Перейти к основному содержанию

03:06 10.12.2018

Кто должен детей воспитывать, отец или мать?

23.05.2018 18:02:23

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/05/05/21-00

Вопрос: - Можно ли представлять лица людей, за которых ты молишься, во время молитвы?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нам все можно, но не все полезно. Всякие представления на молитве святые отцы считали очень неполезным делом.

прот. Александр Березовский: - А вот представлять образ Христа или Пресвятой Богородицы при молитве к Ним?

прот. Дмитрий Смирнов: - То же самое.

прот. Александр Березовский: - То есть, здесь нужно погрузиться в саму молитву, то есть в слова?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - А вот для того, чтобы молитва была более сосредоточенной, что посоветуете? Как можно было бы ее удержать во внимании?

прот. Дмитрий Смирнов: - Есть такое упражнение: ум вкладывать в слова молитвы. Для того, чтобы так молится, чтобы, если мы читаем по молитвослову, а не самодвижимая молитва у нас , то тогда надо, чтобы каждое слово доходило до нашего сознания.

прот. Александр Березовский: - Некоторые жалуются, ну, или сетуют, что не все понятно в молитвах.

прот. Дмитрий Смирнов: - Для этого существуют словари.

прот. Александр Березовский: - То есть тут обязательно разобраться в смысле?

прот. Дмитрий Смирнов: - Зачем же читать бессмысленные вещи? Тогда взять надо китайский молитвослов и разглядывать иероглифы. Они очень красивые.

Тел.звонок: - Здравствуйте! У меня два вопроса. Первый про молитву. Я не понимаю, зачем я читаю акафист. То есть я говорю «Радуйся» тому, кто и так радуется. И плохо от того, что не понимаю, получается как: скорее бы последняя молитва – я ее понимаю. И не понимаю смысла.

прот. Дмитрий Смирнов: - Я тоже не понимаю, зачем вы читаете акафист, когда не понимаете.

- Ну вот, зачем говорить: «радуйся»? Это то же самое, что говорить тому, кто кушает – кушай. Понимаете?

прот. Дмитрий Смирнов: - Понимаю.

- Можете мне объяснить? Потому что я очень люблю акафисты…

прот. Дмитрий Смирнов: - Как дважды два. Радуйся – это есть приветствие, которое было принято в Римской империи. По-гречески Χαῖρε (хере), то есть «радуйся». Ну, вот как мы говорим человеку – привет!

- То есть я приветствую Богородицу или святого?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Радуйся – это просто древнее византийское приветствие.

- Спасибо. Я поняла. Еще второй вопрос. Можно ли ставить в жизни такую цель временную: побороть страх? Или все-таки нужно любить Бога и ближних учиться, и тогда страх изгонится сам собой? Вот можно ли ставить цель побороть страхи?

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно. Любую страсть, напасть можно ставить своей целью, чтобы ее преодолеть. А так, если вы достигнете совершенной любви – она изгоняет всякий страх. Но это совокупность всех совершенств. Нужно долго, придется трудиться над всеми остальными страстями, а когда достигнете любви, то страх исчезнет сам собой. Это же довольно докучливое дело – страх такой, когда человек боится чего-то или кого-то. А если у вас он пройдет, то вы во многом облегчите себе жизнь. Поэтому ничего плохого в этом нет.

прот. Александр Березовский: - А страх – это не повреждение психики человека? Это естественное такое качество?

прот. Дмитрий Смирнов: - Естественное, но у нас естественные проявления, они у нас с грехом пополам. Мы же: гнев у нас есть? – Есть. Это естественно? Естественно.

прот. Александр Березовский: - Богом данное, кстати.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. На кого мы должны гневаться? На грех, на бесовскую рать, но не на ближнего же своего, которого надо любить.

Тел.звонок: - «По умножению беззакония охладеет любовь». Батюшка, поясните, что значит «охладеет», ведь настоящая любовь – она никогда не перестает, и она не зависит от чувств человека. А что значит «охладеет»?

