Перейти к основному содержанию

06:16 19.04.2024

В чем состоит покаяние? Что такое нераскаянный грех?

17.05.2018 12:18:18

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/04/27/21-00

о. Федор: - Христос Воскресе! Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребренников Косьмы и Домиана на Маросейке. Я хотел бы поделиться впечатлениями от паломнической поездки, которую мы совершали с группой прихожан из нашего храма в благословенную Богом страну Грузию. Я нахожусь под сильным впечатлением и от страны, и от народа, и от святынь - удивительных древностей, древних храмов, соборов. Храмов, которые относятся к IV - IX векам, с частично сохранившимися росписями, удивительной по красоте каменной резьбой. Более всего в паломничестве мы ищем опыта исполнения заповедей Божиих. И надо сказать, что в Грузии мы с этим столкнулись.

Хочу рассказать об одном случае. В один день у нас было запланировано посещение двух монастырей: преподобного Стефана Марткопского и преподобного Давида Гареджийского. Это два друга, брата во Христе, два монаха VI века, которые среди двенадцати сирийских отцов пришли для просвещения древней Грузии. Монастырь Стефана Марткопского недавно открылся, там около двадцати монахов и двадцати послушников. Монастырь в горах, достаточно бедный. Там идут восстановительные работы, и все довольно скудно. Мы осмотрели храмы, помолились у мощей святого Стефана и пошли наверх, на гору, на которой возвышается столп, или башня, внутри которой Преподобный больше всего любил молиться. Тяжелый, крутой серпантин подъема, невероятной красоты вид сверху на монастырь, до которого там метров 400-500. Туда и обратно путешествие заняло у нас часа полтора. Не все даже смогли подняться. Игумен Вениамин, шестидесятилетний монах, строгий, седой аскет, сказал, что когда мы спустимся вниз - нужно зайти к нему. Он хотел дать какое-то назидание - так я подумал. И когда мы спустились, пораженные красотой, горами, величием этим - оказалось, что пока мы поднимались наверх, нам приготовили роскошную трапезу: пожарили рыбу, сварили картошку, сделали пять или шесть видов салата, поставили самодельное вино. Оно в Грузии везде. Легкое, некрепкое. И отец Вениамин после молитвы сел с нами за трапезу. И говорил тосты как наставления. Очень глубокие, полезные, важные. В нашей программе трапезы не было, и мы не смели на нее и рассчитывать. Если бы нам вынесли попить воды, мы бы уже были рады и благодарны. Причем трапезу нам готовил иеромонах. На его лице, когда отец Вениамин попросил его выйти и представил его нам, не было улыбки, что, мол, они в монастыре совершают монашеские подвиги, а мы пришли мешать. У него была видна радость. И послушник, который нас водил, брат Антоний, тоже очень радовался. Причем видно было, что это искренняя, не наигранная радость. Им было радостно потрудиться ради нас, чужих, незнакомых, проходящих мимо их жизни людей, которых они видят первый, а, может быть, и последний раз в жизни. И такой прием! Мы поняли удивительную вещь - эти люди, которые восстанавливают эту древнюю обитель, являют как раз христианский дух. Нас там никто не ждал, мы пришли, братья по вере, а им радостно нам послужить. Оказать любовь. И эта любовь выразилась не только в словах, а в деле. Они оторвались от своих трудов, послушаний, и служили нам. Несколько человек оставили свои дела. Как многому это нас научило!

Скажу за себя: когда меня отрывают от каких-то моих планов, я начинаю осуждать, раздражаться, злиться: ну как так, я все распланировал, а мне мешают! Эти монахи многому нас научили. Удивительный, прекрасный, по-детски простой христианский народ эти грузины, с которыми мы столкнулись. Я теперь всем рекомендую ехать в паломничество в эту страну. Там столько пищи для духа, для укрепления в вере, и так многому можно научиться!

Вопрос: - В чем состоит покаяние? Что такое нераскаянный грех?

