Перейти к основному содержанию

19:58 19.08.2018

Почему такие долгие службы, особенно в пост? Ведь даже два с половиной часа выстоять тяжело. И голова не может все вместить. Полтора часа – было бы оптимально и для ног и для головы.

19.04.2018 12:06:26

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/03/24/21-00.html

прот. Александр Березовский: - Хочу начать с такого вопроса: а что символизирует крест Христов? Каким образом орудие пыток, на котором пострадал Господь, стало символом Церкви Христовой?

прот. Дмитрий Смирнов: - Каким образом? Это не символ. Это – реально животворящее древо креста Господня, которое способно по молитве человека творить чудеса. Или даже без молитвы. Вот, мы вот уже в течение этой недели празднуем, начиная со стояния Марии Египетской, ее память. C нею произошло чудо. Она хотела в праздник в храме подойти приложиться ко кресту Господню - а неведомая сила благодати Божией ее в храм не пустила. Это чудо перевернуло всю ее жизнь, и она поднялась от греха к святости. Мы ее прославляем не одну сотню лет. Поэтому и в кресте прославляем не орудие казни, а орудие нашего спасения. 

прот. Александр Березовский: - Орудие победы.

прот. Дмитрий Смирнов: - И победы, конечно. Просто обычно такие вопросы люди задают, которые  ничего не понимают и ничего не читали. Ну, хотя бы прочитали службу Кресту.

прот. Александр Березовский: - Да. И людей смущает то, что мы к нему обращаемся, как к живому.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: -А  как древо Господне стало живым?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, чисто практически. Когда Царица Елена прибыла в Святую Землю в поисках креста, то были обретены крест Господень и крест двух разбойников. Мимо шла похоронная процессия. Все кресты приложили к усопшему. Когда возложили крест Христов -  усопший воскрес.

прот. Александр Березовский: - То есть Господь сразу явил эту силу.

прот. Дмитрий Смирнов: - И показал, что Ему угодно,  чтобы люди почитали крест Господень. Потому что крест – это как бы указатель. Он символизирует то смирение, которое явил Господь в Своем подвиге вочеловечивания. Будучи Богом, преклонил небеса и сошел на землю, родился от девы Марии. Родился не в доме даже или в больнице – родился в пещере, где был загон для скота. То есть Он унизил Себя ниже даже всякого простолюдина. Указал путь смирения через крест. Поэтому крест  - это орудие нашего спасения. И пусть наши слушатели запомнят этот стишок на всю жизнь: Без смиренья нет спасенья. Это человек усвоит умом сначала, а потом сердцем, ну, сначала верой. Потом практически освоит, что такое духовная нищета, и тогда спасение будет недалече от него.

Читал, что одной из причин грехопадения человека была гордость житейская. Ева увидела, что плод дает знания и съела его. Наши атеисты вывели целую гипотезу. Если причиной грехопадения явилась человеческая тяга к знаниям, то христианство против науки. Что им можно ответить, как отличить гордость житейскую от вполне похвальной тяги к знаниям, учености?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да не надо им ничего отвечать. У них вовсе нет задачи узнать истину.

прот. Александр Березовский: - Есть желание поспорить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. У каждого атеиста, когда он окажется в морге -  душа прозреет. Так что надо подождать, пока перенесут тело в морг. И все. Спорить –совершенно бесплодно. Есть такая религия – атеизм. Она невозможна без Бога…

прот. Александр Березовский: - Потому что она отрицает Его.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Но она Его отрицает, и что спрашивать? Ну, Бога нет - так  успокойся. Живи мирно, иди на работу, тянись к своим знаниям. И оставь всех в покое.

прот. Александр Березовский: - Но вот этого, к сожалению, не происходит.

прот. Дмитрий Смирнов: - В том-то и дело.

прот. Александр Березовский: - То есть люди спорят на тему, существование которой сами отрицают.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Ну, оно изначально, это противоречие. Но непонятно….

прот. Дмитрий Смирнов: - Я уж не знаю противоречие тут или что…. Ну, совершенно бесполезное дело.

прот. Александр Березовский: - А если человек вопрошает, как ему отвечать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Если человек вопрошает, он хочет узнать об истине, мы имеем возможность дать отчет о нашем уповании. Но если вопрос содержит желание уловить и поспорить – это ни к чему хорошему не приведет.