прот. Дмитрий Смирнов: - Она потеряет ту силу, которую она могла бы иметь. Потому что всякие беззакония человека обессиливают душу.

прот. Александр Березовский: - То есть человек, предавая свою жизнь всяким беззакониям, истощает благодать в себе?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

прот. Александр Березовский: - И тогда любовь уже не может в этой душе почивать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Она может, но она уже без плода. Он может хорошо относится, но набраться сил что-то сделать для того, кого он любит. Ну, например, родители для своих детей. Ну, все любят своих детей. Но действительно то, что им нужно узнать, посмотреть, да лишний раз ко врачу лень сходить. Вообще разобраться, что с ребенком происходит.

прот. Александр Березовский: - Ну, да. Порой такая нерадивость.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, конечно.

 

Тел.звонок: - У меня в комнате висят декоративные тарелки с изображением амуров и психей, но они мне дороги как память о моих родственниках, ушедших на тот свет. Можно ли в комнате христианина держать такие декоративные элементы?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. Вопрос для меня убийственный. Потому что я не знаю, какой вы христианин. Как вы на это реагируете. Вы, правда, дали мне подсказку, что вот дорого как память. Смотря, память о чем. Ну, и так далее, и так далее.

прот. Александр Березовский: - Нередко у людей в квартирах соседствуют иконы с различными подарками, привезенными из разных стран. Из Индии, из Таиланда.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. У меня вот, например, стоят бронзовые вещи, которые я приобрел в Китае. Они какой-то свой китайский смысл имеют, но мне он неведом.

прот. Александр Березовский: - То есть вас прельстила, может быть, форма?

прот. Дмитрий Смирнов: - И форма, и то, что эти вещи, ну, хоть не такие уж древние, но все-таки лет по 200. Я даже их иногда глажу. Хочется вес этот ощутить.

прот. Александр Березовский: - Вот такое соседство порой с изображениями языческими, оно возможно? Не мешает христианской жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Мне не мешает. Поэтому я за себя в этом смысле спокоен. А как вот христианин, который звонил, не знаю. Это он сам должен решать. Что я, какой-то там протоиерей, буду решать за него?

прот. Александр Березовский: - А иногда люди так и спрашивают: батюшка, как вы думаете, полезно мне или неполезно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Откуда ж я знаю? Ну, если ты человека очень хорошо знаешь, ну, например, он сынок твой. Ты уж смотри сам полезно ему или нет.

прот. Александр Березовский: - А когда человека видишь первый раз в жизни …

прот. Дмитрий Смирнов: - Или слышишь.

 

Вопрос: - Полюбила мужчину старше себя на 50 лет. Взаимно. Понимаю, что будущего у меня с ним не может быть из-за разницы в возрасте, но как смириться? Никак не удается его забыть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Интересно. Я вот Пушкина очень люблю, Александра Сергеевича. Почему мне обязательно нужно его забыть?

прот. Александр Березовский: - Вот занял человек место в душе и в уме.

прот. Дмитрий Смирнов: - Пушкин занял очень большое место в моей душе. Я отдаю полный себе отчет, что он в своей такой жизни, как он ее устроил и как он ее закончил, он не может служить примером. Он такой был, как у нас его зовут, Александр Сергеевич, а вообще-то, на самом деле, он шалопай. Но в моем сердце он  большое место занимает. Вот то доброе, что он называл «памятником», который он «воздвиг нерукотворный» - мне это чрезвычайно дорого. Это продолжает воспитывать мою душу. Я ему очень благодарен, Александру Сергеевичу. Поэта так называю, потому что я его очень уважаю. Я вообще уважаю очень людей умных. Я просто поражаюсь его уму. Я даже удивляюсь, как можно быть таким умным. Но вот, что ж тут сделаешь? Я не понимаю, почему я должен Александра Сергеевича забывать? Также и в этом случае. Почему забывать-то? Или надо обязательно замуж выходить? Взять портрет работы Кипренского и прийти в загс, сказать: «Вот, зарегистрируйте нас»?