о. Федор: - Покаяние состоит в изменении греховного навыка человека. Когда человек с помощью Божией - и это не просто слова, а это главные слова - преодолевает грех, который до этого не мог преодолеть. Сначала он его понимает как грех, называет как грех, приносит Богу в нем раскаяние и потом получает в нем прощение и постепенно - исцеление от этого греха, как от болезни. Особенно если это страсть, то есть навык ко греху, превосходящий волю человека. И приходит это исцеление. Оно может прийти через десять, пятнадцать, двадцать лет. Недавно у преподобного Антония Великого прочитал, что Бог иногда по Своей мудрости прячет от человека знание о его доброте, о его возрастании. Чтобы человек не впал в гордость. И посылает ему грех, который человек не может преодолеть. Иногда это бывает блудная страсть. Одержание каким-то помыслом. И человек, борясь с этими помыслами, видя себя в скверне, не возносится, хотя может быть в очах Божиих он уже давно велик в каком-то своем делании. Бывает, что грех не преодолевается, потому что Бог отнимает помощь, чтобы человек не возгордился. Бывает, что человек грех не изжил. Не весь внутренний человек сопротивляется греху. У блаженного Августина есть такое воспоминание о себе: он в юности с одной стороны просил Бога избавить его от греха, а естество его добавляло: «только не сейчас». А нераскаянный грех - это тот, который мы не хотим признавать грехом. Например, есть соседка, которая плохо себя ведет и то, что я ее осуждаю, я не считаю грехом. У меня недостаточно чистый взгляд на себя, чтобы понять, что это тяжелый грех, который меня оскверняет.

Это длительный путь, когда человек начинает каяться. Господь помогает человеку увидеть свои грехи в течение многих лет. Святые отцы говорят, что если человек сразу увидел бы свои грехи, то впал бы в отчаяние, многие, может быть, даже наложили бы на себя руки. Потому что мы не смогли бы понести той мерзости, которую представляет собой наш грех. Мы бы этого не выдержали. Господь постепенно нам открывает. А в чем-то мы сопротивляемся, не хотим увидеть. Покаяние - постоянная составляющая духовной жизни человека, когда он медленно, с помощью Божией и своего труда изживает из себя грех, освобождается от него, выпрямляется из этого скорченного, изуродованного грехом состояния. Бывает, человек стесняется озвучить грех. В таком случае, я могу сказать как священнослужитель: во-первых, мы, священнослужители - сами люди грешные, каждый из нас грешен настолько, что нуждается в спасении, потому что погибает. Большинство из нас это понимает и не забывает этого. Во-вторых, мы, так же, как и миряне, постоянно ходим на исповедь. Постоянно каемся. Если на приходе батюшка один, то он ездит куда-то исповедоваться, а если батюшек несколько, то они исповедуются друг другу перед Литургией или во время всенощной. Есть в Москве храм святителя Николая в Кузнецах, где давно уже почившем настоятелем отцом Всеволодом Шпиллером была введена практика, когда все, включая настоятеля, исповедовались друг другу перед началом Божественной Литургии. Это прекрасно. А в-третьих, если священник служит уже хотя бы лет пять, то нет такого греха, который он бы не слышал на исповеди, ничем вы его не удивите. Поэтому говорите и не стесняйтесь, чтобы душа ваша была очищена.

Вопрос: - В Евангелии от Иоанна, глава 19, стих 39, говорится о том, что Никодим принес смирну и алоэ "литр около ста" - это выходит 10 ведер, но это же очень много, как такое возможно? И в 20-й главе того же Евангелия, когда Иисус явился ученикам, "дунул и подал Духа Святаго", а что же тогда было в пятидесятый день?

