Перейти к основному содержанию

09:14 19.07.2018

Какой была для вас как пастыря Пасха 2018 года?

15.05.2018 12:33:50

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/04/12/21-00

Елена Путинцева: Какой была для вас как пастыря Пасха 2018 года? Ведь каждый год мы по-особенному переживаем событие Воскресения Христова.

Прот. Артемий Владимиров: Все священники, наверное, отметили необыкновенное умножение молящихся в храмах не только Москвы, но и других городов. Великая Суббота – особо тихий день, я имею в виду самое начало дня, службу. Освящение куличей и пасок – это, конечно, праздничная суета, полноводие. Но главное – служба Великой Субботы, причащение (для тех, кто живет полнотой церковной жизни). «Захожан», случайных людей, утром в субботу вы не найдете. В Великую Субботу было огромное множество людей, жаждущих соединиться со Христом, с тем чтобы не просто понять умом, но и сердцем почувствовать, как Господь Своей душой снисходит во ад, озаряя его блистанием Божества.

На Страстной седмице многие батюшки принимают первую исповедь отчаявшихся людей, которым некуда больше идти, сердце которых тяготят страшные преступления. Так велика благодать этих дней, Великого Четвертка, Великой Пятницы, Великой Субботы, что пастыри среди сонма молящихся выделяют людей с глазами, исполненными внутренней боли, трагедии. И у креста и Евангелия возрождаются их бессмертные души, освобождаясь от многолетнего плена смертных тяжких грехов.

Сама Пасха, милостью Божией, в этом году была мирной и спокойной. Представьте себе, друзья, и это в наше время, когда большие скопления людей представляют собой лакомый кусочек для так называемых террористов, работающих на спецслужбы иностранных государств (никаких независимых горячих голов не бывает). И я подумал, сколько усилий требуется от наших силовых структур, чтобы Пасха прошла мирно и радостно на шестой части суши – территории России, от Баренцева моря до Калининграда. За этим стоит огромный человеческий труд и, конечно, Божий покров.

Пасха Христова – это праздник, когда священник в алтаре начинает службу таким песнопением: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня...» А дальше послушайте и поразмышляйте, как это сочетается с европейской «толерантностью», то есть с пасованием, равнодушием по отношению к воинствующему злу, к адским извращениям: «…тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся… Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». И вот на Пасху, когда вся королевская конница, вся королевская рать, то есть совокупность всех демонических сил, бежит наутек от Воскресшего Христа, гонимая палящей силой орудия нашего спасения – Крестом, всегда бывает большое напряжение. Вспомните, что именно на Пасху соединенные силы Америки и Европы цинично и безбожно, с люциферианской жестокостью, бомбили Белград и тысячами убивали мирных жителей Югославии. На прошлую Пасху выпустили томагавки на территории Сирии и ракеты, которые Трамп недавно назвал умными, прекрасными, чудесными.

Травят Скрипалей, изобретают фейковые химические атаки. На Пасху диавол хочет взять реванш, пользуясь услугами тех, кто в силу чувства собственной исключительности и непомерной гордыни считает славянские и арабские народы этническими отбросами. И вот русские дружно, как всегда, грудь к груди, щит к щиту, выставили заслон в маленькой стране Сирии. Наши генералы, ответственные лица в Министерстве обороны, сказали: «Имейте в виду, последствия для вас даже за один выстрел будут тяжелыми, предсказуемо тяжелыми. И не только ваши томагавки, но и их носители будут уничтожены». После этого заявления мы слышим: «Давайте дружить, Владимир Владимирович, приезжайте к нам. Это Обама виноват. Да я вообще не говорил, что скоро будет нанесен удар. Может быть, и нескоро. А может быть, и вообще не будет нанесен».

