Перейти к основному содержанию

17:15 24.09.2018

Совместим ли национализм с христианством?

16.05.2018 11:24:31

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/04/28/21-00

- Совместим ли национализм с христианством, или нам нужно отказаться от того, что является нашим национальным свойством?

прот. Дмитрий Смирнов: - Сначала дается  бесспорное утверждение, а потом из него делается неверный вывод. Это зависит от терминологии: что человек вкладывает в слово национализм? От национальности отказаться невозможно.

прот. Александр Березовский: - Она есть данность.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. И в это понятие входит все. И гены, которые формируют наш код. И еще у всех русских имеется множество всяких национальных включений. Это даже внешне проявляется.

 прот. Александр Березовский: - Ну, такие особенности, присущие…

прот. Дмитрий Смирнов: - Сюда входит и одежда, и фольклор, и литература, и искусство, и архитектура – все, что формирует человека. Даже пейзаж, в котором он живет, температура. 4/5 нашей территории – это вечная мерзлота. Это же влияет на нас всех? Конечно, влияет. От чего отказываться-то? От Аляски, что ли? Я, например, не отказываюсь. Почему надо от чего-то отказываться? От Лермонтова отказываться? Какой-то бред. А национализм -  это, безусловно, грех вообще. Ибо во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но все во всем Христос. Тоже понятно. 

прот. Александр Березовский: - Это самопревозношение.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не только самопревозношение, а вообще самопредпочтение даже.

прот. Александр Березовский: - То есть какое-то умаление, пусть малой народности, оно является …

прот. Дмитрий Смирнов: - Дело не в этом. А в том, каков человек твой ближний. Вот я тут был в Ташкенте, познакомился с жизнью Узбекистана. Потрясающе интересно. Замечательные люди. Ну, у них своя вера. Что это меняет? Да ничего. Мы должны все равно относиться к ним по-христиански. Потому что меня окружали узбеки, которые ко мне относились по-христиански. Я бы сам  так не смог, с такой любовью. Они мне прямо укор выразили,  что они с такой любовью принимали гостей– а ты так не сможешь. Это тоже, может, национализм. Мне кажется, это вопрос надуманный. Или провокативный.

прот. Александр Березовский: - Ну, скорее второе.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, что в очередной раз обсуждать: а что вкуснее – баранина или говядина? Это от многих параметров зависит, а прежде всего – это  дело вкуса.

- Я некоторое время общался с катакомбными христианами. И слышал ваш ответ на вопрос о них   ранее в интернете. Вы сказали, что они были истинными до какого-то определенного периода времени, а затем как бы засиделись в детстве, отстали от жизни, и для чего это нужно, когда на дворе XXI век? И для многих и сегодня это искушение, камень преткновения. В этой связи, я хотел вопрос такой задать. На мой взгляд, причина революции 17 года была в восхвалении политики, а не народа.  Народ был на заднем плане. И сегодня то же самое происходит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Обождите. Вы считаете, что народ нуждается в восхвалении?

-Ну, не точно в восхвалении....

прот. Дмитрий Смирнов: - Раз восхваление политики – это плохо. Ну, ладно, пускай. Но восхваление народа? И потом, кто будет восхвалять? Он сам себя что ли?

Имеется в виду, что народ имеет право голоса.

прот. Дмитрий Смирнов: - Народ? Да, пожалуйста. Стань Пушкиным – тебя будут читать даже заграницей. Я не пойму, в чем проблема? Что значит – право голоса? Да есть передача у нас по телевизору – «Право голоса». Пожалуйста, поучаствуй. Я вообще не понимаю, в чем проблема-то? Вы говорите -  претыкания. Вы знаете, сейчас катакомбников осталось на планете человек 20, наверное. У них есть камень преткновения, но он у них в мозгу. Ну, мало ли? А у  скольких людей камень преткновения, допустим, созвездие Тельца или Рыб? Их вообще в мире  десятки миллионов людей, повернутых на астрологии. Хотя сейчас XXI век. Ну, так  мало ли? Вот еще проблема – астрология. Нужна контрпропаганда этим чудакам? Это реальная проблема? А то у нас в стране: проблема СПИДА. От СПИДа умирает в среднем восемьсот человек в год, а от туберкулеза сто тысяч. Туберкулез никак не обсуждается, а СПИД -  вот он, вылазит везде и всюду. Значит, это кому-то надо?

