Перейти к основному содержанию

09:13 19.07.2018

Писатели-пророки о грядущей смуте и возрождении России

28.04.2018 11:36:42

Настоящее потрясение испытываешь, читая пророческие строки в произведениях классиков - Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского. Удивительным образом их гений прозревал страшную катастрофу, ожидающую нашу Родину, её жертвенную роль для вразумления Европы, и отпадение самой европейской цивилизации от Бога, от христианства. И почитаем внимательней, какая же судьба ждёт Европу вследствие её секуляризации?

 Читателям предлагается беседа директора радиостанции «Радонеж» Николая Бульчука с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

В.К. -  Господь дал нашим православным поэтам и писателям пророческий дар. Все, о чем они говорили и писали – исполнилось буквально дословно. Почему? Когда я сподобился быть на Афоне, в  обители Иверон, настоятелем там был отец Василий. Он хорошо говорил по-русски. И мне как-то сказал: Достоевский – это один из наших славянских пророков. Пророки были в каждом народе. Пророки - это люди, творящие угодное Богу; это Ему приятели, так сказать. Состояние современных людей можно представить по тому, как  в свое время говорили о своих современниках  люди, наделенные даром пророчества.

По сути, все проблемы, которые существуют в обществе, связаны с одним моментом – грехом. История человечества, ее квинтэссенция  собрана в Библии.  В этой священной Книге записана история израильского народа. Его пророки вместили в себя все, что касается человечества. Это происходит или происходило  в  разных народах. Все проблемы, которые возникают в  наше время,    показывают, что человечество едино. Нас пытаются на национальности разделить, на государства – но это деление условное. В любом народе есть  святые люди,  есть иуды – все это есть.

Проблемы общества во все времена одни и те же. И в былые годы, и в наши дни  нас волнует проблема молодежи. И по этому поводу вспоминается изречение древнего философа:  «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами». Если задуматься, то все подходит к нашему времени. Но это высказывание  принадлежит Сократу! Это 400 лет до Рождества Христова. Второе высказывание: «Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны. Если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в руки бразды правления….Эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». А это мнение высказал поэт Гесиод за 720 лет до Рождества Христова.

Третье высказывание  принадлежит политику: «Наша молодежь растленна до глубины души. Она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Сегодняшнее молодое поколение не сможет сохранить нашу культуру». (От культуры, действительно, мало что осталось). Это была надпись на глиняном горшке во времена Древнего Вавилона, 3000 лет тому назад. Четвертое высказывание: «Наш мир достиг последней стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видно, конец мира уже недалек». Это написал египетский жрец в свитке папируса, за 4000 лет до Рождества Христова.

Так что все эти проблемы не новы, это всегда было. И надо говорить о том, как есть. В частности, например,  в  наше время  стала законодателем Европа. Законодательство европейских стран опирается на Римское право. Конечно, был Древний мир.  Китай, Индия, Египет, Япония – это своеобразные культуры. Но сейчас все диктует Европа.

Тот переворот, что у нас произошел, случился не на пустом месте. Вспомните, чему нас учили с вами. Как мы набирались революционных идей: сначала были декабристы, потом они разбудили Герцена, Герцен разбудил еще кого-то. И начали. Проснулись – и натворили. Оказывается, еще М.Ю. Лермонтов предсказал  в 1830 г.: «Настанет год, России черный год./ Когда царей корона упадет./ Забудет чернь к ним прежнюю любовь. /И пищей многих будет смерть и кровь. /Когда детей, когда невинных жен/Низвергнутый не защитит закон./ Когда чума от смрадных, мертвых тел / Начнет бродить среди печальных сел./Чтобы платком из хижин вызывать./И станет глад сей бедный край терзать./ И зарево окрасит волны рек./ В тот день явится мощный человек./И ты его узнаешь и поймешь,/Зачем в его руке булатный нож./И горе для тебя -  твой плач, твой стон/ Ему тогда покажется смешон./И будет все ужасно, мрачно в нем/ Как плащ его с возвышенным челом»./

Довольно наглядно  показано  все, что происходило - 1812 год, прошедший, напомнит это переживание Лермонтова в 1830 году. И мне вспомнилось стихотворение А.С. Пушкина 1), какого года – не знаю, но звучит оно современно, как будто вчера написано:

«Животный удаляя страх,

Времен 12-го года,

Европа пляшет на костях

Ей ненавистного народа.