прот. Александр Березовский: - Ну вот, все мысли, все чувства – они с этим человеком связаны. И это мучает, потому что …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну что значит мучает? Когда ребенок рождается – он начинает сразу кричать. А несколькими минутами позже на него заводят уже медицинскую карту. Чего ж тут такого? Чего, человек хочет – не мучиться? Как так – любовь может быть без мучений? Это, такого еще никто не знал. Там много мучительных чувств: подозрений, обид, человек становится, как маленький ребенок.

прот. Александр Березовский: - Да, порой поведение очень напоминает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, да, да.

 

Тел.звонок: - Скажите мне, пожалуйста, по Евангелию что значит «отнимется у того, кто не имеет». У того, кто имеет, прибавится, у того, кто не имеет – отнимется?

прот. Дмитрий Смирнов: - Отнимется то, что он думает, что он имеет. Надо дочитывать до конца.

прот. Александр Березовский: - Да, человек думает, что, вот, это мое и на веки вечные. Но проходит немножко времени - и нет у него этого.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Когда умирает, вообще он думает, что у него что-то есть – а этого, оказывается, нету. Все материальное, вот все, любовь моя к Александру Сергеевичу – она со мной умрет и пойдет со мной, а вот, даже если у меня будет подлинник портрета Кипренского, то это останется на земле. Уже потомки будут перепродавать, снесут опять в Третьяковку.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, это понимание вроде бы есть, а привязанность к земному больше, чем к небесному, и оторваться от этого невозможно.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это я все понимаю, очень сочувствую, но человек думает, что имеет: «мое» - дурачок, ничего твоего нет, даже скелет – он не твой.

прот. Александр Березовский: - Интересно, дети обычно так вот. Игрушку какую-нибудь если отобрать. Они начинают: «Моя, мне подарили». А собственно, почему оно твое? Ну, просто так вот захотелось.

прот. Дмитрий Смирнов: - Подарили – это все понятно. Для правильного развития ребенка все это нужно. И свое личное пространство, и свои предметы, которые ну вот, я, например, когда ко мне ребеночек подходит с машинкой, я обязательно говорю: «Слушай, дай мне поиграть. Я поиграю и тебе отдам». Он мне отдает машинку, я ее покатаю, покатаю и отдаю ему. И у него уже есть опыт, что можно дать, и получишь назад, и ничего у тебя не будет убытка. И он очень доволен, и я.

 

Вопрос: - Хочу понять об обидах и о прощении. Я приветлива. Никому стараюсь не досаждать, замечаю, что люди меня все-таки недолюбливают, порой хамят, грубят, обманывают. Что я им плохого сделала? И нужно ли мне у них за что-то просить прощения?

прот. Дмитрий Смирнов: - Расскажу вам анекдот. Вот мой московский детский дом получает продукты, которые съедают дети, не на рынке покупаем, не у каких-то фермеров, а строго у определенной базы, которая лицензирована на продажу детским учреждениям питания. И вот мы там купили 4 банки сметаны. На пробу. Потом выяснилось, что в одной из банок  оказалась там какая-то бацилла. И детскому дому присудили штраф 30 000 рублей. А детский дом негосударственный. От государства помощи никакой не получает. «Ноль рублей и ноль копеек». Лицензированная государством фирма продала сметану с бациллой, а платить штраф должен будет детский дом. Я говорю: «Как же так?» Это же вы контролирующая организация, вы врачи, у нас при детском доме нет лаборатории и нет сил держать ее, чтобы каждую вещь, которая пришла из лицензированной, вашей же государственной, конторы еще и опять проверять. Вот. Обидно? Обидно. Справедливо? Не справедливо.