Что говорить о катакомбниках – это все уже давно выродилось. И ничего там серьезного нет. Вам не нравится? Ну, это мое мнение. Мои мнения основаны на фактах. Я все-таки в Церковь хожу 50 лет. И повидал всякого. И многих знавал лично. И чего? Сейчас тот, кто говорит, что он из Катакомбной Церкви просто жулик самый обыкновенный. Который выдает себя за что-то, чтобы как-то выглядеть. Как, например, адвентисты 7-го дня. Они, живя в России, критикуют католическую Церковь, которая в Америке.  Основа их догматики именно в этом и состоит. Ну, это же просто смешно. Тот, кто вне Церкви, тот вне спасения. Церковь только одна -  Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Так что если вы желаете, можете приходить, мы вам подробно объясним.

- Есть некое движение Маслова, которое распространяет некие диктовки от имени отца Абсолюта. У нас родственник в Курске не только сам заболел этим, но и окружающих приобщает. По его мнению – это самое прогрессивное, правильное учение. У этого Абсолюта уже масса последователей. Неужели у людей голова не на месте? Мне не понятно: им христианство и сам Господь совершенно бесплатно дает в руки спасение, а они идут к непонятно какому-то отцу Абсолюту, да еще и платят за это?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот в этом и корень всего. Потому что это бизнес, который использует определенные психотехники, чтобы людям свернуть мозги. А цель только одна – извлечение прибыли. Ну, вот, собственно, и все.

прот. Александр Березовский: - А люди считают, что раз дорого, то должно быть надежно.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да что они там считают – это вообще малоинтересно. Они натуральные сумасшедшие. Потому что люди от этих психотехник реально сходят с ума. Потом некоторые протрезвляются, когда у них начинают требовать суммы денег, которые превышают их возможности. И тогда  они  начинают трезветь. И судиться.  Посмотрите - Церквей полно, ну, относительно недавнего прошлого. Купола золотые. Книг напечатано – все православные книги, которые когда-либо были написаны. Нет, нужен Абсолют. Я знаю, что водка такая есть – «Абсолют». Ну, вряд ли это такой продукт, который с мозгами что-то сделает хорошее.

- Я смотрел на Вашем мультиблоге передачу, где Вы с психологом  говорили о проблемах современного общества. Ну, и в том числе – о мужчинах, выходцах из однодетной семьи. Вот, я вот из такой семьи. И просто то, что говорили в этой передаче – это обо мне. Моя жизнь действительно превратилась в катастрофу. И я осознаю, что я, вот как вот там говорилось, изуродован морально и, конечно, запустил себя. Хотел спросить, чтобы Вы мне посоветовали? Как выйти из этого состояния, какие шаги предпринять?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вы знаете, из любого нехорошего состояния души можно выйти с помощью Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Любые человеческие заблуждения, любые трудности в периоды роста, развития, любые следствия разных болезней – все Христос может исцелить. Так что дерзайте. Христос победил этот мир Своей любовью. Если вы обретете Христа – вы обретете в Нем себе и старшего брата, и отца, и человека, который всегда подскажет вам истинный выход в частном или в общем плане. Поэтому на себе крест не надо ставить. Отчаяния не должно быть. Если вы в результате своих размышлений, исканий придете ко Христу - тогда все будет хорошо, как у моего собеседника, который тоже без отца вырос. А потом перед нами замечательный пример Иоанна Златоуста. Молодая мать его овдовела и вырастила нам такого прекрасного сына! Мы уже тысячу семьсот лет радуемся и не нарадуемся, что за замечательный человек. Так что хотя для вас, судя по голосу – воспитание уже кончилось, то  самовоспитание идет всю жизнь. Так что Господь ждет.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, нередко приходят к нам вопросы, когда люди свидетельствуют о том, что, когда они молятся Богу – у них не проходит состояние отчаяния, уныния, как будто Бог не слышит  их. С чем это связано?