И грозный бритт, и грузный швед,

И галл, презрительно лукавый

Плюют остервенело вслед

Его тысячелетней славы.

И смуты новые кипят,

За ним, попрятавшись блудливо,

Поляк спесивый, лит иль лат,

Эстонец - пасынок залива,

Хохол с натуги ворот рвет,              

За ляхом тянется к европам,

Спеша за шнапс и бутерброд

 Служить в неметчине холопом.

И мир вокруг по швам трещит,

И шрамы набухают кровью,
А мы как прежде держим щит,

Пустому вопреки злословью.

Умолкни, лживая молва!

Пускай узнают поименно:

Россия все еще жива,

Не пали отчие знамена!  

  1. Данное стихотворение написал не Пушкин, а наш современник Владимир Веров, в подражание великому поэту. Оно датируется 2004 г.  Автор подхватывает тему и название известного произведения А.С. Пушкина  «Клеветникам России» - прим. ред.

 Эти стихотворения -  пророческие. Они говорят не только о том, что происходит сейчас в мире. Преподобный Иустин Попович – это уже ближе к нашему времени – четко разобрал европейскую философию, когда вместо Бога  стали ставить человека. Чем отличается т.наз. культура новая от древней? Православной, прежде всего? У нас – Богочеловечество, а у них – человекобожество. Преподобный Иустин ясно судит о духовном состоянии современного человечества. По его словам, человек велик только Богом – это лозунг Богочеловеческой культуры. Человек без Бога есть не более, чем 70 килограммов кровавого брения. Ведь что такое люди без Бога? Гробы в могиле по исходе жизни. Европейский человек приговорил и Бога, и душу. Но, тем самым, не осудил ли он и самого себя на смерть, после которой нет воскресенья? Кстати, то  же, что Иустин Попович, сказал когда-то Данте, и сказал довольно резко: «Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить, что после этой жизни не будет другой». Ему вторил мягко, но лаконично Гете:  «Кто не верит в будущую жизнь – мертв и для этой». Жизнь, после которой нет воскресенья – это печальный результат отступления от Бога. Сведите точно и бесстрастно баланс европейской философии, политики, науки, культуры, цивилизации. Вы обнаружите, что в европейском человеке они убили Бога и бессмертие души, о чем говорил еще Данте.

 Если серьезно взглянуть на всю драму человеческой истории, то можно увидеть, что убийство всегда заканчивается самоубийством. Вспомните  Иуду. Сначала он убил Бога, затем уничтожил себя. В этом неумолимый закон, царствующий над хроникой бытия нашей планеты.

Здание европейской культуры, построенное без Христа, должно разрушиться очень быстро, должно пасть. Это предвидел Достоевский за сто лет до нашего времени. А также печальный Гоголь более века тому назад. На наших глазах сбываются эти предсказания славянских пророков. «Десять десятилетий строится европейская гигантская башня. Вот, пришла наша участь лицезреть эту жуткую картину. Мы видим, что построен огромный нуль. Наступило общее замешательство.  Один человек не понимает другого, душа не разумеет душу, один народ утратил здравое отношение к другому – не нужно далеко ходить, кстати. Восстал человек на человека, царство на царство, народ на народ, континент на континент». Не пророческие ли это слова?