о. Федор: - Первый вопрос - мера объема эта не наша, это та, что была принята в греческой системе. Точно не могу сказать, сколько это, но речь, конечно, не о ведрах, потому что миро очень дорогое. Да и не делалось оно в таких объемах, и не принесешь, и не использовалось для погребения одного человека. Это вопрос не богословский, если есть интерес, надо узнавать у специалистов. То, что касается преподания мира, Духа Святаго, то Господь же говорит, что Дух дышит, где хочет. Мы не можем, и нам рискованно пытаться измерить, понять Духа Святаго. Но из Евангелия мы знаем, что первое преподание Духа Святаго апостолам было со словами об этой обязанности, даре и тяжелой власти прощать и разрешать. Начало этого дара было дано апостолам в этот день. Схождение Святаго Духа в день Пятидесятницы - это совершенно другое, это рождение Церкви, это когда Святой Дух сошел, и на земле стала Церковь как новый мир, как совершенно другое в отношениях Бога и человека. Христос сказал: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Если мы почитаем книгу Деяний, то увидим, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. В Церковь вошло столько-то людей. Нигде не сказано Господом, что Он преподаст нам правильное учение, что будете ему следовать - и спасетесь. Не сказано, что столько-то людей согласилось с учением Христа. Церковь- это таинственный богочеловеческий организм, который апостол Павел именует Тело Христово - Тело, у которого глава - Христос. Рождение, созидание этого Тела - это день Пятидесятницы, день рождения Церкви. Это намного больше, чем дар, ответственность и обязанность апостолов заниматься человеческими грехами - разрешать их или не разрешать. Это значительно шире. Это вообще, возможно, это событие, равное творению мира, по значимости для человеческой судьбы в вечности. А уже в Церкви Дары Святаго Духа, сошедшие на апостолов, развивались, жили своей жизнью, постепенно разворачивались. И в апостольских посланиях и в книге Деяний нет различения между епископом и пресвитером, то есть в первой Церкви было два священных сана. Епископ-пресвитер и диакон. Но Дух Святой живет так, как нам иногда непонятно, и мы не можем Ему диктовать. И Он затем эту ступень священства развернул на две, потому что Ему так изволилось. И эта таинственная жизнь тоже началась в день Пятидесятницы. Мы к этому тоже все причастны, поскольку мы члены Церкви.

Вопрос: - Для чего человеку в жизни попускаются скорби, оскорбления и болезни?

о. Федор - Знаете, мы люди грешные, если б в нашей жизни все было совсем хорошо, мы были бы здоровы, окружены благожелательными людьми - хотя плохого в этом нет- и в Царстве Божием так и будет, если мы туда попадем Но здесь мы бы расслабились. Это очевидно. Человек расслабляется. Вот кто такой подвижник? Человек, который переделывает себя изо всех сил, трудится над собой. А есть люди, которых можно назвать неподвижниками, это бездельники и лентяи. Святые отцы говорят, что если ты никак над собой не трудишься, аскетического труда не несешь - Господь вынужден будет компенсировать это болезнями, потому что иначе ты не будешь совершенствоваться и возрастать духовно. Поэтому Господу приходится попускать нам эти скорби, чтобы мы возросли в Царство Божие.

Вопрос: - Батюшка, а Вы не посещали ли район Зугдиди, Гудаута? Я туда семь раз летала к сыну, когда длилась война с Афганистаном. Для меня это место родное.

о. Федор: - Нет, к сожалению, туда мы не попали. Мы были в Кахетии. Монастырь Давида Гареджийского - огромная лавра протяженностью несколько километров. Часть этого монастыря пострадала оттого, что военные летчики тренировались в обстрелах, не зная, что там древние постройки, монастыри, которые были оставлены. Сейчас это разрушение продолжается. На гору Давида мы попали со стороны Азербайджана, что не всегда получается - пограничники не пускают, так как территория спорная. Там обрушившиеся до половины кельи, пещерные храмы, трапезная, которая когда-то вмещала до 120 монахов, каменные столы там остались, XII- XIII века росписи, удивительной красоты. Подобные комплексы разбросаны по окрестным горам, они, к сожалению, пострадали, потому что стреляли боеприпасами, пролетали самолеты - не знали, по чему стреляют, для них это была скала -и все.