прот. Дмитрий Смирнов: - Опять же с тем, что не знают Евангелия. И Евангелие специально так промыслом Божиим устроено, что описаны множество случаев исцеления, воскрешения мертвых, чудес. Надо вникнуть. Почему вот? Много же в Израиле было и хромых, и сухих, и горбатых, и слепых. Почему Господь вот в этом случае вдруг помогает? А в других случаях, и, в частности, в моем – нет? В Евангелии в каждом эпизоде: и с кровоточивой женщиной, и с женщиной, взятой в прелюбодеянии, и с наинской вдовой, и со скрюченной женщиной в синагоге – там  внутри в тексте ответ. Нужно его увидеть. Если не увидел – ищи толкования. У святых отцов, на мультиблогах, в популярных книгах о христианстве – ищи. Предварительно помолившись: Господи ты мне укажи, где я могу найти ответ, и чтобы я понял Тебя. 

Порекомендуйте, какие книги полезно читать из мировой литературы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Мировая литература – скажу пошлую вещь – она огромна, поэтому я бы не всю рекомендовал бы. Даже самый краткий список выходит за формат нашей передачи. Поэтому я затрудняюсь. Скорее всего, вам нужно  самому эту работу провести. Поговорить с филологами -  ну, такими, конечно, православными, других не могу рекомендовать. Поговорить с библиотекарями.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, ну, церковной литературы сейчас издано, как вы сказали, все, что только было написано …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да. Вот наугад бери любого церковного писателя, ну, например Никона Воробьева. Пожалуйста, все издано.

прот. Александр Березовский: - Человеческой жизни не хватит, чтобы всю эту …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да человек, если он такой книгочей, может прочесть всего две тысячи книг.

прот. Александр Березовский: - А насколько тогда важно или не важно, нужна или не нужна мировая литература? Насколько она может заменить человеку церковное чтение?

прот. Дмитрий Смирнов: - Церковное чтение нельзя заменить, но мировая литература дает возможность человеку прожить большую жизнь. Ну, прочел человек роман «Фрегат “Паллада”» -   как прожил целое путешествие. Или там «Двадцать тысяч лье под водой» с капитаном Немо …

прот. Александр Березовский: - Заглянул в глубины океана…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Пусть через глаза Жюль Верна или русского автора. И так далее. Эта мировая литература способствует и воспитанию чувств, и развитию речи и ума. То- есть это расширение кругозора.

Хотелось бы спросить, как обрести твердую, несомненную веру? Потому что очень хочется верить, как, ну, хотя бы как священники, потому что есть какие-то сомнения: а вдруг я там что-то себе навыдумывала или Бог совсем не такой, как я думаю? Как обрести твердую веру?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, чтобы познать Бога -  нужно знать Евангелие наизусть, близко к тексту. Тогда, конечно, это формирует наше мировоззрение. Мы будем смотреть на мир глазами Христа. Это очень важно – от этого и вера появляется.

прот. Александр Березовский: - Господь привал нас следовать за Ним. И надо знать, куда.

прот. Дмитрий Смирнов: - Куда? Он в каждом Своем шаге, в каждом Своем слове, в каждой Своей мысли дает нам это направление.

прот. Александр Березовский: - И вера в том, чтобы этого направления держаться.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, вера  - это обличение вещей невидимых. Что это значит? Веру нельзя пощупать. Но через Евангелие мы можем видеть невидимое.

прот. Александр Березовский: - И вот тут человек говорит: Верю, но сомневаюсь. И меня сомнения останавливают, может быть, в полушаге от того, что я должен был бы сделать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и что ж? На здоровье. Сомневаешься? Ну, и оставайся в своем сомнении. Евангелие подсказывает способ, как отец болящего юноши воскликнул: «Господи, я верую. Помоги моему неверию!» Если человек это знает, он этой же молитвой отца, который был две тысячи лет назад,  и может молиться. Там в его обращении видна эта борьба, сомнения. То есть  - не волнуйся, маленький человек – до тебя еще тысячи лет назад люди испытывали то  же самое. Но они же обрели, сынок-то выздоровел! Говорит: «Я молюсь, ничего не помогает». Ты сравни себя и его. Какие действия по отношению ко Христу он совершил. Да и потом, кто ты вообще на самом деле? Какие у тебя взаимоотношения с родичами? И вообще ты кого-нибудь на свете любишь или только ты потребляешь?

прот. Александр Березовский: - Ну, насчет любви тут могут много рассказать. Каждый считает, что он-то как раз любит. Его не любят. 