прот. Александр Березовский: - И ваш аргумент не был принят? Вопрос-то, был ответ на него?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Был такой ответ: Вы должны все равно проверять. То есть я ощутил как в любимой басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Ну что тут? Что, я не знаю, что люди грубы, невежливы, раздражительны? А чего надо стараться изо всех сил, чтобы все меня долюбливали? А апостол Павел говорит: «Смотрите, чтобы все не говорили о вас хорошо». Ибо рассыплет Господь кости человекоугодников. Зачем же к этому стремиться?

прот. Александр Березовский: - Вот это чувство неприятности, когда тебя не любят …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, мы приехали на эту землю, или лучше сказать, Господь нас вызвал к жизни из небытия не для приятностей, отнюдь. Поэтому, если мы хотим, чтобы жизнь наша была наполнена приятностью, мы должны окунуть свою душу в благодать Святого Духа. А для этого нужно очень много потерпеть.

прот. Александр Березовский: - Неприятностей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, во-первых, всяких трудностей, нападений.

 

Тел.звонок: - Греческие богослужебные тексты: каноны, акафисты – они были в стихотворной форме сложены? Или, например вот, псалтырь на еврейском. А в нашей Церкви были ли они в стихотворной форме? И Церковь не потерпела ли ущерба от того, что наши каноны не в стихотворной форме? Почему наши поэты никакого вклада не внесли? Скажите, пожалуйста.

прот. Дмитрий Смирнов: - Пожалуйста. Отвечу вопросом на вопрос. А форма наших русских храмов, и вообще наша община христианская в России, претерпела ущерб, что образцом наших храмов стала не София Константинопольская? И что до сих пор мы строим храмы, правда, сейчас вот один архитектор замечательный, он построил один храм в Москве в виде базилики, как строили в Древней Византии. Вот он давно мечтал, не один десяток лет, наконец, ему удалось. Построил чудесный храм. И что? Да ничего. Наши храмы имеют свою архитектурную особенность. Поэтому переводчики, первые переводчики – это были, если вы помните, Кирилл и Мефодий, для них главное было сохранить содержание, поэтому они создали такую кальку. Даже порядок слов практически тот же самый. И в Евангелии, и в тех богослужебных текстах, которые они переводили. Главное - смысл. И потом огромная традиция была в Византии в стихотворной форме. Там были великие поэты, а у нас поэты появились только в XVIII веке первые. Поэтому были опыты, вот Александр Сергеевич тот же самый два молитвословия перевел в стихах. Довольно вольно, но прекрасно. Ну, не как Кирилл и Мефодий. Там много слов, которых нет в подлиннике.

Тел.звонок: - Как воспитать братьев в дружбе и любви между собой, чтобы не было у них соперничества и конкуренции?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конкуренция - вещь хорошая, только она должна быть дружественная. Потому что дети, особенно когда их много, всегда конкурируют между собой. И от этого рождаются настоящие мужчины.

прот. Александр Березовский: - От конкуренции?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Почему вот современные мужчины такие вялые, не способные, и мамочка их устраивает на работу? Потому что они по одному ребенку в семье, они совершенно неконкурентоспособны. Чуть что- в истерику впадают. Но следить нужно, чтобы конкуренция не перерастала в зло, чтоб приемы такие не использовали, как в международных соревнованиях: ножку подставляют, подкладывают допинг, и так далее. Это уже просто безобразие и преступление. А если мать не хочет вырастить преступников, она должна внимательно за этим следить и наказывать. Без наказания никак нельзя оставлять. Тогда детки привыкнут, что это безобразие неприемлемо. –

Вопрос: - Кто должен детей воспитывать, отец или мать? Отец - добытчик, иногда две работы, три. Мать - воспитатель и учитель, так как почти всегда дома.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это кто это пишет ерунду такую? Ну, глупость полная. Куда деньжищи тратить тогда? Две работы, три работы. Главное – это воспитать детей. В частности, с помощью своей работы. Чтобы ребенка приобщить, привести его на работу, показать, как папа работает, чтобы он помогал в чем-то в работе. Рассказать ему, вовлечь, заинтересовать и так далее. Отец должен безотрывно следить за педагогическим процессом. Что происходит? И мама - ее участие огромно. Мама – это, скорее, контроль, а отец – главная движущая сила.