Вопрос: - Как вести себя с тем, кто не хочет с тобой примириться?

о. Федор - Тяжелый вопрос, Перед Причастием мы читаем в молитвах: «первее примирися тя опечалившим». И только после этого читай молитвы. У нас есть слова апостола Павла: «по возможности старайтесь иметь мир со всеми». Мир со всеми зависит не только от нас. Но и от второго действующего лица. Бывает, что человек не готов тебя простить. Может, он сам себе что-то придумал; может, ты его и правда оскорбил, нанес рану. Что делать? Молиться за человека. Обида - безблагодатное тяжелое состояние, оно закрывает человека от Бога. Поэтому Христос велел молиться за обижающих нас, чтобы не быть пораженным этим злом. Я думаю, за тех, кого мы обидели, или тех, кто на нас обиделся, надо молиться. Самый первый способ примирения с ними - молитва за них. Молитва за человека, который причиняет вам зло, делает чудо. Каким образом? Вы начинаете за него молиться, и в ваши с ним отношения незримым образом входит исцеляющая благодать Божия. Она начинает действовать, в вашей душе исцеляется все греховное по отношению к этому человеку. Во-вторых, человек начинает это чувствовать. Не всегда, не обязательно, но обычно человек начинает чувствовать, что в вашей душе не осталось ничего греховного по отношению к нему. Вы его не осуждаете, не злитесь, не раздражаетесь, а душа это чувствует. И человек чувствует это и ему значительно легче примириться. Если вы попросите прощения, и не получается, оставьте его, молитесь. А бывает, что попросишь прощения, а человек тебе такого наговорит, что потом собрать внутренний мир еще тяжелее. Оставьте человека, он не готов. Пока мы не заслужили прощения, помолимся за него.

Вопрос: - Что есть безмолвие в миру?

о. Федор - Невозможно безмолвие в миру. Потому что внутренняя тишина возможна только вслед за внешней тишиной, поэтому отсюда и родилось монашество - чтобы ничего не отвлекало от общения с Богом. А потом может быть возвращение в мир. Когда уже неотъемлемая тишина внутри. А вот в миру до этого дорасти очень трудно. В любом случае мы говорим не о безмолвии в миру, а о сохранении чистоты от мира: меньше смотреть телевизор, меньше смотреть новостей, меньше сидеть в соцсетях, лучше совсем не сидеть, говорить меньше и только о главном, о существенном. Думаю, что наша мера такая. А безмолвие нам недоступно. Если ребенок подойдет к папе и попросит сказку, а папа многозначительно будет молчать - он нарушит заповедь о любви к сыну. Это не нужно.

Вопрос: - Один Отец у нас - говорил Иисус Христос, никого не называйте больше Отцом, а как же мы называем священников батюшками?

о. Федор - Апостол Павел, которого никто не смог бы обвинить в том, что он не понимает Иисуса Христа, величайший учитель. Он говорит в одном из своих посланий: много у вас учителей в вере, а Отец один, я родил вас во Христе. Я не думаю, что апостол Павел нарушает заповедь Иисуса Христа, своего Учителя, Который ему многократно являлся. Речь идет в заповеди Христа не о таком прямолинейном понимании, тем более, что мой отец умер, а я его называю отец, в детстве - папа, я не согласен называть его по-другому, потому что хотя я с ним и разлучен, но я продолжаю его бесконечно любить. И в этом не будет нарушения. Но Небесный Отец у нас один, настоящий, который нас создал. Сейчас мы забываем, что древне-христианское понимание нашей веры - это вера как сыновство. И мы все друг другу и Иисусу Христу братья, и Он нас привел к Своему Отцу. Авва Исайя, отшельник, эту мысль развивает, говорит, что мы братья Христу. Думай, как бы поступил твой брат Христос, по естеству Христову, так надо поступить, так подумать, так сказать- или нет. Древнее понимание христианское, а оно мне кажется настоящим и правильным, оно такое. Мы во Христе усыновлены Богу Отцу. В этом смысле у нас один Отец.