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, хорошо. Все возможно. Но каждый может себе задать вопрос такой: а ты человек-то вообще хороший? Или так, барахло? Человек, что в тебе хорошего? С тобой люди взрослые, старшие, они мучаются? Или каждый день благодарят Бога, что есть на свете такой человек? Ты приносишь одну только радость? Я сегодня за один час получил такую дозу радости, когда общался с одним человеком! Мне вот и сейчас еще хватает, и к вечеру, я думаю, и завтра буду. Есть такие люди.

прот. Александр Березовский: - Но чаще меня не понимают.

прот. Дмитрий Смирнов: - А кто ты такой, чтобы тебя понять? Ты примитивен как лягушка. Что там тебя понимать? Бином Ньютона тоже мне, Господи, помилуй. Это о чем говорит? О том, что человек гордый и шибко о себе сам понимает. Носится с собой, как с писаной торбой. А ты чего-нибудь сделай. Самолет сделай, спаси утопающего, ну, хоть что-нибудь сделай. Даже уроки часто не можешь выполнить хорошо.

прот. Александр Березовский: - Но мнение – это да.

прот. Дмитрий Смирнов: - Хочет, чтобы еще уважали. Вообще. Ты чего академик что ль? Институт создал, воспитал шестьдесят докторов наук? Чего ты сделал? Или ездил сорок лет без аварий? Ну, что-нибудь. Или вот, как в житии Антония Великого: две женщины, которые на одной кухне жили и ни разу не поссорились. Ну, ты хоть это можешь?

прот. Александр Березовский: - Батюшка, если этого человек достигнет …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это совершенный человек.

 - Есть такое состояние души, когда грехи, в которых хоть и покаялся, но все равно не дают покоя при воспоминании. А при переходе в мир иной память не теряется? И как с такой памятью спасенной душе находится в раю?

прот. Дмитрий Смирнов: - А вот и посмотрите. Осталось-то всего ерунда.

прот. Александр Березовский: - И все ответы будут даны.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Ведь без терпения нет спасения. Вот и тут надо немножко потерпеть.

прот. Александр Березовский: - Люди боятся сделать какой-то опрометчивый шаг…

прот. Дмитрий Смирнов: - А не надо бояться, надо просто его не делать. И все. Если ты видишь, что шаг опрометчивый. Риск оправдан, только тогда, когда ты спасаешь кого-то. Будь-то хирург или подводник, или пожарный или милиционер, или офицер, спасающий солдата. Вот риск тогда оправдан. А так-то чего? Езжай потихонечку за автобусом, и никто тебя не тронет. Только дистанцию держи: с одной стороны, чтобы КАМАЗ не въехал между тобой и автобусом, вот, и не приближайся слишком близко. Потому что какой-нибудь ослик может перед автобусом перебегать и слишком резко затормозит -  и прощай, кузов родного автомобиля.

Я вот слушал ваши передачи, и возник такой вопрос. Я из Германии. У нас такая проблема возникла: сексуальное детское просвещение в школах является ли достаточным основанием покинуть Германию и вернуться в Россию? Будет ли нечто подобное и у нас? Не будет ли хуже?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, о том, что будет – это зависит от нас. Вот. А покинуть – конечно. Очень много уже семей из Германии приехало. Именно вот из-за этого основания. Потому что это основание не только для того, чтобы вернуться в Россию, а это основание для того, чтобы пересажать пожизненно все руководство Германии. Вместе с нашей дорогой Ангелой Меркель. И сами эти законы, которые, как люди, которые приехали из Германии, свидетельствуют, что ребенок принадлежит не семье, а государству – это законы еще Гитлера. Они еще действуют. Государство претендует на то, что ему вообще не принадлежит. Государство очень изменчиво. Поэтому нельзя от этого строить. Мы строим на незыблемых законах. А у нас тоже может это все случиться.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, ну, вот вы говорите, что зависит от нас. Как-то мало видно, чтобы от людей что-то зависело.

прот. Дмитрий Смирнов: - От людей зависит все. Просто должно быть достаточное количество.

прот. Александр Березовский: - Я прямо вопросом на это отвечу.