прот. Александр Березовский: - То есть он определяет и где учиться и у кого.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Определяют вместе. Муж и жена вместе, но главное слово, конечно, за отцом.

прот. Александр Березовский: - То есть, отец должен быть постоянно в курсе происходящего.

прот. Дмитрий Смирнов: - На 100%, а не на 99%.

прот. Александр Березовский: - И при этом быть добытчиком, обеспечивать семью всем необходимым.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, понятно, любая семья, все члены семьи - и дедушки, и бабушки – почему-то они тут не фигурируют, они тоже участвуют в этом процессе. А если какое-то есть противоречие с отцом или с матерью – они отстраняются от этого процесса. Как неконструктивный элемент.

прот. Александр Березовский: - О, но на эту тему вопросов бесконечное множество, потому что именно конфликт в воспитании …

прот. Дмитрий Смирнов: - Конфликта не должно быть. Надо тут же отстранять. И дедушку, и бабушку до тех пор, пока они не будут исполнять то, что сказал папа и мама. А конфликт зачем? Детей надо растить в атмосфере любви, а не конфликтной обстановки.

прот. Александр Березовский: - Тогда полный разлад в отношениях.

прот. Дмитрий Смирнов: - И что ж? Самая замечательная вещь. Если родители хотят отношений, пусть войдут в берега, ими очерченные возрастом. Им-то помирать, а нам с этими детьми жить.

прот. Александр Березовский: - Бабушка или дедушка видят, что родители пустили процесс воспитания на самотек: все разрешают, все можно …

прот. Дмитрий Смирнов: - Если они это видят, то можно в очень деликатной форме предложить им продукт своего видения. Потому что если они упускают процесс конструктивного воспитания, можно всегда им задать вопрос: а кто воспитал этих детей? Вы же. Вот и все.

прот. Александр Березовский: - Ответ чаще всего: молодые были, глупые. Или совершенно неверующие. Сейчас-то мы смотрим на все с точки зрения верующего …

прот. Дмитрий Смирнов: - Хорошо, если человек был неверующий и кого-то зарезал, он восемь лет получит?

прот. Александр Березовский: - Да.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так и все.

прот. Александр Березовский: - То есть тоже: если человек уж совершил ошибку …

прот. Дмитрий Смирнов: - Совершил – он должен нести последствия этой ошибки. Никак это не уйдет. А так чтобы устраивать конфликт – ну, дети будут расти в сумасшедшем доме. И учиться, как нужно воевать с бабушкой, с дедушкой. И у него будут раздваиваться сознание. Когда он с бабушкой, он делает что бабушка, а когда он с мамой, он то, что мама. И педагогическая шизофрения у ребенка. Все взрослые окружающие ребенка должны играть одну и ту же пьесу, на одной и той же дудке. Тогда ребенок поймет правила игры. Я уже как-то говорил, что я в журнале «Огонек» лет так 50 назад прочел, что если папа говорит «да», а мама «нет», от этого бывают нервные дети. Запомнил на всю жизнь. Там еще рисуночек был карикатурный, объясняющий это.

прот. Александр Березовский: - Здесь, если родители определили какие-то пути, бабушки с дедушкой не вмешиваются. Оставить уже как есть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Вмешаться можно. У них есть такое право. Но это вмешательство должно быть в виде пожелания.

прот. Александр Березовский: - Оно не дает результата.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, значит, все. Только молитва остается.

прот. Александр Березовский: - Теперь уже как Господь по твоей молитве эту ситуацию изменит.