прот. Александр Березовский: - То- есть, в этом споре доказать не удастся?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да в споре вообще ничего нельзя доказать.

прот. Александр Березовский: - Но это любимая форма как-то утверждения своего мнения. Люди постоянно спорят.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да пусть люди остаются со своими дурацкими мнениями. Как можно? Если человек утвердился в своем дурацком мнении, то, конечно, по гордости своей, потому что атеист не знает смирения. Каждый атеист горд. Это же атеисты придумали: Человек – это звучит гордо. Особенно, если он дурак. Причем обычно дурак невежливый и очень раздражительный. А порой даже готов убить. Атеисты сколько людей верующих поубивали? Миллионы.

прот. Александр Березовский: - Только потому, что их вера других раздражала.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Ну, это аргумент.

прот. Дмитрий Смирнов: - Они очень раздражительные, атеисты.

- Батюшка, подскажите, для чего в жизни то или иное испытание нам дается? Как именно это следует понимать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Каждое испытание дается для того, чтобы мы это испытание прошли. Каждое испытание – это экзамен в переводе на латынь. Господь нам дает экзамен, чтобы мы сами для себя поняли, чему мы научились от родителей, у самой жизни, из тех обстоятельств, которые мы уже прошли, из тех экзаменов, которые мы сдали или завалили, и, наконец, из книг, особенно  - из Священного Писания.

прот. Александр Березовский: - Чтоб человек не очень превозносил себя в том, что он знает…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, ну, как человек может, если у него все в порядке, превозносить самого себя? Ведь когда любой человек видит другого человека, который превозносит сам себя -  это же противно выглядит.  

прот. Александр Березовский: - Желание учить, не есть ли превозношение одного над другим?

прот. Дмитрий Смирнов: - Желание учить – это есть свидетельство того, что превозношение у него внутри есть. Особенно, когда не спрашивают. Вообще как трудно молчать, когда тебя не спрашивают!  Человек может в себе и не видеть этого превозношения. Потом - все христианские нравственные ценности   для большинства людей абсолютно чужды. 

прот. Александр Березовский: - Но сейчас вообще о них стали говорить больше, цитировать Священное Писание. Говорить о моральных заповедях.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да не каких-то, а исходящих из самой высшей инстанции. Но говорить – это же не делать!

прот. Александр Березовский: - Делать труднее, чем говорить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, вот это и ценность. Что толку, если мы будем рассуждать о музыке? Другое дело -  взять и что-нибудь такое сочинить. Какой-нибудь концерт для фортепиано.

Что делать молодому поколению, которое не знает как жить правильно? А впитывает только разврат и негатив современного общества, не хочет идти в храм?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ничего не делать. Пропадать с музыкой, которая в ушах постоянно через наушники звучит. А что тут? Единственный островок, причем островок движущийся, его можно сравнить с кораблем, который движется в сторону спасения по житейскому морю – это Церковь. Не хочешь –не надо. Нежелание идти в Церковь – это есть нежелание своего спасения, а желание своей погибели. Ну, так и что, что тут сделаешь? Неважно, молодежь это или старичок.

прот. Александр Березовский: - Знаете, на этот ответ всегда говорят: «Ну, это вы как-то очень сурово. Причем тут спасение, погибель прямо уж так…?»

прот. Дмитрий Смирнов: - Как? Спасение – при всем. Любое слово, сказанное человеком,  имеет окраску. Либо оно содействует спасению данного человека и другого, который слышит это слово. Либо оно способствует его погибели и погибели  того человека, который внимает этому слову. Вот Лев Борисович Троцкий, говорят, был прекрасный оратор. Кто последовал его слову, к чему они пришли, как они кончили, что стало с их детьми? Ну, вот слово – вот оно. Оно прямо творит. Те, кто агитировал против Николая Александровича Романова, государя, пошли за этими словами. Ну, и к чему они привели? Они привели к смерти этих людей. Порой жуткой. Вот не хотели святого царя – получите Ленина, Сталина и прочую компанию. Чего обижаться? Вы же сами хотели, вы за это воевали, вы за это стреляли в братьев своих. Как пословица говорит: «За что боролись, на то и напоролись». Поэтому вот эта молодежь, куда ей идти? Да, некуда идти-то. Если человек хочет посмотреть Щелкунчика - он что, на базар идет -  или в Большой театр? Ну, так же и здесь.