-Церковь возносит свои молитвы Господу о прекращении абортов, миряне подписывают всевозможные обращения против убийства, а воз и ныне там. Что же делать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Даже если представить, что все люди, которые ходят в Церковь, они возносят эти молитвы – это 2% населения. Это очень маленькая цифра. А вот, если бы Церковь собрала 20 миллионов человек: вся Москва -  это 16 миллионов, да еще пригород 4 миллиона, это столько народу – они могут все что угодно сделать. Все, что угодно им. Они могут и создать партию, и заменить парламент, и туда выбрать только тех депутатов, которые засвидетельствуют, что они обязаны  провести первым законом запрет абортов. Пожалуйста. И не один не посмеет депутат, лишится мандата сразу. А чтоб без процедур, так можно войти в Парламент, и за галстук вытащить на улицу. Сказать: больше сюда не входи и сделать кордон в 12 рядов. Никакое правительство нацгвардию вызывать не будет, потому что источником власти по Конституции-   это основной закон, напоминаю -  источником власти является народ. А народ – это нас 146 миллионов человек. И большинство народа имеет абортивное сознание. Ему зарезать своего ребенка – это что муху убить.

прот. Александр Березовский: - То есть, именно в этом сознании народа кроется беда …

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Смотри. Если бы у нас аборты делали 2 % населения, то по радио бы сказали: «Все ребятки, вам 10 лет тюрьмы, а врачу 20». Ну, и кто будет делать аборты? Так что все решается мгновенно. И сразу у нас каждый  год пойдет   приварок 5 миллионов человек в стране. 10 лет прошло, помножь-ка!

прот. Александр Березовский: - 50 миллионов.

прот. Дмитрий Смирнов: - А если мы проживем в стране 20-30 лет, и кто будет против нашей державы? Если бы мы всех сохранили детей, которые могли бы родиться, нас бы было сейчас 600-700 миллионов. Мы были вполне сравнимы и с Индией и с Китаем, но и какая бы  там Америка вякала? Только попробовала бы! У нас все было бы: и промышленность, и все поля обихожены, и все цветами засеяно, все бы было в городах прекрасно. Каждый бы искал работу и обязательно трудился. А так чего? Старое население. Средний возраст 40 лет. Ну, куда это годится? Видишь как? Обвиняют Бога. Мы молимся, а Ты нам тут не устраиваешь парламент новый, старый спали, а новый устрой. Нет, ребята. Это все мы должны делать.

прот. Александр Березовский: - Ну, народ-то советский, батюшка.

прот. Дмитрий Смирнов: - А я знаю, я в курсе. Я сам советский, но просто не до мозга костей. А так чего же? Я при Советах родился. Я при Сталине родился. А Сталин – это был второй человек уже после первого, как это называется, правителя. Так что все это на моих глазах происходило.

прот. Александр Березовский: - Но вот пока еще нет такого сознания в людях, что от меня что-то зависит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, поэтому Церковь и должна и проповедовать, и говорить, и учить, и объяснять без устали. Что вы хотите счастья с этой жизни? За какие такие заслуги? За убийство собственных детей? И внуков? И правнуков?

прот. Александр Березовский: - Как скажут: ну, я этого не делал и не делаю, почему я страдать должен?

прот. Дмитрий Смирнов: - Почему не должен? Ну, ты не куришь? Хорошо, молодец. Ну, если вся страна курит? Дети курят, 13 летние. Стоят, курят.

прот. Александр Березовский: - Будешь этим дышать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Обязательно. Воздух наш общий, и страна общая, и матерщина у нас общая. Все общее. Если мы хотим в нашей стране изменить – вся страна или огромная часть должна согласиться, что надо это менять. А если чего? Я как бы стою на шлагбауме: поднял, опустил. Смена кончилась, получил 20 рублей -  и домой. Ну, и тогда чего? Все так и будет. Можешь ругать власти или богатых людей - кого хочешь. Это никогда ничего не изменит.

-  Не единожды слышал от скептически настроенных людей, что для них нормально в случае необходимости покончить жизнь самоубийством. И как реагировать на подобные мнения? И как на них влиять?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, зачем влиять? Такой задачи нет. Есть специальные люди, которые занимаются всякими суицидными проявлениями – психиатры. Потому что суицид – это есть проявление определенного заболевания души. Если человек верующий – можно ему напомнить о том, как Церковь к этому относится.

прот. Александр Березовский: - Опять же, только напомнить.

прот. Дмитрий Смирнов: - А что ты можешь сделать?