 

Тел.звонок: - Я начала воцерковляться два года назад. Моя жизнь и мои взгляды сильно изменились с тех пор. Мама не может принять этого. Она не против веры и Церкви, но хочет, чтобы я была прежней. Говорит, что я стала фанатичкой, скучным человеком, со мной не о чем говорить. Маме неприятна моя жизненная позиция по многим вопросам. Должна ли я ради мира в отношениях с мамой только слушать и ничего не отвечать, раз уж ей так не нравится моя новая позиция?

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо маме сказать, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что та дочка уже уплыла давно. Ее уже нет.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, не может мама принять этого.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, не может – не надо. Сказать: мамочка, тебя тот вариант, который я являю, устраивает? Или мне лучше с глаз долой твоих удалится? Выбирай. Я измениться не могу, я буду дальше развиваться именно в этой парадигме. Если это раздражает, я могу исчезнуть.

прот. Александр Березовский: - Начинается давление на психику …

прот. Дмитрий Смирнов: - Тогда нужно сразу …

прот. Александр Березовский: - Исчезать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Тут же взять чемоданчик, начать вещи собирать. Мамочка, до свидания. Дай Бог тебе доброго здоровья, когда я тебе понадоблюсь – звони. Чего-нибудь помочь.

прот. Александр Березовский: - Очень боятся обидеть родителей …

прот. Дмитрий Смирнов: - А какая тут обида? Обида заключается, когда человек хочет обидеть, говорит какие-то грубые слова, но взрослый человек не должен быть в подчинении у других взрослых людей. Особенно в вопросах веры.

прот. Александр Березовский: - А как же «почитай отца и мать»?

прот. Дмитрий Смирнов: - Возьми и почитай.

прот. Александр Березовский: - Почти, как только можешь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Тел.звонок: - Проблема оттока молодежи из села в город в России очень остра. Как вы считаете, как привлекать молодежь к жизни в деревне, развивать свое хозяйство, самобытность и воскрешать культуру общения с природой как альтернативу той жизни, к которой стремится подавляющее большинство сегодня?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вы изложили утопию. У нас советская власть при политике ведения сельского хозяйства, отобрав у крестьян все: и средства производства, и землю и все, все, все, оставили только приусадебный участочек и хотели воспитать в нем чувство хозяина. Ты сделай человека хозяином – чувство появится. А как воспитать одно чувство без хозяина? Мне один старец сказал: «Церковь возродиться может, деревня – нет». Носители нашего деревенского быта, уклада – они исчезли как мамонты. Это невозможно. Никакая молодежь, кроме очень небольшой группы людей, которые захотят сделать бизнес и будут этим заниматься. Такие вот фермерские хозяйства. Но в нашем государстве их задушат. Они не справятся с местной властью – это, в общем, нереально. Все, кого я знаю, не так уж много, кто занимается сельским хозяйством - они очень страдают.

прот. Александр Березовский: - То есть тяжело его вести? Ну, не в плане там земледелия …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. В плане взаимоотношений с власть имущими.

прот. Александр Березовский: - То есть административные препятствия …

прот. Дмитрий Смирнов: - Я, вот, знаю одного такого крупного фермера. Он с нуля приехал и поставил хозяйство – пол Москвы кормит. И все равно.

прот. Александр Березовский: - Но декларируют о поддержке?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну и что? А тут ты сталкиваешься. Вот я рассказал про две банки сметаны. Это я вчера этим вопросом занимался. Я решил этот вопрос, но только благодаря личному ресурсу.

прот. Александр Березовский: - То есть, если обычный человек вдруг захочет решить такую проблему …

прот. Дмитрий Смирнов: - С ним не будут разговаривать.