Вопрос: - Я музыкант, размышлял я о музыке в связи с этими словами: «Если приходит кто [в Церковь] из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник - то или пусть перестанут заниматься этим, или да будут отринуты». Это нашему времени подходит? Или это к монахам обращение?

о. Федор: - Театр времен апостолов - это тяжелое место, где в основном было что-то, что совершенно неприемлемо для христианина. Место, где воспевался разврат. Трудно было провести грань между пьесой и мистерией как " языческим священнодействием ". Театр для древних христиан был неприемлем. Эти слова есть и у Иоанна Златоуста, что христианину нельзя ходить в театр. Актриса в сознании Церкви практически приравнивалась к блуднице. Древне-апостольские правила запрещают рукополагать человека, который женат на блуднице или на актрисе. И в советское время это было не так. В то время театр был союзником Церкви, потому что призывал человека к каким-то глубоким, пусть и не называемым напрямую, но христианским ценностям. Сейчас надо смотреть непосредственно, чему вы служите своей игрой.

Приведу пример. Одна моя дорогая мне одноклассница, замужем за очень известным актером. Когда я был у них дома, она говорит мужу, чтобы пригласить меня на какой-то спектакль. Он покраснел: «Нельзя батюшку на этот спектакль». Она предлагает еще один - снова нельзя. Предлагает третий – на тот вообще никому нельзя. А это известный столичный, старинный театр. То есть, там действительно стало совершаться такое, что христианину надо или не ходить, или уйти. Но если Вы своей игрой делаете другие вещи, служите к тому, что душа человека преображается, то почему нет? Вы участвуете в том, что приближает человека к красоте, добру, и через это опосредованно Богом. Если есть какие-то еще вопросы, в том числе о театре, о музыке- приходите в наш храм, я вас приглашаю, у нас священник отец Валерий Буевин, клирик нашего храма, он закончил московскую консерваторию, аспирантуру по классу фортепиано. Он прекрасно играл, выступал, участвовал в конкурсах. Думаю, что на вопросы о музыке, о ее месте в жизни человека он может многое рассказать.

Вопрос: - В одном Евангелии сказано, что Иуда предал Господа в среду, а в другом - во время Тайной вечери, приняв еду из рук Христа. Нет ли здесь противоречия? Сказано, что в Иуду вошел сатана, а мог ли Иисус в тот момент изгнать диавола?

о. Федор: - Для меня самым страшным в этом эпизоде, о котором Вы спрашиваете, является вот это предательство, которое зрело в его душе. Может быть, он в этот день договаривался с первосвященниками, может в другой - у апостолов была может быть и разная информация об этом. И писали они, не согласовывая друг с другом текст. По-человечески могли закрасться какие-то ошибки. Это нормально. Это как раз отражает, что писали это люди, хотя и движимые, вдохновляемые Духом Святым. Самое страшное случилось после его причастия. И мы понимаем, что есть много людей, которые причащались и после этого даже стали врагами Христа. Мы знаем огромное количество революционеров, которые стали таковыми, отучившись в семинарии, где, разумеется, они причащались. Иосиф Сталин, например. И что сказать? Спасло их это? Нет. Решение о том, как они будут жить, они принимали внутри своей свободы, куда Бог не может вторгнуться. Господь нас создал свободными. Это касается и Иуды. Иуда так решил поступить. Мог ли его очистить от этого Христос? Мог бы, если б Иуда покаялся. Все святые отцы говорят, что если бы Иуда даже после предательства пришел и покаялся, он бы вернулся в число апостолов, как вернулся апостол Петр. Эта мысль многократно встречается у святых отцов. Но Иуда не вернулся, не захотел. И с этим ничего невозможно поделать.