И как некогда выдвинулся резервный полк на Куликовом поле, как некогда наши ратники стояли со своими сыновьями на Бородинском поле, как совершалось стояние на реке Угре, где решался вопрос: «Быть или не быть?», так и сегодня мы испытали сильное напряжение, когда никто не знал, разразится всемирная война или нет. В этом противостоянии, милостью Божией, побеждает христолюбивое воинство. «Танки наши быстры», «мы впереди планеты всей» не только в области балета, но и ракетостроения, а самое главное – наш дух, как сказал Президент: «Техника, оружие, даже самое современное, рано или поздно появится в других армиях мира. Главное – в другом. Таких людей, таких офицеров, как наш летчик гвардии майор Роман Филиппов, у них не будет никогда!»

И в этом, дорогие друзья, наша Пасха. Пасха победоносная, Пасха красная, Пасха, «двери райския нам отверзающая». Мне вспоминается, как Максим Трошин, безвременно ушедший русский бард, пел своим юношеским, почти детским голосом: «За Россию-мать сладко помирать». Сегодня наши воины победоносно разоружают бандитские конклавы, Дамаск вне опасности, осталось только прекратить обстрелы Донбасса, Донецка и Луганска.

Будем надеяться, что на всех фронтах – и не только сирийском, но и в области Минского процесса договоренностей, Россия сумеет благодаря терпению, выдержке, силой не только физической, но и моральной, духовной, победить тех, кто не желает мира. А Воскресший Спаситель Своею благодатию воздаст в вечной жизни тем, кто «положил живот за други своя» на полях сражений, в окопах, на блокпостах Донбасса. Да укрепит и защитит Он от шальной пули, а главное, от провокаций наших доблестных защитников! Помолимся, чтобы мы выстояли перед вызовами темных сил, а Пасха Христова, длящаяся 40 дней, отзывалась в наших сердцах сокровенной молитвой и братской любовью. 

Елена Путинцева: Дай-то Бог!

Вопрос радиослушателя: Я хотела бы причаститься на Светлой Седмице, нужно ли читать Последование ко Святому Причащению или достаточно только канон Пасхи с Часами прочесть?

Прот. Артемий Владимиров: Если вы по пути в храм прочитаете канон ко Причастию (а это занимает четыре с половиной минуты) и несколько молитв ко Причащению, то будет прекрасно.

Я радуюсь, дорогие друзья, что сейчас народ наконец-то почувствовал, как мы можем воздать достойную благодарность Спасителю, претерпевшему страшные муки: оплевание, заушение, Крест, убиение. Как мы можем отблагодарить Господа, Который подъял на себя все виды страданий, чтобы вдохнуть в нас эликсир вечной жизни? Неужели только обмениваться крашеными яйцами и вкушать куличи? Это неплохо. Прекрасно оглашать пространство пасхальными приветствиями: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Но сокровенное служение Богу, полнота общения с Творцом на Светлой седмице совершается конечно же через личное и соборное участие в Евхаристии, вкушении Пасхального Агнца, принятие Пречистого Тела и Крови Спасителя с покаянием, верой и любовью. Для чего Спаситель страдал? Чтобы ты на Светлой седмице отворачивался от Святой Чаши, в то время как поется причастный стих при отверстых Царских вратах: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите»? Батюшка выходит с Чашей, наполненной Божественной Снедью, обожающей, освящающей, дарующей бессмертие человеку, а ты говоришь: «Нет, я вчера съел пол-яичка. Я отведал буженинки». Это не запрещено уставом Церкви: на Светлой седмице поста нет. Переедать, пресыщаться не нужно, но самое главное – сохранять духовную алчбу и жажду. Об этом говорит Спаситель в Нагорной проповеди: Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся (Мф. 5, 6). Чем насытятся? Святой Евхаристией. Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33,9).

И не должно батюшке выстраивать ежей и минных заграждений прихожанам, говоря по советской старинке: «Раз ты постился – ты нарушаешь устав. Нельзя поститься! А раз ты не постился, как я могу тебя причащать?» Что за школярство? Что за чиновничий формализм? Что за высушенное и искаженное псевдоправославие? Постившиеся и непостившиеся, в третий и в единонадесятый час пришедшие, вкусите пира веры! Да никто не изыдет алчущий! «Воскресе  Христос, и падоша демоны». «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» Святой Иоанн Златоуст собирает, а мы, батюшки, как какие-то адские жандармы (прости меня, Господи), не пускаем народ на Светлой седмице приобщаться. «Что вы пришли? Исповедь? Исповедоваться нужно было Великим постом, а сейчас время есть, пить и спать. Приходите после Красной горки». Я утрирую, конечно. Священники сегодня рады обилию народа на Светлой седмице. Вот у нас сегодня причащалось около 120 человек. И батюшка вышел на исповедь. Как отрадно было преподавать народу Святыню! Какие улыбки, какие сияющие лица – крылья за спиной вырастают!..