прот. Александр Березовский: - То есть настолько наш административный аппарат …

прот. Дмитрий Смирнов: - Недружественный по отношению к фермерам, которые реально кормильцы. Сейчас же у нас санкции. Надо их на руках носить. Вот, опять проблема с горюче-смазочными материалами, огромная проблема с кредитованием. Во всем мире фермерам сначала государство дает дотацию, он покупает ГСМ, а потом продает урожай, а потом раздает долги. На следующий год опять – и что-то у него остается. Это так ведется сельское хозяйство во всем мире. И еще дотации дают, чтобы поддержать.

прот. Александр Березовский: - Мало ли, неурожай там.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, всякое бывает, тем более у нас страна-то северная. У нас гарантированный урожай только там, где Кубань, Краснодар – все. Вот он говорит, как молодежь, там, в деревне – да кто поедет? Это каторжный труд, да еще тебя будут всячески гнобить.

- Что если я, например, не собираюсь пол Москвы, так сказать, обслуживать своим хозяйством, а если я из Германии поеду в Россию по причине, скажем, детского воспитания здесь. Мне в Германии не нравится …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, а как может нравиться в Германии детское воспитание? Кого они готовят? Ангела Меркель – у нее никогда детей не было. И вообще там не поймешь, какая ориентация. И прочее, и прочее. И также в школах. Сейчас очень много немецких семей бежит просто в Россию. Но если будут заниматься сельским хозяйством, в пределах своего участка, и вот что вырастил, то и съел – ну, это еще можно. Но чтоб хлеб выращивать, нужны же гектары! Поэтому нужно еще какое-то количество денег на то, чтобы хлеб уже покупать готовый. Потому что сеять хлеб, его обмолачивать, и строить пекарню и мельницу – это уже знаете, непривычно для наших администраторов.

прот. Александр Березовский: - Но у нас все централизовано.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если будет покровитель в виде губернатора, то он скажет: «От этого отстать» - тогда – да.

Вопрос: - Молодая женщина, невоцерковленная, забеременела и ищет выход из сложившейся ситуации, но чувства страха перед абортом нет. Ищет, хочет найти правильные ответы. Что, по-вашему, может ей помочь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Правильный ответ? Отдать ребенка мне. Все.

прот. Александр Березовский: - Роди. Главное - роди.

прот. Дмитрий Смирнов: - Роди и покорми его в течение недели, пока я буду решать эти вопросы.

прот. Александр Березовский: - Потому что в основном на аборт толкает страх перед будущим: где, как, что я с ним буду делать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Не нужен. В кровать укладываться незнамо с кем – это одно. Волос длинный, а ум короткий. Нет, чтоб прежде, чем лечь в кровать, подумать о будущем. А тут не о чем не думается. Поэтому только мне отдать -  и все. А я пристрою. Вот сегодня ко мне приезжала одна семья из Греции. Ребеночка хотят усыновить, православная семья. Мама – русская, папа, хоть и грек, но здесь родился и говорит по-русски вполне свободно, по-гречески также. Живут в Греции, а деток нет. Ну, уже сразу сходу пристрою человечка.

прот. Александр Березовский: - Ну, что ж. Дай Бог ей решимости, этой женщине.

прот. Дмитрий Смирнов: - Потому что если она убьет ребенка – это ей никогда покоя не даст. Знаете, вот в кино всегда: как с этим жить? Ну, человека убила, собственное дитя. Как дальше жить-то? Это не забудешь – нет.

Почему Христос не всем апостолам показал славу Свою на Фаворе? А только троим из них?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не все были готовы, чтобы это вместить. Поэтому Христос и нам не показывает славу свою.

прот. Александр Березовский: - А только избранным.

прот. Дмитрий Смирнов: - Причем не только избранным, избранные была вся дюжина – апостолы, избранные Им. Но из них только вот трое.

прот. Александр Березовский: - А мы знаем по служке преподобного Серафима, как это вот взглянуть на то, что тебе пока еще не предназначено. Как он потом страдал оставшуюся жизнь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

Тел.звонок: - Почему после того как Адам и Ева покинули рай, они не оставили завет покаяния детям, потомкам, дабы ускорить свой возврат ко Господу?