Если хочет спасения, если хочет красоты, если хочет смысла жизни – он идет в Церковь. А если он хочет изменить мир, он должен заниматься политикой – и к чему это приведет? Ну как всегда: к разрушению страны, к смерти миллионов. И сам в том числе. Это закон. Революция пожирает своих детей. Все революционеры погибли жуткой смертью. Там другого не бывает. Взявший меч от меча и погибнет. Это закон духовной жизни. История учит тому, что она ничему не учит. Это бесполезно. Это все равно, что Европу учить. Шведам наподдали? Полякам наподдали? Французам наподдали? Англичанам все время наподдаем потихонечку. Немцам наподдали? Ну, что вы еще хотите?

прот. Александр Березовский: - Реванша. Они теперь объединились…

прот. Дмитрий Смирнов: - У нас теперь самое модное выражение – «мало не покажется». Ну, просто это же анекдот. Умнейшие люди из всех этих народов говорили: «Не надо трогать Россию». И мы всем говорим: «Оставьте нас в покое».

прот. Александр Березовский: - Не, там зуд такой, что невозможно.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, зуд – чеши, где чешется. Зачем себе приключения-то искать?

прот. Александр Березовский: - Когда Пилат хотел отпустить Христа, фарисеи настроили народ просить Варраву. То есть народ был распропагандирован, народ был настроен. И вот они все кричат: Распни, распни! Так и сейчас тоже небольшая кучка людей распропагандирует всех остальных.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Как это бывает, я уже это все выучил, знаешь, со времен школы. Просто я очень интересовался.

прот. Александр Березовский: - И вот начинают. А в чем мы-то, народ виноват? В том, что нас обманули?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Как можно обмануть человека, который стоит на основах, которые Святая Троица нам преподала через Церковь. Как? Я этого не представляю. Ну как можно пойти за лозунгом: Грабь награбленное? Крещеный человек скажет: «Ну, я же не грабитель». Мало ли что начальство говорит: «Теперь можно грабить». Или получать столько вольностей, сколько сможем вместить? Ну, так и что – это самоубийство государства – больше ничего.

- Подскажите, пожалуйста, как мне преодолеть страх и стыд покаяния? Вот, мне 72 года. Очень тяжело преодолеть.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, тут желание спасения, оно должно быть сильней этого страха. Понимаете, ваш вопрос подобен тому: «Вот как мне преодолеть страх пред стоматологом?» Некоторые люди боятся и остаются без зубов, хотя им говорят: «Ты знаешь, сейчас и уколы делают обезболивающие, и все». Он: «Я все равно боюсь». Ну, тогда ничего не сделаешь. Как преодолеть? Перекрестился. Господи, благослови - и вперед. Как? Тут в этом-то и ценность, что человек собирает все свое небольшое мужество и обращается к Богу за помощью и идет вперед, несмотря на то, что он боится. Потому что храбрый – это не тот, кто не имеет страха. Не имеет страха – это  сумасшедший. А храбрый – тот, кто боится, но все равно идет. Вот это настоящий храбрец, потому что он преодолевает свой страх.

 - Апостол Павел сказал: «Ибо благодатью вы спасены». Как вы это понимаете? Истолкуйте.

прот. Дмитрий Смирнов: - Буквально. Сто раз об этом говорил или четыреста. Спасает человека Господь посредством благодати Своей. Мы молимся Царю Небесному: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны». Господь Святый Дух приходит и благодатью Своей очищает нас от всякой скверны и спасение получается у нас от греха. 

прот. Александр Березовский: - Или не приходит, хотя человек все равно просит об этом.

прот. Дмитрий Смирнов: - Значит, еще недолго просит. Богу угодно, чтоб человек укрепился в этом и подольше попросил. Ну, лет сорок.

прот. Александр Березовский: - Ну, если Господь даст столько прожить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, даст. Если человек молится о спасении  -  Он прибавит до ста лет жизни. Очень много отцов преподобных, которые прожили по сто лет с лишним.

прот. Александр Березовский: - Богу угодно, когда человек пребывает в состоянии прошения. 

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Совершенно верно. Поэтому только благодать, больше никакого спасения нет нигде.

прот. Александр Березовский: - Человек размышляет о спасении как о каком-то избавлении его от нужд, бед, всяких неприятностей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Опять. На здоровье. Мы говорим от учения Церкви. Господь -  Он не это же обещал. Он говорил: В мире будете скорбны. Каждый, желающий жить благочестиво, будет гоним. Порой враги человеку домашние его. 