Вопрос: - Священник в Троице-Сергиевой лавре на общей исповеди перечислял в числе прочих и грех благоразумного молчания, то есть человек вместо ответа на вопрос например молчит, как бы чего не вышло. А другие батюшки говорят, что благоразумное молчание это вроде как добродетель. Что Вы скажете?

о. Федор: - Я не знаю, почему иеромонах назвал это на общей исповеди грехом. Дело в том, что благоразумное молчание, само словосочетание, предполагает положительную оценку этого явления. Вот если бы он сказал «трусливое молчание», тогда да. Например, вот вам случай. Я разговаривал с человеком, у которого есть друг детства. И этот человек пришел в Церковь, а этот друг детства то ли ревнует, то ли еще что. Но он постоянно поносит Церковь при этом человеке, а тот стесняется и молчит. Я спрашиваю, почему он молчит. Нужно, по крайней мере, встать и уйти. Или сказать, что если человек не может не трогать эту больную для вас тему, то надо перестать общаться. Таким молчанием человек действительно предает Христа. При вас начинают кощунствовать. Вы не можете заградить уста этому человеку, но вы можете встать и сказать, что вы не можете присутствовать при этом. Можно уйти. Так свидетельствовать, что вы не согласны и не собираетесь терпеть. Такое молчание, когда рядом с вами кощунствуют, да будет грехом. А бывает, что иногда лучше промолчать, потому что словами мы можем ранить и причинить боль другому человеку. Тогда благоразумнее молчать. Здесь нет общих ответов, потому что целый веер ситуаций, в которые попадает человек, и надо научиться молиться и любить другого человека. Тогда, любя другого, я буду понимать, что нужно. И даже если я буду делать замечания, говорить что-то по смыслу резкое - это будет в такой форме, что человек поймёт, что я его не осуждаю, от сердца не отторгаю, и, скорее всего, он это спокойно услышит. Если я его буду обличать в гордыне, то ничего не получится. Тут надо рассуждать. Это должна быть уже христианская опытность. Ответов готовых здесь нет.

Вопрос: - «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно». Это известные слова Игнатия Брянчанинова. А в Евангелии есть «блаженны алчущие и жаждущие правды». И вот это стремление к правде как в наше время осуществляется? Но не в том смысле, что искать Бога, жаждать Его правды, а в плане, например, политики. Многие Церковь критикуют, что она связана с политикой.

о. Федор: - Да, люди действительно, те, кто не понимает, что Церковь есть Тело Христово, убеждены, что они знают, что Церковь должна делать. И у каждого свои представления, какая Церковь быть должна. Иногда эти представления диаметрально противоположны. Но поскольку им неведома жизнь Духа Святаго в Церкви, они не понимают, что главное в Церкви - это приведение людей в Царствие Божие, ко спасению. Кому-то кажется, что надо заниматься только бомжами и никуда не лезть, кому-то кажется, что Церковь должна громче бороться с какими-то явлениями, кому-то - что категорически за Украину в этом страшном конфликте. И такое вот отчуждение. А если бы люди понимали суть тех Даров, которые человек принимает в Церкви, они бы не приставали к Церкви с этим. Что касается знаменитых слов, которые Вы процитировали, скорее всего, это сказано о том, что преображение от чего-либо вокруг христианского возможно только тем человеком, который сам преображен. И что-либо поменять вокруг можно, только засвидетельствовав, что Христос жив, продолжает действовать и показать это своим примером.

Почему личный пример человека так убедителен? Почему проповедник, который свят, может обратить целый народ? Вот как святая равноапостольная Нина, 14-летняя девочка пришла на дикий, дохристианский Кавказ. Представляете себе девушку, путешествующую по Кавказу без папы или мужа? Кто ее вообще слушать будет? В архаичном обществе набеговой культуры. Перепахала целую страну, потому что ее жизнь свидетельствовала о том, что все, что она говорит, все можно. А вот когда мы не преобразив себя, пытаемся повернуть ко Христу весь остальной мир- ничего не получается. Вот об этом святитель Игнатий говорит, мне кажется.