Европейский человек поднялся на головокружительную высоту, ставшую для него роковой. На вершину своей вавилонской башни он возвел сверхчеловека, хотел завершить им свое здание. Но сверхчеловек сошел с ума и перед самой вершиной сорвался с башни. Вслед за ним стала разваливаться и крошиться в войнах и революциях и сама башня. Можно лишиться рассудка перед лицом финала своей культуры. Убийце надлежало стать самоубийцей. «Воля к власти» сменилась «волей к ночи». Ночь беспросветная легла на Европу. Рушатся европейские идолы, недалек тот день, когда не останется камня на камне от западной культуры, строящей города, разрушающей души, обожествляющей тварь, отвергший Творца.

Русский мыслитель Герцен, долго живший в Европе и влюбленный в нее, на закате жизни сто лет тому назад  все-таки написал: «Достаточно долго изучали мы червоточный организм Европы. Во всех слоях всюду мы видим признаки смерти. Европа приближается к страшной катастрофе. Политические революции рушатся под тяжестью своей немощи, они свершили великие дела, но не выполнили своей задачи. Разрушили веру, но не осуществили свободы. Зажгли в сердцах желания, которым не суждено было сбыться. Я первый бледнею и страшусь грядущей ночи. Прощай, умирающий мир, прощай, Европа!»

Пусто небо, на нем нет Бога. Пуста земля, нет на ней бессмертной души. Кризис культуры, которая  всех своих рабов превратила в мертвецов и стала сама кладбищем. «Я хочу ехать в Европу, - говорил Достоевский, - знаю, что еду на кладбище». До Первой мировой войны гибель Европы предчувствовали только печальные славянские провинции. После нее замечают и европейцы.

Самым смелым из них был Шпенглер, потрясший мир своей книгой «Закат Европы». В ней он всеми средствами, которые ему предоставили в его распоряжение наука, философия, политика, техника, искусство, религия показывает, что Запад клонится к упадку и близок к гибели. Со времен Первой мировой войны Европа испускает предсмертный хрип. Западная или фаустовская культура, зародившаяся, по Шпенглеру, в X веке по Рождестве Христовом, тлеет и разлагается, дабы окончательно погибнуть в конце XXII века. Вслед за европейской культурой, пишет Шпенглер, идет культура Достоевского, культура Православия. Влюбленность европейского человека в себя – это та могила, из которой он не хочет, а потом и не может воскреснуть.

 Любовь к собственному разуму -  вот та роковая страсть, которая  опускает в могилу человечество. Единственное спасение от этого– Христос, утверждает Гоголь. Но мир, усыпанный мириадами блесток, отвлекающих его помыслы в разные стороны, не имеет силы для непосредственной встречи с Христом. Европейский человек обанкротился перед основной проблемой жизни. Православный же Богочеловек  разрешил все до единой. Европейский человек решил проблему жизни нигилизмом, Богочеловек – вечной жизнью. У еврейско-дарвинистско-фаустовского человека главное в жизни - самосохранение, у человека Христова – самопожертвование. Первый жертвует другими ради себя, второй - жертвует собой ради других. Европейский человек так и не разрешил злополучный вопрос о смерти, Богочеловек разрешил его Воскресением – это слова Иустина Поповича. Между прочим, то, что происходит на самом деле  - оно так и есть, потому что по сути своей, без Бога невозможно представить все. Потому что, когда человек, отвергая Бога, сам выбирает свой пол и еще что-то – тут  происходит самоубийство человечества. Отвергая Бога, отрицая семью, человек – и человечество, как Иуда, совершает самоубийство.

Н.Б. - Это страшные слова и страшные пророчества, отец Валериан.  Но какая-то милость Божия или кара Божия, как многие воспринимают это сегодня, постигла Россию, а не Европу, в ХХ веке. И святитель Николай Сербский (Велемирович), который, кстати говоря, очень любил Европу и считал  ее достойной дочерью Христа, он всячески искал оправдывающие обстоятельства, чтобы восстановить Европу в христианских правах. Все-таки Европа не претерпела такого колоссального разрушения и колоссальной трагедии, колоссальных гонений, как приняла на себя Россия в ХХ веке.

Почему именно Россия? Россия, таким образом, спасла Европу от этого удара богоборчества, приняв на себя основное его жало? Или же здесь сокрыта какая-то другая воля Божия?