Телефонный звонок: Как мне быть? У меня работа: сутки – трое. Я не собираюсь бросать этот режим: он меня устраивает. Нужно ли мне каяться, если работа на воскресенье выпадает?

Прот. Артемий Владимиров: Дорогой мой, мы за вас помолимся, чтобы Боженька даровал вам силы. Я не понял, в чем вам каяться? За скользящий график? Но здесь вы себе не хозяйка. Дружба дружбой, служба службой.  Есть дежурства в реанимации, есть дежурства в милицейском участке, есть дежурства на оборонном производстве. Если все будут отдыхать, кто будет в мартеновских печах сталь лить, то будет стоять на рубежах Отечества, кто будет шпионов вылавливать, беспилотники сажать?..    

Елена Путинцева: Вернемся, батюшка, к нашей праздничной теме. В Светлый Вторник Святейший Патриарх служил в Троице-Сергиевой Лавре, и в своей проповеди он размышлял о том, какими глубокими духовными смыслами наполнен праздник Воскресения Христова. Через эти смыслы, сказал Патриарх,  мы постигаем Божественное присутствие в жизни человека, в жизни народа и в человеческой истории. А о причащении на Пасху Святейший Патриарх сказал, что причащаться нужно как можно чаще, и в том числе на Пасху, ибо через это мы ощущаем Божественное присутствие в нашей жизни и укрепляемся в вере.

Прот. Артемий Владимиров: Святейший Патриарх  говорит так, как он живет. И многие священнослужители, епископы  ежедневно служат на Светлой седмице. «Причащаться нужно часто, но и с благоговением», –  добавил Патриарх.    А самое главное – сохранить Святыню. Мало причаститься, важно не забыть через два часа, где ты был, что вкушал, и осознавать, что Сам Господь – Царь Небесный и земной – таинственно почивает в твоем сердце. Господь, живый и действующий, исполняет на причастнике Свое чудное слово: Вселюся в них и буду ходить в них [действовать через них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 15).

Вот почему Святейший Патриарх говорит об опытном богопознании и богообщении через участие в святой Евхаристии. От того так и светла Пасха, так она красна и прекрасна, оттого мы и приобщаемся нравственной свободе, что диавол сдает свои позиции. Но он никогда не поручнеет, ибо он есть дух отрицания и разрушения, и только силой благодати можно его сковать, низринуть в преисподнюю, связать по рукам и ногам. Собственно, Господь это уже сделал. А нам важно не расслабляться и добровольно не переходить на сторону гнусных бесов, то есть жить чисто, честно, благородно. А главное, соединять любовь со смирением, чтобы не превозноситься и не быть человеком холодным по сердцу.  

Телефонный звонок: Как объяснить, что некоторые батюшки говорят, что Православная Пасха это не только схождение Благодатного Огня, вернее, не столько. Как можно принижать Божественное чудо? На чью мельницу они льют воду?..

Прот. Артемий Владимиров: Пасха – в Христовом Воскресении, Пасха – в Святом причащении. Эти батюшки, очевидно, говорят о том, что мало быть свидетелем чуда схождения Благодатного Огня, нужно еще приступать к Святой Чаше.

Те, кто бывали в Иерусалиме в Великую Субботу, видели, как свечи сами собой  зажигались у них в руках, всполохи Божественного Огня наполняли все пространство под куполом, и вспышками фотоаппаратов это не назовешь. Гроб Господень тогда покрывается росой, миром.

