакой проблемы в этом нет. Мир существует так, что одни и те же законы действуют, как на нашей планете - так и на других в самых отдаленных уголках вселенной. Потому как Один Творец этого мира, и одни и те же законы господствуют. И в Священном Писании говорится о том, что Господь создал землю и на основании земли Он утвердил всю вселенную. То- есть то как на земле может быть во всей вселенной. Этот текст мы находим в молитве Анны, которая молилась о том, чтобы Господь послал ей ребенка (1 книга
Царств, 2 глава). Здесь эта мысль присутствует.
Если проще говорить, вот таблица Менделеева настолько универсальна, что на Луне мы возьмем какой-то грунт или еще где-то, хоть на другой системе звезд – везде действуют одни и те же законы.
Если вы возьмете сборник писем Феофана Затворника - они так и называются: «Неопубликованные письма», там есть интересная его переписка с одной барышней, которая спрашивает, есть ли жизнь на других планетах. И святитель Феофан Затворник говорит: да, там может быть жизнь, он допускает эту мысль. Но если даже она там есть - она идет по тем же законам. И далее он идет в некое рассуждение. Могут быть миры, где значительно лучше, чем у нас, там не было грехопадения. А есть миры, более падшие, адские планеты. Но Один и Тот же Бог управляет всеми мирами. И далее он предлагает такое рассуждение. Да вот наша земля она где-то с краю галактики, но для меня дорого то, что, может быть, в другие миры сходили какие-то пророки. В другие миры, может быть, ангел сошел. А вот наш мир земной сподобился того, что здесь воплотился Сам Сын Божий. Не пророк, не ангел, а Сам Сын Божий. Поэтому в некотором смысле это уникальная ситуация, он это подчеркивает. Действительно, древние люди вообще считали, что земля в центре мироздания. Потом они стали говорить, что солнце в центре мироздания, а потом они поняли, что таких солнц миллиарды и миллиарды, и вообще наше солнце не самое яркое. И таких скоплений звезд, таких галактик тоже миллиарды. И для чего-то Господь это все создал. Поэтому мы не должны смущаться информацией, что где-то обнаружили или хотят обнаружить жизнь. Может, и не обнаружат. Мы не знаем этого наперед. Но мы знаем что есть Один, Который руководит всем своим творением. Это Господь, о Котором сказано – мы Им живем, движемся и существуем.
Тел.звонок: - Может быть, вы знаете, есть такие книги: 1-я и 2-я книги пророка Еноха? Хотелось бы узнать ваше мнение, можно ли вообще эти книги читать православным христианам? И насколько там достоверная информация? Может быть, кто-то анализировал эти книги?
о. Олег: - Спаси Христос за интересный вопрос. Во-первых, ссылку на книгу Еноха мы находим в послании апостола Иуды, Новый Завет. И здесь говорится в 14 стихе – «о них пророчествовал Енох, седьмой от Адама, говоря:.... дальше идет ссылка на Еноха, это часть 14 стиха и 15 стих целиком:«О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники"»
Здесь мы видим, что древние христиане имели и признавали книгу Еноха. На настоящий момент есть несколько версий книги Еноха. Есть как бы еврейская книга Еноха. Это средневековая подделка. А есть славянская книга Еноха. И версия есть - эфиопская книга Еноха, сколько я помню. Славянская книга сохранилась на древнеславянском, и эфиопская версия - они совпадают, в принципе. И в Кумранах, в середине ХХ века нашли древнееврейскую книгу Еноха. Древнееврейская книга Еноха совпадает с древнеславянской и эфиопской версией, но не совпадает со средневековой иудейской подделкой, которая тоже называлась книгой Еноха. Но христиане настороженно относятся к тем текстам, которые как бы выходят за пределы Библейского канона. Но так как на эту книгу есть ссылка в Писании, то человек может поинтересоваться, о чем это рассказывает и что там может быть. Поэтому ваш вопрос непраздный. Я вам рекомендую посмотреть, какие объяснения у отцов есть на этот текст: послание Иуды, 14 стих. Посмотрите в «Толковой Библии».
Но что интересно: в издательстве «Герменевтика» я посмотрел объяснение, это комментарии святых отцов с I по VIII век на библейские книги. Там даются ссылки на Тертуллиана, который говорит, что иудеи эту книгу не признают, потому что в ней есть пророчество о Христе. Это совершенно неожиданно. Он объясняет, почему иудеи отказались от этой книги.
Вопрос: - Что отцы пишут о призраках? Надо ли их бояться?