прот. Александр Березовский: - Да. Многими трудами и болезнями.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. И еще говорил: В терпении вашем стяжите души ваши. Ну, чего Он обещал?  Царские палаты, чтоб не болеть, чтоб дети поступили в МГИМО?

- Хотел бы Господь, чтоб мы подавали милостыню, когда видим, например, непожилого мужчину, который выглядит или как алкоголик, или как наркоман, или который не хочет работать. Я недавно общалась с одним таким человеком из Узбекистана в переходе. Или вот: стоит музыкант в переходе молодой.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, музыкант-то работает. У них даже лицензия есть. Я уж не знаю, но, мне кажется, они даже какой-то налог платят. А раз налог -  значит, это доход. Так что с музыкантом вы ошиблись. А все остальные – ну,  это же ваше дело. Так давать, не давать? Смотрите. Вот, кому точно нельзя давать никогда ни при каких условиях: это женщине с ребенком. Вот это я категорически могу сказать. В остальных случаях нужно рассуждение, наблюдение, изучение. А женщинам с ребенком – нет. Потому что пока мы даем деньги женщине с ребенком, будут процветать нищенство и эксплуатация детей. 

прот. Александр Березовский: - Иногда дети одни идут. Такие небольшие, лет семи-восьми, собирают.

прот. Дмитрий Смирнов: - Если идут одни, надо их обязательно в милицию. И тогда отправят в соответствующее учреждение. Может, потом усыновят.

- Хочу спросить насчет соборования. Надо причащаться при соборовании? А то некоторые люди приходят собороваться, а сами не причащаются.

прот. Дмитрий Смирнов: - А какое нам дело до некоторых людей? Мне вот дело только до вас. Поэтому если вы соборуетесь, а после этого идете к причастию – вы делаете правильно. А зачем на других людей взгляды бросать? Чего вам до людей-то? Старинная пословица: Спаси себя и хватит с тебя.

прот. Александр Березовский: - Чужая неправда – она глаз режет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо смотреть в пол. А не по сторонам.

-Моя сестра постоянно пытается меня контролировать и учить. Мы обе совершеннолетние, но она старше. Заставляет меня принимать лекарства, которые сама посчитала нужным, лазит в мои личные вещи, контролирует мои отношения с мамой. Как мне с ней поступить? Может не общаться с ней?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. В зависимости от того, сколько автору лет. 

прот. Александр Березовский: - Совершеннолетние.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, совершеннолетние – может восемнадцать с половиной. А восемнадцать с половиной человек может быть совершенно не способен самостоятельно жить. Чтобы дать совет таким людям, которые с претензией, нужно обязательно изучить всю ситуацию. Потому что они всегда излагают какую-то одну сторону.

прот. Александр Березовский: - Умалчивая о том, что может быть причиной такого поведения.

прот. Дмитрий Смирнов: - А должна быть обязательно понятна причина.

-В прошлом эфире вы сказали, что диавол не слышит мысли человека, я после этого стала запинаться во время молитвы. Потому что я молюсь вслух и открываю все помышления Богу,  устно проговаривая. Можно ли это делать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, можно.

 - Так диавол-то, получается, слышит…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да пусть слышит на здоровье. Чего вы так о нем печетесь? Сочувствуете или он вам дружок? Можете и петь даже. Так что не надо так диавола особо жалеть.

прот. Александр Березовский: - Боятся его каких-то козней, что он вот сейчас услышит…

прот. Дмитрий Смирнов: - Если человек боится диавола  -  он, значит, не боится Бога. Китайцы, я помню, говорили в моей юности: Американский империализм – это бумажный тигр. Мне очень нравилось с детства это выражение. Это, конечно, тигр, но бумажный.

прот. Александр Березовский: - Но есть страх пред кознями, которые может диавол чинить человеку…

прот. Дмитрий Смирнов: - Понятно, но у христианина должно быть только два страха: это страх Божий и страх совершить грех. Других страхов не должно быть.

прот. Александр Березовский: - Ну, это путь крепкой веры.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но если вера некрепкая, то Богу угодить с такой верой невозможно. Это все равно, что участвовать в соревновании по бегу хромая на оба колена.