прот. Александр Березовский: - Убедить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Обожди. Ну, давай меня убеди в том, что человек, когда он умирает, он наследует другое тело: рыбы, тигра, змея Каа или медведя Балу, или становится вообще рикшей где-то в Китае за свои грехи. Вот, давай сядь и попробуй меня убеди. Это же смешно. Да и даже и невежливо. Человек сам знает. Каждый сам перед своим Богом стоит или падает. Один поклоняется золотишку, другой серебришку, третий –стихам, четвертый – музыке. Ну, сколько можно струны драть? Так что каждый живет, как он хочет и может.

прот. Александр Березовский: - Но как мы можем влиять на своих близких, кроме примера собственной жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Кроме примера  - ничем. Все остальное неэффективно. Если пример жизни плюс какое-то дополнительное слово, может сыграть в отдельных случаях какую-то роль.

прот. Александр Березовский: - Да, если приобретешь авторитет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, как-то да, люди убедятся, что вот то, что ты говоришь – это как-то имеет продолжение в их жизни. Вот я помню – у моего отца был друг. И как-то он, когда мне было лет 17, он со мной очень серьезно поговорил минуты 4. Как мне помнится. Сейчас он умер, я его отпел. Я к нему всю жизнь благодарность испытываю, что вот он как-то очень по-серьезному со мной поговорил. И это на меня оказало влияние и влияет до сих пор. А прошло уже, я не знаю, почти 45 лет. Как интересно? Он вообще был очень умный человек, очень образованный, очень тонкий. И вот он как-то нашел слово, которое мне до сердца дошло. Так я вообще мало кого слушал.

-Что важнее для женщины? Статус матери или статус жены, если она является и женой и матерью? Что в приоритете?

прот. Дмитрий Смирнов: - А что в чае главное? Вода или заварка? Вот если мне этот человек скажет, я ему тут же выдам.

прот. Александр Березовский: - Без воды нет чая, без заварки тоже.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот и все. Видишь, какой ты мудрый.

- У меня вопрос о музыке. Я занимаюсь профессионально музыкой, и я чувствую, что музыка, если есть духовная нищета в человеке -  она как бы заполняет ее во мне, и  я не чувствую, что мне нужно что-то еще. Например, те же самые духовные песнопения, молитвы. Музыка, получается, подменяет их. Как этого идолопочитания  избежать? Возможно ли вообще избежать этого? Или нужно отходить постепенно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вы если думаете, что я вас понял - то очень самонадеянно.  Потому что я не знаю, что вы имеете в виду под тем, что у вас внутри что-то заполняется чем-то. Ну, представляете? Это что? В такой терминологии это никак невозможно решать. Богу одному поклоняйся и Ему единому служи. А уж как человек служит -  сочиняет музыку для пения и для медных труб или обращается к нашим предкам – развивает те открытия в музыке, которые совершил Бетховен или ищет какие-то свои пути,  как в каждом веке великие композиторы  - новаторы открывают новые пути -  это пожалуйста. Если во славу Божию, то ничего в этом плохого нет. Но музыка не должна быть идолом. Это просто инструмент такой. 

прот. Александр Березовский: - Когда человек полностью предан своему направлению жизни тогда у него получаются открытия. Вот эта преданность – не является ли служением науке, искусству или еще - чему-то как идолопоклонство?

прот. Дмитрий Смирнов: - Может быть. Идолопоклонством может быть и материнство. И отцовство, и государственная деятельность -  все, что угодно. Даже домино. Ну, вот человек ждет вечер, когда он, наконец, усядется за стол, мужики спустятся со своих этажей и начнут забивать козла. И так каждый день. Ну, так и что же? Вольному воля. Человек должен знать во имя чего он это делает.

прот. Александр Березовский: - И хорошо знать ответ на вопрос: а что дальше?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Дальше болезнь и смерть. А вот что еще дальше?

-В утренних молитвах, пятой молитве святого Василия Великого, там такие слова: «Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременения, или преложения осенение». Все-таки это не очень доходит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Надо знать церковно-славянский язык. Поэтому вы возьмите аккуратненько айпад, возьмите русский перевод. И там вам все расскажут. Это цитата из Священного Писания. Что в Нем, в Боге, в Духе Святом, нет никакого изменения и никаких перемен. Он всегда один и тот же. Вот что это значит.

-Сама виновата и не могу разрулить ситуацию. Что, мне остается только смиряться и ждать? Или еще что-то Господь ждет?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, всякое тут может быть. Если у вас в вашем окружении какой-то умный человек, вы можете с ним это обсудить.