о. Олег: - У Иоанна Дамаскина есть работа она так и называется: «О призраках». Эта работа была переведена 15лет назад. Она небольшая. Там говорится, что на самом деле люди не должны бояться призраков, что призраки не обладают никакой властью. Дамаскин предлагает такое рассуждение: призраки не могут войти к нам в дом затворенными дверями. То есть, если мы откроем дверь - они могут как-то пройти. А если дверь закрыта - не могут. И мотивация у него такая – только Христос мог проходить дверями затворенными. Потому что Он Истинный Бог, Истинная Жизнь Вечная, и вообще Он преград не имеет. А вот допускать мысль, что дух может проскочить дверями затворенными - не стоит. Когда я это читал, то вспомнил, что блаженная Матрона Московская учила не открывать форточки во время большевистских демонстраций. Чтобы духи не налетели. То есть мы не должны каким-то силам зла приписывать свойства Бога, что они какие-то там всемогущие, всеведующие, всезнающие. Вовсе нет.
Даже когда мы говорим о дьяволе, хотя это очень высоко организованная падшая личность - нельзя ему приписывать свойства Бога. Он не вездесущ, не всемогущ. Он, как любая тварь, имеет положение во времени и в пространстве.
Тел.звонок: - Как объяснить, что инославные, тоже молятся, Аллаху или другим богам, и по этим молитвам тоже происходят чудеса, например, чудеса исцеления? Как это объяснить?
о. Олег: - Если говорить о молитвах людей, которые не принадлежат к нашей вере, то Бог на самом деле слышит молитвы всех людей. Собственно, это иудейская точка зрения, что Бог грешных не слышит. И праведных, и грешных Он слышит. Господь слышит проблемы всех людей. Об этом надо помнить. Иногда безбожники начинают молиться, когда у них тяжелые обстоятельства жизни. В Библии описан один такой случай, когда такой безбожник стал молиться. У него была серьезная проблема, и он воскликнул: «Господи, в неверии моем услышь меня!». И Господь услышал и помог ему. Бог слышит не только молитвы людей, как сказано. Лев, когда выходит на охоту - рычит, просит пищи у Господа. Действительно, непонятно, зачем выходить на охоту и рычать, ты же отпугнешь всю предполагаемую добычу. В псалтыри сказано: птенцы кричат. Они тоже просят у Бога помощи. То –есть, Господь промышляет во всем творении. И без сомнения, Господь благословляет тех, которые живут в благочестии. Как вот эта ситуация с Косово. Когда там косовары все захватили, православных прогнали, и эта территория стала их. Очень интересно патриарх сербский Павел тогда сказал –если албанская женщина рожает семь детей( имеется в виду мусульманка) – а православная сербиянка делает семь абортов - то, наверное, земли Косова больше нужны албанцам. То есть Бог всегда занимает сторону тех, кто руководствуется Его законом.
Люди могут, например, не знать волю Божию через Писание, но закон Божий вложен в совесть человека. Как апостол Павел пишет в Послании к римлянам: «Язычники не имеют закона, по природе закон делая, тем самым обнаруживая, что закон заложен в их сердцах». И действительно, албанская мусульманка ни в коем случае не сделает аборт, она рождает детей. У нее и страх перед даром жизни этих чад. А православная сербиянка делает семь абортов - конечно, Господь займет сторону тех, которые не идут путем смерти, не соглашаются с умершвлением собственных детей ради личного гедонизма. Якобы дети им помешают. Поэтому, действительно, Господь промышляет во всем творении .
Святитель Алексей Московский преподал таинство соборования ханше Тайдуле в Золотой орде. Ханша, в общем - то, не была православной христианской. Но он совершил над ней таинство исцеления. А в исцелении нуждаются не только православные. И ханша эта исцелилась, и это остановило угрозу, которая тогда нависла над Москвой. Есть прекрасный фильм, называется «Орда». Там эта разыгрывается тема.
Тел.звонок: - Почему на Афоне был бунт монахов, и их увозили с Афона? В чем заключалась причина бунта? Кто такие имяславные?
о. Олег: - Это было движение имяславия. Люди, которые читали Иисусову молитву, воспринимали само имя Иисус как залог присутствия Иисуса среди народа. И с точки зрения другой группировки, которая была против имяславцев, имя - это всего лишь звук. И присутствует Иисус или нет - мы этого не знаем. Потому что один человек, например, может читать молитву без должного расположения. А другой читает с должным расположением. Если с должным, то действительно Иисус будет с ним рядом. Ссылка противников имяславия была на известные слова Христа, когда Он говорил: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи» войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного». А сторонники имяславия исповедовали имя Иисуса как некую священную мантру, которая, без сомнения, если мы правильно ее произносим, вызывает соответствующую реакцию. То - есть, устанавливается канал прямого общения с Тем, Кто произносит это имя. Ну, они могли бы сослаться на текст из Ветхого Завета, где сказано, что Имя Божие- это крепкая башня, и правильно делает праведник, что убегая в нее - спасается в ней. Но в этом тексте говорится, что праведный убегает в эту башню. А если грешник призывает это Имя - к нему применяются слова Христа, что: «Не всякий говорящий мне: « Господи, Господи…»
Это был затяжной спор. Насколько я знаю, митрополит Антоний Храповицкий активно выступал против имяславцев. Их действительно вывозили с Афона. Там было решение чуть ли не на уровне правительства, и гонения против них. Есть целая огромная работа, посвященная имяславию. Насколько я помню, владыка Илларион писал на эту тему. Более подробно можно ознакомиться с этим вопросом, прочитав эти труды.