В.К.- Нет, вы правильно сказали, это и есть миссия России – показать, к чему это приводит. В сущности, существование греха в мире попущено Богом, чтобы человек видел, куда это все заводит. В результате возникают интересы плотского характера. Это все кажется невинным – ну, что такого особенного? А в результате что получилось? Куда все привело? Содом и Гоморра – тому примеры.

Это, собственно, что говорил Исайя-пророк: Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, сладкое – горьким, а горькое сладким…». Когда отвергают Творца, Божью волю. Получается соответствующий результат. Отвергают сначала, потом начинают уравнивать Божью волю и свою, а потом  - презирать то, с чем уравнивали. Печальная картина современного человечества - в том, что, отвергнув Божественные принципы, люди стали создавать что-то свое новое.

Недавно прославленный, уже в наше время, святой Серафим Соболев в своих проповедях замечал с сокрушением: «Есть многие современные так называемые православные люди, которые во Христа веруют, а бытие дьявола отрицают». Если не существуют дьявол и злые духи, так почему же Евангелие так много повествует об изгнании Христом бесов из людей? Апостол Иоанн Богослов в своем I Послании заявляет: «Сего ради явился Сын Божий, да разрушит дела дьявола». Таким образом, отрицая бытие дьявола, мы отрицаем основной догмат нашей веры – о пришествии в мир Сына Божия, искуплении и спасении нас от дьявола. Появление в мире Христа тогда становится излишним.

В «Символе веры» мы исповедуем догматическую истину о Церкви. Но многие из православных христиан не признают этот догмат, утверждая, что не в одной православной церкви можно спастись, но и в церкви  католической, и лютеранской, и всяком сектантском обществе. Так называемые «православные христиане»  не хотят знать, что возрождающая благодать Святаго Духа, получаемая нами в крещении и таинстве миропомазания, действует единственно только в православной церкви.  Так как в Ноевом ковчеге во время потопа могли спастись только те, кто находился в нем. И в этом прообразе православной церкви, и только в ней, нигде более, мы получаем спасение.

В Русской церкви, к несчастью, появились такие «богословы», которые утверждают, что  догматы Православной Церкви, как и всякая наука, должны подлежать изменению, уничтожению и замене новыми формулировками.

Но ведь в своей сущности наши догматы являются словами Христа. Они, как свидетельствуют православные послания восточных патриархов, взяты из Евангелия. Следовательно, говорить, что наши догматы подлежат развитию – значит, утверждать, что слова Христа, слова евангельские, подлежат изменению. Таким образом, здесь не только стремление уничтожить догматы православной церкви, но и кощунство, призывающее изменить слова Бога, как нечто, подлежащее развитию. Господь же сказал: «Небо и земля  мимо идут».

Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм, с его стремлением созвать Восьмой Вселенский собор. Спрашивается, для чего модернисты хотят  его созвать? Для того, чтобы ввести женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, уничтожить монашество, отменить посты и праздники.

Модернисты и «живоцерковники» много зла причинили Русской православной церкви. Те и другие были виновниками великих церковных смут,  разных бедствий в России. Какую гибель они готовили Русской церкви, видно из того, что  они подрывали ее основу -  святые каноны. Как те, так и другие хотели уничтожить то, что было принято на семи вселенских соборах, то, что было установлено святыми отцами, Самим Богом Духом Святым.

Установления этих соборов начинались апостольскими словами: «Изволися Духу Святому и нам». Сохранение нами православной веры, церковного учения, чуждого всякой ереси, всякого модернизма есть источник всех неизреченных милостей Божьих. А что значит блюсти православную веру? По учению святого Иоанна Рыльского - иметь смирение  перед нашей православной церковью, которая есть средство нашего спасения, обретенное нами от Бога. Всех благ временных и вечных. Серафим Соболев». Цитирую его по его книге  «Проповеди», которую я получил, будучи недавно в Болгарии.