прот. Александр Березовский: - Господь нам в пример ставит ребенка: «Если не примите, как дитя Царствие Небесное, не войдете в него». Но у ребенка-то веры нет, а хотя Господь…

прот. Дмитрий Смирнов: - Смотря у какого. Дети порой показывают просто чудеса веры и стойкости.

прот. Александр Березовский: - Но это порой.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, но и Господь, конечно, о таких детях говорил. Он же одного ребеночка, которого поставил и обнял его - сделал Игнатием Богоносцем. Когда тот вырос - его приговорили к смерти, бросили к диким зверям на арену цирка. И там одни христиане хотели его выкупить, другие отбить. Он им запретил. Говорит: «Я хочу пострадать за Христа» – вот какой был ребеночек. А не совсем какая-то шпана дворовая. Матерщинники. Они тут же все сдают, сливают все, продают. Это вся такая пацанская шелупонь. Вот недавно по телевизору, что ли, показали там. Как пятеро били одного – инвалида. Они могут только впятером. Один на один они не в состоянии. Это как стая собак, которые грызут прохожих. Взять палку – они отбегут. Это же псы. У них звериные начала. Там ничего нет человеческого. Дразнить, избить, унизить, похохотать над человеком. Ну, вот и все. Они как бы и не люди уже, потому что, представьте: пять человек бьют ногами инвалида. Ну, это что, люди? Нет. Это как раз как псы, которые загрызли студента насмерть. 

прот. Александр Березовский: - Как наставить молодежь на путь истины, если они не привыкли к труду?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никак.

прот. Александр Березовский: - То есть человек, который не хочет ни для ближнего потрудиться, ни для родителей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да он этого ничего не знает. К этому нужно приучать человека с трех лет, чтобы к пяти у него уже сформировался навык. А если в пять мы этого не достигли в воспитании, то дальше это все очень затруднено, потому что у него вместо этих навыков образуются другие. В пять лет человек во всех крупных своих чертах уже сформирован. А у нас родители отдают ребенка в детский сад. Ну и что они получают в целлофане? 

прот. Александр Березовский: -То, что сформировали в детском саду.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Нравственный урод. Потому что воспитывает не человек, его воспитывает такое мерзкое существо, как коллектив, в котором занимают руководствующие позиции самые отъявленные негодяи. Уже испорченные. Вот, сегодня пришла женщина -  доктор, она была ассистентом у хирурга. Во время операции пациент умер, администрация больницы говорит: «Ты должна поставить свою подпись». Она говорит: «А почему? Не я же оперировала». А она у нас еще пока не работает, мы ее просто на пробу взяли. И настояли, чтобы она подписала. Ну, говорит, администрация просит, потому что это -  нажим. А вдруг с работы выгонят? Ну, а сейчас она под уголовным делом. Тогда та, которая делала операцию, засовестилась и призналась, что она делала операцию. Так их еще обвиняют в сговоре. То есть два врача, руководитель операции и ассистент. Если они вместе совершают операцию, они уже состоят в преступном сговоре. Это рассуждает наша правоохранительная система. Поэтому при такой ситуации любой человек, который остается в медицине, он просто самоубийца.

прот. Александр Березовский: - Потенциальный преступник.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Вот и все. Только что была такая ситуация: женщина узнала, что она преступница через два года. Потому что в другой больнице, после того, как больной уже на работу ходил -  он умер, и ее обвинили. И кто обвиняет-то? Врачи, которые занимают начальственное положение в этом лечебном заведении. Потому что если документы не прошли, хотя она опытный была врач, а умереть может каждый пациент. Так вот, своих же сотрудников отдают под суд. Это как? Там нет уже ни совести, ни чести, ни благородства, вообще ничего нет уже. Это что люди? Это не люди, это – собаки, которые загрызли студента. Это вот своего сотрудника, который пашет как папа Карло. Вот другой врач сегодня пришел, говорит: «Я не могу больше работать». «Если, - говорит,- я уйду в другой город, у меня есть специальность другая. Это как будет грех?» Я говорю: «Нет». Сама система людей выталкивает. Потому что, главное что? Отчет и похвала начальства. Главное что? Чтобы было шито-крыто. Вот они и кроют, а кровь своих же сотрудников льется. Ни в чем не виноватых. И вот – уголовное дело. Нашли преступника.

прот. Александр Березовский: - Потому что должен быть найден виноватый и наказан. Каждому начальнику не хочется быть крайним.