Тел.звонок: - Мы читаем в каноне «Последования ко святому причащению»: «Возьмите врата князи ваша - и внидет Царь славы». И дальше: «Кто есть Царь славы?» Что это за врата князи ваша?
о. Олег: - Этот текст берется из псалтыри. Древняя экзегеза устанавливает, что этот текст был составлен в тот момент, когда Ковчег Завета вносили в Иерусалим. Как известно, за 1000 лет до Р.Х. Давид захватил Иерусалим, сделал столицей еврейского народа. И потом Давид вносил туда Ковчег Завета. Вот этот текст связывают со внесением Ковчега, котором были скрижали Моисеева Закона, расцветший жезл Ааронов и другие знаменательные вещи. Давид вносил его в Иерусалим. Помните, в книге Царств рассказывается, что он стал плясать перед Ковчегом Завета, скакать, прыгать, радоваться. Когда пришел домой - его жена сильно отругала, что царь Израиля скакал, как простой человек. А он ответил: «Я перед Господом скакал, и буду скакать». Такой это был радостный момент. И его напрямую связывают с торжеством внесения этой святыни в Иерусалим. А почему во время подготовки к Причастию мы это читаем? Потому что мы готовимся принять Самого Христа внутрь себя. Иерусалим каждого из нас - это наша верующая православная душа, которая хочет, чтобы Святая Святых вошла бы дверями, которые Господь создал. Через уста, которые сотворил Господь. Хороший ваш вопрос.
Вопрос: - Ваше отношение к средним векам, мы же туда проваливаемся!
о. Олег: - Средние века были оклеветаны протестантами и нео-протестантами. Именно протестанты воспринимали Средние века как темные века. На самом деле это были самые светлые века. Если мы посмотрим писания людей того времени. Сколько они ссылок приводят на разных авторов - не только христианских, но и античных! Если мы посмотрим на православную икону средних веков, то мы увидим такое буйство красок! Поражаешься начитанностью авторов того времени. Поражаешься их оптимизму. С одной стороны это была фантастическая начитанность этих людей, а с другой стороны – такой оптимизм! Причем мы видим это и на востоке, и на западе, когда мы изучаем, какие гимны и песнопения люди складывали, как они отдыхали, как жили. Медиевистика - это мое увле- чение. Я читаю авторов на эту тему, они мне интересны и близки.
Но главное - в средние века была цельность мировосприятия. Люди не делили жизнь на светскую и религиозную. Они воспринимали, что это одна жизнь. Например, когда в Москву вошел лжеДимитрий первый, то православному человеку, диакону Тимофею по некоему ритуалу надо было объявить Гришку Отрепьева царевичем Димитрием. И вот он, готовясь к этому событию, двукратно причастился Святых Таин. И когда наступил момент ему говорить, он сказал: «Какой ты царевич Димитрий, ты еретик подлинный. Интересная какая фраза. Еретик подлинный! А какая же ересь с точки зрения современного Богословия была у Гришки Отрепьева? Он был политический самозванец, а в понимании людей того времени, жизнь не делилась на светскую и религиозную. Ткань жизни воспринималась цельной. Поэтому если человек самозванец - он автоматически и еретик. Потому что он имитирует то, чего не имеет, а разве это не ересь в понимании людей того времени? Догматы в теперешнем понимании и то, как догмы понимали в древности в средневековье - это разные вещи. Были догматы, связанные с жизнью человека. Догматы веры. Но догматическими искажениями считали даже искажение молитвенного текста. Это относится к литургическому богословию, а не к догматическому. То - есть у людей средневековья была цельность мировосприятия. Вот этого нам не хватает. Поэтому я люблю читать памятники литературы Древней Руси. Они очень сильные. И средневековых авторов - и восточных, и западных. Потому что они, собственно говоря, не занимались богословием в теперешнем понимании слова, когда человек сидит и выдумывает свое богословие. Они занимались цитатами и фразами древних отцов, пытались разобраться в них. То – есть, у них была и цельность религиозного мировосприятия, и целомудренное отношение к святоотеческому тексту. Тем более к тексту Священного Писания. Нам всем не хватает такого мировосприятия, какое было в средние века. Поэтому, если бы мы проваливались в средневековье - это означало бы, что мы восходит к тому идеалу, укладу жизни, домострою, какое было у наших предков, когда наша земля называлась Святой Русью.
Добавить комментарий