Вопрос: - Сказано: «будьте внимательны и осторожны, не давайте вины ищущим вины». Есть люди, которые как к ним ни подъезжай, как ни предлагай поразмыслить, все равно агрессивно воспринимают, говорят, что это унижает их человеческое достоинство, воспринимают мое желание вступить с ними в нормальную полемику как унижение их достоинства. Они отстаивают так свою свободу. Прокомментируйте, пожалуйста.

о. Федор: - Есть люди, которые вообще неспособны к диалогу. Для них есть мнение свое и неправильное. Всего два. Наверное, особенно если речь идет о Церкви, о спасении, Евангелии, здесь можно вспомнить слова Иисуса Христа «не мечите бисер перед свиньями», «не бросайте святыни псам» - бесполезно. Если Вы вступаете в полемику и начинаете что-то говорить, человек гордый не в состоянии услышать, что может быть другое мнение. Он считает, что таким образом его унижают. Свою ошибку он принимает, как унижение.

Есть один хороший способ, если человек раздражен, гневается на вас, но он все же христианин и просто непеределанный внутренне. Это земной поклон. Человек понимает, что ты лично его не отвергаешь, что ты не превозносишься, что ты ищешь правду. Это действует. Не на всех, правда. Но это действует. Равно как и молитва за человека. Если Вы чувствуете, что это совопросник, что человек не желает узнать истину - просто уклоняйтесь. Для меня эта тема важна и дорога, я не готов о ней разговаривать в таком тоне, успокоимся, тогда поговорим - вот какие могут быть ваши слова. Миролюбие человеку западет в память и он, возможно, в следующий раз будет разговаривать с вами иначе.

Вопрос: - Вопрос по «Отечнику» Игнатия Брянчанинова. «Необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее». Наружное - это понятно, а что такое внутреннее уединение?

о. Федор: - Наружное понятно, но не всегда на самом деле. Святитель Игнатий пишет для людей, которые могут уединиться в монашеский путь, или которые несемейные. Если у человека дети или больная мама, то как вы от них уединитесь? А внутреннее уединение- это необходимость каждый день хотя бы на краткое время в тишине предстоять Богу. Это необходимо. Более того, в каком-то смысле мое христианство и ваше христианство совершается в одиночестве. Я ни в коем случае не хочу что-либо сказать против Церкви как единства огромного количества сердец человеческих, но одиночество тоже необходимо. В Древнем патерике есть такие слова: если не скажет человек в сердце своем - есть только Бог и я - он не может спастись, а в другой редакции - не найдет покоя. Вот, Бог и я. Моя личная связь. Ни семья, ни народ, ни приход, а вот Бог и я. Что Он от меня хочет? Какие дары мне от Него уготованы? Что я не слышу? Я лично, я как микрокосм, как отдельная вселенная, как Его образ, неповторимый, надеюсь, что и любимый Им. И вот построение этой личной связи, вот это и есть личное одиночество, уединение. Мне кажется, что без этого христианства нет. Это совершенно необходимо. Как делание это получится даже у человека, который работает, у которого большая семья. Более того, сознательное взрослое христианство без осознания этого предстояния личностного, уединенного Богу, на мой взгляд, невозможно.

Вопрос: - Меня обворовали, как сохранить мир душевный?

о. Федор: - Помоги Вам, Господи. Могу вам в утешение привести слова Иоанна Златоуста. Если тебя обворовали, а ты, помолясь, этому человеку простишь, то Господь вменит этот подвиг как милостыню, розданную нищим. Вы можете утешиться словами Иисуса Христа: «блаженны милостивии яко тии помилованы будут». И Вы будете помилованы Господом. Но труд это тяжелый, помоги Вам Господь. Он попустил это испытание и считает, что Вы можете его пройти и достигнуть благодатных даров.