прот. Дмитрий Смирнов: - Я все понимаю. Я говорю, что такая система – она не только не справедлива, она – от начала до конца уголовна. Как при Николае Ивановиче Ежове. Которого, бедняжку, малыша расстрелял Лаврентий Палыч.

-Завтра праздник нерукотворной иконы Божией Матери Лиддской, в городе Лидде находится. Вот, я прочитал, не знаю, существует она сейчас или нет, у меня вопрос такой.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. Поэтому ничем не могу вас порадовать.

- Почему такие долгие службы, особенно в пост? Ведь даже два с половиной часа выстоять тяжело. И голова не может все вместить. Полтора часа – было бы оптимально и для ног и для головы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да очень просто. Приходи на час позже и все. Какие проблемы-то? Для меня три часа – это вообще как один миг. Вообще не устаю. Я вижу, как молодые священники устают. Я даже этому удивляюсь, а потом вспоминаю: да-да, точно, после службы мне спать хотелось раньше, когда мне было тридцать лет. С удовольствием спал. Скорее чего-нибудь съесть и поспать часа полтора. Сейчас уже не то. Что, служба большая, но кто ж тебе велит приходить к началу? Пришел к началу? Молодец, постой, помолись. Устал? Иди домой баиньки. Что же мы будем из-за одного человека больного службу сокращать? Такую красоту? У нас весь клирос будет плакать. Ему каждое словечко дорого. У нас на Савву Освященного всю ночь молимся. Я-то уже не молюсь по старости, мне тяжело. Ну, так, на Афоне там: и по 12 часов служба идет, и молились. Ну, конечно, было б хорошо.

прот. Александр Березовский: - Пусть каждый по силам выберет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Некоторые  спросят: А почему скамеечек нет? А почему кроватей нет?

- Меня очень смущает: может ли проходить соборование в течение часа? Но семь раз помазывание было. А на следующий день литургия тоже только один час была. Что-то я впервые с этим встретилась.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, бывает. Всякое бывает. А вот было явление красной луны. Я тоже впервые с ним встретился. Ну, и чего тут такого?

Вообще Литургия идет час. Если от начала до конца. Просто причастие обычно еще долго идет, если много народа. Соборование. Когда один соборуешь, так поскору можно весь чин в час уместить. И потом, если человек помазался не семь раз, а один – соборование уже совершилось. Никто, ни один богослов не скажет, что это соборование неполноценное. Поэтому вы не расстраивайтесь.

прот. Александр Березовский: - Есть у нас даже утвержденный священноначалием чин, который мы используем, например, в реанимации, он состоит из одного помазания, одно Евангелие, молитва.

прот. Дмитрий Смирнов: - Одно Евангелие установочное, первое.

прот. Александр Березовский: - Молитва и помазание.

прот. Дмитрий Смирнов: - Я вот помню, когда был молодой, постом, ну, священников в Церкви мало было. Храмов было 40 в Москве. Вот, и много желающих было собороваться и иногда в квартире несколько человек соборовали. И у меня был рекорд: 6 соборований в день, полным чином. Ну, я чуть не умер. И то, когда я последнее совершал, я уже опустил канон, опустил стихиры. У меня уже язык стал каменный. Голос осип. С одной стороны – людям надо, а с другой стороны – мне в голову не пришло, что можно сократить. А сейчас по благословению священноначалия – пожалуйста. И даже как бы с радостью соборуют. Чин не для того чтобы истязать людей. А чтобы им было хорошо и на душе весело.

- Поясните, если можно, значение выражения: «взять свой крест и следовать за Мной». Непонятен смысл этого выражения. Я не очень понимаю, как оно до нас дошло, видимо оно звучало по-другому. Я не очень представляю, что значит: «взять свой крест». Что это значило по тем временам? Это перевод какой-то или это интерпретация для современного языка – «взять свой крест»?      

прот. Дмитрий Смирнов: - Сказано это по-арамейски. Ученики перевели это на греческий, причем простонародный, не классический греческий, а кини. Потом братья Кирилл и Мефодий перевели на славянский, а потом уже перевели и на русский при митрополите Филарете Дроздове. Вот видите, но как переводили на церковно-славянский? Вы можете это сами проверить. Это точная калька с греческого. Поэтому читать Евангелие по церковно-славянски – это все равно, что читать по-гречески. Там даже порядок слов тот же. И вы можете в церковно-славянском убедиться, что дотошно каждое слово соответствует тому. Никакого другого перевода, никаких других смыслов тут нет. Вот.