прот. Александр Березовский: - И все-таки человек может попытаться эту ситуацию, хоть она и полностью не в его власти, но что-то с ней сделать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Дело в том, что любую ситуацию можно либо ухудшить, либо улучшить. Бывает человек, ну просто, ну все – в одиночке сидит в тюрьме – уже хуже не сделаешь. Он не может даже повлиять на меню, вообще ни на что. На самом деле может. Вот служитель тюремный зашел – он раз ему и в челюсть – после этого сразу он поступает в карцер, и там меню меняется в худшую сторону, условия жизни – меняются, прогулок лишается, ну и так далее. Улучшить – это сложнее. Ухудшить всегда можно. Когда не знаешь, чего делать –не делай ничего. Человек потерялся в лесу. Не знает, куда идти. Не понимаешь, где север, где юг – стой на месте. Устал – сядь. Хочешь спать – ляг, поспи. Но только на месте. И слушай – тебя будут искать обязательно, найдут. Ходи только тут вокруг, собирай там ягодки. Кушай чего-нибудь – травку там. Всякие стебли есть толстые, всегда можно что-то погрызть. Быстро не умрешь. Поэтому …

прот. Александр Березовский: - А так пойдешь забредешь в болото…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да нет. Будешь кругами ходить. Все обычно люди ходят большими кругами с разным радиусом, зависит от ширины шага. А всегда одна нога загребает. Я просто забыл, левая или правая. 

-Поймал своих маленьких детей на просмотре порнографии в интернете. Как к этому относиться? И как поступить в этой ситуации или в похожих на нее?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, ну что значит поймал? Если наши дети имеют доступ вот к таким, как теперь их именуют, гаджеты -  то это совершенно неизбежно. Это все равно, что на полочке, где книжки стоят, учебники, поставить пакетики и на каждом на них надписать: конопля, героин, кокаин, порошок ЛСД. И как вот потом поступать? Он говорит: «Ты же принес? Ты все надписал, ты поставил». 

прот. Александр Березовский: - Но я же запретил это трогать!

прот. Дмитрий Смирнов: - Да кто тебя будет слушать –  все вот эти игрушки, я имею в виду контент -  они создаются людьми для того, чтобы это все покупали! Это делают профессионалы, ни один ребенок перед игрой или какими-то такими зрелищами не может устоять. И взрослые совсем не все. Вот, сегодня на исповеди один мне рассказывал про себя, что он, как он выразился, «лазил в интернет». Я знаю, что стоит за этим словосочетанием – «лазил». Ясно, что. А ему-то, он уже пенсионер! У него не хватает воли. Раз он говорит об этом на исповеди -  значит, он понимает, что ничего хорошего в этом нет. И он сам знает и все равно «лазит», «наведывается». Вот, а как ребенок может от этого удержаться – никак. Папа, мама под давлением детей это все приобретают и потом чего-то удивляются – какие-то «ситуации».

прот. Александр Березовский: - Но вот уже совершена эта ошибка, и уже дети залезли в интернет. А как остановить их?

прот. Дмитрий Смирнов: - Остановить очень просто – берешь этот гаджет, кладешь его на мраморный подоконник и сверху бьешь молотком. Очень наглядно – и гаджета нет, и вопрос решен … Чего тут сложного-то?

прот. Александр Березовский: - Но если семя тли уже посеяно в душе, он пойдет к другу: я говорит, гулять. И у друга возьмет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Как мне говорила одна мама девяти детей. Она говорит: «Вообще, свежий воздух вреден». Имела в виду: гулять, двор, общение с теми, кто гуляет во дворе. 

прот. Александр Березовский: - То- есть каждый ребеночек …

прот. Дмитрий Смирнов: - Мудрая женщина, окончила университет.

прот. Александр Березовский: - ...должен быть на глазах у своих родителей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Для этого семья. Сейчас, если ребенок гуляет во дворе, даже если учится в школе  -   он, скорее всего, потерян. Потому что школы все заражены этим.

прот. Александр Березовский: - Ну, к сожалению, учителя мало что могут.

прот. Дмитрий Смирнов: - Учителя ничего не могут. Может только семья. Только радикальными методами.

Всего доброго. Христос Воскресе!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+