прот. Дмитрий Смирнов: - Как так? Не только детям – но внукам, правнукам, праправнукам, прапраправнукам. Адам-то жил почти 1000 лет. И всем оставили.

прот. Александр Березовский: - И всем он рассказал, как оно было и что теперь стало.

прот. Дмитрий Смирнов: - То, что стало – они сами видели …

прот. Александр Березовский: - Но он мог сравнить, потому что он был в раю. Адам всю жизнь плакал о потерянном рае, все свои 930 лет. Это, конечно, говорит о том, что то, что он утерял, не оставляло его в покое.

Тел.звонок: - У меня скончалась мама. Может ли быть у нее преимущество перед другими новопреставленными из-за того, что сорок дней приходится на Светлую Седмицу? Очень переживаю за нее, так как умерла в больнице, без покаяния и причастия.

прот. Дмитрий Смирнов: - Дело в том, что наш календарь – он не работает в ином мире.

прот. Александр Березовский: - То есть, там те события, которые мы здесь празднуем, они значения не имеют?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никоим образом. Как события, они, конечно, существуют в истории человечества, но нельзя сказать, что там понедельник. У нас и на земле, в Японии, там, понедельник - у нас еще воскресение. Так что …

прот. Александр Березовский: - Потому что есть такое суеверие, что если человек ….

прот. Дмитрий Смирнов: - Суеверий много, давай не будем их обсуждать.

 

Вопрос: - Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что страсти происходят как бы одна из другой. Например, чревоугодие – и от чревоугодия происходит блудная страсть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль. Объясните, почему и каким образом связаны сребролюбие и гнев?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да очень просто. Потому что сребролюбивый, например, всегда сердится, когда расходы большие. Всегда раздражается. Всегда ропщет на то, что у него маленькое жалование. Ну, и так далее. То есть, сребролюбивый все время в напряжении. У него зависть, его гложет, почему у этого тридцать два рубля, а у меня тридцать один?

прот. Александр Березовский: - Ну, вообще сребролюбие – это, конечно, грех пускает корни очень глубокие во всех …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да и не только. Раздражительность, гневливость – очень много из сребролюбия проистекает. У Иоанна Кассиана Римлянина – это древний такой святой, он очень много подметил, ну, например, чревоугодие – из него болтливость.

прот. Александр Березовский: - А не из гордости болтливость?

прот. Дмитрий Смирнов: - Из тщеславия. Связано с тщеславием.

прот. Александр Березовский: - И все равно чревоугодие?

прот. Дмитрий Смирнов: - И болтливость. Ну, не даром за столом люди разговаривают. Я сегодня был за праздничном столом, напиточек один разливали по стопочкам, и кто-то сказал: «уговорить». Я только сейчас, уже под семьдесят лет, понял, почему бутылку «уговаривают». А потому, что за разговорчиком все. Для этого нужен собутыльник, чтобы уговорить бутылочку – нужен собутыльник. Она дает возможность поговорить об уважении друг к другу: ты меня уважаешь, и я тебя уважаю – все замечательно.

прот. Александр Березовский: - Вообще связи между страстями человеческими сплетаются в непрерывную цепь …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, потому что страсти – мы же, ну, как люди, анализирующие страсти, их выделяем чисто математически, конструктивно. Но не бывает, допустим, тщеславия без гордости. Или блуд без осуждения. Поэтому все это один комок страстей. Мы выделяем их для того, чтобы лучше понять и приготовить орудие борьбы.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, спрашивают нас: как бороться с тщеславием? А если оно связано со многими, многими другими проявлениями …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, все равно: если ты продвинешься по борьбе с тщеславием, так и другие страсти будут …

прот. Александр Березовский: - Ущемишь.

Всего доброго. Храни вас Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+