Н.Б.-А недавно мы вспоминали 140-летие освобождения Болгарии от османского ига.  Было удивительное событие, когда Патриарх Кирилл был вынужден напомнить болгарам, нашим братьям недавним,  ту роль, которую сыграла Россия в освобождении Болгарии. Сегодня современные политики забывают даже это. Хотя, казалось бы, близкий нам народ, и мы так связаны с Болгарией, православная страна. В их глазах Россия – страна-изгой. Во имя толерантности  нынешняя Болгария забывает даже братьев.

В.К.- А это неудивительно. Иустин Попович говорил: «Когда начинается разделение - народ народ не поминает». Я был в Грузии. Присутствовал на трапезе, называется «Супра», и тамада провозгласил тост: «За неразделимое единство России и Грузии! Церкви наши едины, и мы неразделимы. А эти вверху пусть решают. Это не решение народа». Сам Спаситель был распят не по решению народа, а по решению какой-то кучки избравших этот путь. А как это будет -  в свое время, когда христианам стали запрещать проповедовать Евангелие,  учитель апостола Павла Гамалиил сказал: «Были предводители - и их не стало, и их все забыли. Поэтому если это божеское – оно останется, а если человеческое -  забудется». Так вот и у нас. Многие восставали против Церкви. А она есть. Вот, Киевская Русь – казалось бы, они наши братья, но там не все так просто. Но это уже так во всем мире.

Н.Б.- «Надлежит прийти соблазнам, но горе тому, через кого  соблазны приходят», - сказал Спаситель.  Батюшка, в этом году Пасха наступила после Великой Субботы, когда был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как совместить в понимании эти два таких  события?

В.К.- Благовещение находится между крестом и воскресением. Господь так показывает, что Благая весть – воскресение, но путь к ней – через крест. Симеон сказал Богородице, когда Она принесла в храм Младенца Христа: «И Тебе Самой  душу пронзит оружие». У первохристиан Пасха была в Великую Пятницу, ее потом отделили.

Посреди Великого поста – Крестопоклонная неделя. И после креста пошла проповедь. Ни один из предводителей мировых религий не отдал себя на  смерть. Если бы не было воскресения – как бы это было? Как Распятый и Погребенный смог  бы проповедовать всему миру? Не сразу таким мощным шествием проповедь пошла, а поначалу тайно, как в земле корни прорастают.

Подвиг Матери Божией непостижим. Рождается Младенец, Она сначала бежит от Ирода. Потом ополчаются все против Спасителя, Она слышит это. Его распинают на Ее глазах, Она умирает.  «Плач Пресвятой Богородицы» невозможно читать без слез.

Н.Б.- Если мы вспомним канон святого Симеона Логофета на плач Пресвятыя Богородицы – кстати, всем советую обратить внимание– то последний его куплет приоткрывает тайну. Потому что Богородица как человек не понимала до конца откровения Спасителя.  Она знала, что Господь воскреснет. Но когда Ее сердце пронзило оружие, во время Распятия – то Сам Господь словами песнописца обратился к Ней: «Како утаися от Тебя эта тайна?» И потом: «Воскресну, Тебя возвеличу  и прославлю». И эти песнопения:  «Да молчит всякая плоть» и «Архангельский глас вопием» - это что-то необыкновенное. 

В.К.- Мое детство прошло в храме Благовещения… Какие мы счастливые, говорил отец Николай Гурьянов, что мы православные люди, что можем молиться в православном храме!  Мне вспоминаются митрополита Трифона Туркестанова – они выгравированы на его могиле: «Любите, дети, храм Божий. Это небо на земле». Наша здесь миссия – это богослужение. Служим мы Богу или ближнему - будем совершать наше служение с любовью.

Н.Б. -Хочу поздравить Вас, отец Валериан, с Вашим славным юбилеем, 80- летием. Вот, я беседую с Вами – я вспоминаю и Симеона Богоприимца, и многих святых людей. Я счастлив тем, что могу приобщать и слушателей к нашему разговору.

В.К.- Помощи Божией вам всем.  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+