Вопрос: - Какие пути духовные подвижнической жизни нельзя принимать самому себе?

о. Федор: - Думаю, что юродство и, наверное, мученичество. До определенного момента нужно укрепление и благословение от духовного отца. Хотя может прийти момент, когда рядом не будет духовника. Бывает такое, что духовные аскетические упражнения люди принимают на себя за счет ближних. Такая деликатная тема, как пост в супружестве. Женщина пришла в Церковь и из своего мужа делает вынужденного постника. Семья в итоге разваливается. Тут обязательно нужно рассуждение. И если речь идет о начале духовного пути, то нужно благословение духовника. С возрастанием, когда человек проводит в христианской жизни 10-20 лет, на все вопросы он уже сам чувствует ответ сам в себе, потому что видит результат. Я вот это сделал - и изменилось мое духовное состояние. Я вот это сказал, это сотворил, это попробовал, и вот я потерял Христа или Он стал ко мне ближе. Поэтому в разных ситуациях у человека и разные пути. Допустим, когда человек живет одиноко, и другое дело, когда человек живет в большой семье. Одинокий может прочитать хоть пять акафистов в день. Если же у тебя больная жена или пятеро детей, то пять акафистов в день будут грехом. Иди картошку чистить, укладывать жену и читать детям сказку, побеседуй с ними, погладь по головке и помоги уроки сделать, вот это твое послушание. Здесь нужно рассуждение, конечно.

Вопрос: - Зависит ли наше спасение от внешних обстоятельств?

о. Федор: - Мы верим, что Господь посылает внешние обстоятельства для того, чтобы помочь нам спастись. Чтобы мы выросли духовно. Доросли до того состояния, в котором нас можно принять в Его Царствие. Бывает, что внешним путям мешают внешние обстоятельства. Например, невозможность молиться, если человек служит в армии. Или человек учится в институте, живет в общежитии, там постоянно шумно и очень трудно молиться, это мешает, да. Но молитва этого человека от этого твердеет, безусловно. Солдат в армии лежит, отбой, закрылся одеялом и читает вечернее правило по памяти. Кругом мат- перемат, а он правило читает. И растет духовно. Потому что это тяжелее, чем читать правило перед святым углом дома, когда горит лампада и тишина полная. Но ведь солдат и бегает с полной выкладкой в противогазе, с кирпичами в рюкзаке и Калашниковым за спиной. И он становится физически сильнее - дома-то он так не бегал. Вот то же и духовно. Через испытания мы растем. Их надо принимать как то, что послано Богом, и искать смысл.

Вопрос: - Какие самые большие Дары Божии?

о. Федор: - Любовь, радость, мир. Среди того, что мы можем видеть постоянно – это, конечно, Тело и Кровь Христовы, которые нам даются. Это те Тайны, к которым Ангелы приникнуть желают, как говорит апостол. Святое Причастие - это наибольший Дар на земле, как начало Царствия Божия.

Вопрос: - Как приучить себя к терпению?

о. Федор: - Если возникает раздражение против жизненных обстоятельств, которые не хочется терпеть, надо ограждать себя молитвой. Апостол Павел говорит, что терпение рождает искусство, имеется в виду духовной жизни. Оно не рождается без терпения. Каждому человеку Бог попускает что-то терпеть. И надо понять, что мне Бог попустил терпеть? Обстоятельства моей жизни, я какой-то не такой - хочу быть худым и высоким, а я маленький и толстый. Или я хочу быть блондином, а я брюнет. Или я хочу жить в другой стране, а живу здесь. Хочу работать кинорежиссером, а не работаю. Нам хочется всегда чего-то другого. Господь нам дает терпеть. Вы женаты на прекрасной женщине, которую вы любите, а теща у вас совершенно невыносимая. Вот вы ее всю жизнь терпите. Это учит вас искусству духовной жизни. Спасибо за внимание! Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+