Скажите, пожалуйста, вот, моей дочке 47 лет. Они живут 15 лет в гражданском браке. Но они в очень большой любви живут. Расписаться пока не могут, там причины небольшие есть. Может ли она быть допущена к причащению? Она очень переживает из-за этого.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да если бы она переживала об этом, то давно бы расписались. Потому что это все разговоры в пользу бедных. Какие там могут причины? Обмануть государство, что ли? По поводу жилплощади? Или лишние деньги брать за то что, допустим, мать  - одиночка? Какие могут причины? Только обман денежный или на жилплощади.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, вы рассказывали о случае, когда человек приехал в Россию и не мог вернуться за документами.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, тут другое дело. Тут, я говорю, причина только одна может или другая. Я за 40 лет уже все слышал. Все эти обстоятельства.

прот. Александр Березовский: - То есть здесь какая-то выгода.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Небольшая. Правильно мама говорит – небольшая. Она переживает. Чего тут переживать-то? Пойди, в понедельник подай заявление, через месяц тебя распишут, а может и раньше.

прот. Александр Березовский: - На Троицу уже причастишься.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Чего мучиться? Чего переживать-то? Надо все делать согласно церковным правилам. И тогда душа будет свободна и радостна.

- Если нет греха, побеждающего милосердие Божие, то почему хула на Духа Святаго не простится человеку ни в этом, ни в будущем веке?

прот. Дмитрий Смирнов: - Потому что вопрошающий не понимает, что такое хула на Духа Святаго. Вот почему.

прот. Александр Березовский: - То есть, из чего она проистекает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Из чего проистекает. Что это значит? Ну, просто не понимает. Поэтому чего тут объяснять.

 - В чем смысл Евхаристии, что это таинство собой символизирует? Задали вопрос, а я ничего толкового ответить не сумела. 

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, очень жалко. Изучайте Закон Божий. Мы когда перед причастием читаем молитву: «Не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзание ти дам яко Иуда». Поэтому чего я буду и правым и левым, и зеленым и синим, сейчас по радио изъяснять? В Древней Церкви тайноводственные беседы, где говорили о Причастии, о покаянии, преподавали только уже после Святого Крещения. А не кому попало. Оглашенным это не рассказывали. Человек если ничего не понимает -  ну, значит, он нигде не учился. Вот возьми учебник Закона Божия и там изложено – изучай.

прот. Александр Березовский: - Что делать человеку, у которого вроде все есть: и семья, и жилье, и дети, но он несчастлив, потому что не может жить в таком обществе. Он хочет больше света, тепла, доброты. А вокруг один сплошной негатив.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это общество нужно искать среди верующих в Святую Троицу людей. Только среди них есть такие. Я вот живу прямо в Церкви. Меня окружают множество прекрасных людей. И время от времени встречаются такие, описанные в вашем вопросе. И от них исходит и тепло, и радость, и красота. Я просто нежусь.

прот. Александр Березовский: - Можно напитаться…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. В этих лучах. И, вот, у них такие улыбки, столько в них любви, столько заботы, столько всяческой душевной красоты! Просто, ну, я такой счастливый человек, потому что я все время среди этих людей. И их много. У меня их много. И есть, которые уже умерли – а  одно воспоминание о них  наполняет сердце умилением. Поэтому пока Церковь существует на земле – это рай. Конечно не все таковы. Потому что, ну вот сегодня много людей пришло первый раз в жизни. Ясно, что они все истерзаны этим миром, потому что люди, которые не знают Святую Троицу, они все время друг друга жрут, как адские псы, такие церберы. Все хотят заполучить там… Сегодня одна женщина мне говорила, как ее муж 45летний лоб, строит дом, а сам не работает, на пенсию живет, и у матери еще деньги высасывает. Она -  пенсионерка, ей за 80 лет, и ее гонит на работу. А у них с женой двое маленьких детей, совсем крохи. У него идея фикс – построение дома. И он всех просто истязает. Вот в каком положении люди живут! Это называется: семья.  

- Может ли человек в 16 лет стать крестным?

прот. Дмитрий Смирнов: - Может, с 14 может.

Спасибо. Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+