К сожалению, скептики, пользуясь виртуальными средствами, свое маловерие распространяют по всей вселенной. Но подобное «исповедание» вызывает только горечь и, конечно, возмущение. Зачем свои гнилые убеждения выкладывать в социальных сетях и расписываться в собственном бескрылом мироощущении? Зачем вводить людей в соблазн?

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса… (Ф. И. Тютчев)

В этом смысле, хоть я и не был в Великую Субботу в Иерусалиме, но всем сердцем верую, чувствую и знаю, что Благодатный Огонь зажигается не от зажигалочки. Поднеси, скептик, к своей бороде зажигалку, постой пять секунд, а потом умойся этим огнем…

Все видели, как умываются люди Благодатным Огнем в течение первых 15 минут после его схождения. Нет,  православных, почитающих Святое Предание, не проведешь. Предание – это то, во что верили все, всегда и везде. И несомненно, что это замечательное явление – схождение Божественного Огня – относится к Откровению Божиему. Не зря посмотреть на это чудо едут и католики, и мусульмане, и еврейские полицейские не зря там стоят – тайно крестятся.

Телефонный звонок: Как верить в чудо, если сейчас мы знаем много фактов и научных открытий, которые подтверждают те вещи, о которых Православие говорит еще издавна. Я не могу поверить в Благодатный Огонь, потому что не могу понять, каким образом он возникает. Это касается и евангельских событий …

Прот. Артемий Владимиров: А вы съездите в Великую Субботу в 2019 году в Иерусалим и тогда позвоните на  радиостанцию Радонеж – мы вас послушаем. Я вот сколько ни видел людей, приезжавших со Святой Земли, посетивших храм Воскресения Христова, Вифлеем, окунувшихся во Иордане, все они приезжают преображенными, освященными. Ведь главное чудо – это наш Господь Иисус Христос, Который нас видит, слышит и любит, простирает Свои объятия со Креста. Разве это не чудо? Распятая и Воскресшая Любовь, которая сильнее всех зол, бед, несчастий и болезней. Ведь чудо в том, что Отец Небесный пришел в этот мир, преклонив Небеса, облекся в человеческое естество, распялся вместо нас на Кресте, победил смерть, очистил нас от страстей и вдохнул в нас Божественную благодать.

Апостол Павел говорит: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 15, 1). Ну не были вы в Иерусалиме, не видели этого чуда. Вы же не будете проповедовать, что Благодатный Огонь – это вымысел. Это было бы просто наглым невежеством. Молчи и держи свою немощь при себе!..

Но искра Божия сияет в вас. Я услышал ваш голос, который похож на серебристый колокольчик, ручеек, и мне представился образ целомудренной девушки дворянского происхождения, улыбчивой, симпатичной. Ну разве не чудо, что в XXI столетии, у нас есть такие слушательницы: интеллигентные, воспитанные, владеющие русским языком, прекрасно выражающие свою мысль в слове!..

Вы говорите: научные открытия подтверждают многие православные истины. Научные открытия говорят о чем? О том, что этот мир сотворен бесконечно красиво и премудро. И чем больше вникаешь в эмпирику, чем больше изучаешь законы движения тел, макромир, микромир, тем больше открывается нам чудных дел.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг… (А. С. Пушкин).

Но не будем путать число авогадро, закон Бойля-Мариотта и святую литургию, чудо из чудес – преложение вина и хлеба в Плоть и Кровь Христовы. При чем тут законы физики, круговорот воды в природе и прочее, и прочее? Когда священник выносит Святую Чашу и раздает по видимости хлеб и вино, христианин с покаянием и любовью принимает эту Святыню, веря, что Сам Господь неизреченно с ним соединяется, – и какая метаморфоза происходит: мысль становится светлой, чистой, ни одного грязного помысла даже близко подойти к человеку не может. «И верится, и плачется, И так легко, легко», даже тело легче становится, хочется улыбаться и кричать всему миру: «Люди, остановитесь, куда вы спешите? В Ашаны и Леруа Мерлены? Зайдите в Божий храм – здесь благодать, здесь милость!»

Христос воскресе! До новых встреч!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+