Перейти к основному содержанию

18:52 23.07.2018

Сергей Худиев: «Страстная пятница»

06.04.2018 09:49:42

Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказание исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.

В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор. Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.

Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря.

После смерти Иисуса Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража.

В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории — издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель. История Страстной Пятницы — это не просто история о том, как когда-то давно плохие люди убили праведника. Все ее богослужение напоминает нам о том, что эта история имеет определяющее значение для жизни, веры и надежды каждого из нас.

Страстная Пятница — день, когда Господь совершает то, зачем он пришел на землю. Как говорит Он Сам: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45)». Как напоминает нам пророчество Исаии, которое читается в этот день во время Царских Часов, но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). То, что совершается на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата — это связано с нашими грехами.

При создании Бог почтил нас величайшим из Его даров — свободой. Он создал нас из любви и для любви, а любовь может быть только свободной. Мы призваны свободно сказать Богу «да», но эта же свобода дает нам возможность сказать Ему «нет». Вся трагическая история человечества, все зло мира — от распадающихся браков до мировых войн коренится в том, что мы говорим Богу «нет». Все мы, начиная с падения Прародителей, употребляем нашу свободу во зло. Мы грешим: изменяем Богу и своему человеческому предназначению, творим зло или не творим добра, которое должны были, следуем ложными и гибельными путями. Всякий раз, когда мы делаем это, мы совершаем выбор — выбор, который определяет наше положение, глубоко влияет на других людей и на мироздание в целом. Бог не отменяет этого выбора, — потому что Его дар — дар свободы — реален и неотъемлем. Реальный выбор имеет реальные последствия, и когда мы совершаем грех, это порождает неизбежные и ужасающие последствия во времени и в вечности. Блаженный Августин сравнивает грешника с самоубийцей — как самоубийца убивает себя, но не может сам вернуть себя к жизни, так и грешник отторгает себя от Бога, но не может сам к Нему вернуться…

И Бог Сам приходит к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11). Он делает то, что совершенно невозможно для нас самих, — совершает искупление наших грехов и возвращает нас от смерти к жизни. Христос выбирает Божью волю там, где мы выбирали свою, хранит верность там, где мы предавали, следует путем веры там, где мы следовали путем противления. Двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются в этот день, повествуют о том, как Он смиренно, в полном послушании Отцу принимает страшную смерть. Однако речь идет не только о немыслимой физической боли. Он спускается в бездну страдания, смерти, отверженности и богооставленности, бездну, порожденную нашим грехом, чтобы спасти нас от вечной смерти.

Великая вечерня, во время которой совершается вынос плащаницы, должна запечатлеть в наших сердцах эту истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы мы знали, насколько ужасен грех и какой ценой обретено наше спасение.

 

ФОМА

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+