Перейти к основному содержанию

13:20 20.04.2024

Как реагировать на чтение Евангелия и Символа Веры по радио - надо ли заканчивать дела и вставать?

05.04.2018 11:34:22

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/03/23/21-00.html

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие друзья! С вами в эфире протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Встречаемся с вами в канун радостного дня - субботы Акафиста. Единственный раз в году читается Акафист, древнейшее церковное песнопение, прославляющее Божию Матерь. Великий Пост сходит на нет - это ощущается в эти дни. Еще осталась у нас неделя, но уже вечер следующей пятницы – это вечер утрени Лазаревой субботы, а затем сама суббота, а потом Вербное воскресение, не относящееся непосредственно к Святой Четыредесятнице, прямо к Великому Посту. У нас осталось совсем немного времени попоститься именно в ритме Святой Четыредесятницы, и вот как это сделать и почему в предпоследнюю неделю поста неожиданно происходит Богородичное празднование - об этом тоже сегодня поговорим.

Вопрос: - Масло с соборования прошлого года действительно ещё или куда-то его надо употреблять?

о. Александр: - Я очень люблю и не люблю подобные вопросы. Что значит «действительно»? Действительным может быть проездной билет. Про билет все ясно, мы все понимаем, но начинаем заумничать по поводу разного рода духовных субстанций. Действительно для чего? Масло было освящено, оно таковым и остается. Но масло, как и всякая естественная субстанция, может испортиться, может прогоркнуть, вода может прокиснуть от того, что она не должным образом храниться. Поэтому я всегда всех призываю – дорогие друзья, не создавайте себе на случай войны многотонные запасы разного рода святынь. Не надо с настойчивостью, достойной лучшего применения, с каждого соборования тащить масло. Задайте себе вопрос - что вы собираетесь с ним потом делать? Готовить? Или тело с головы до ног вымазывать каждый день? Нет, конечно. Потому возьмите небольшое количество, которого вам будет достаточно. За самим соборованием совершается таинство. Таинство вы в домашних условиях никогда не воспроизведете, для этого вам, по крайней мере, необходим священник, и его молитва, потому что через молитву, помазание и чтение Евангелия Таинство и совершается. Если вы не знаете, для чего вам это масло нужно, то и не берите его. Это же касается всех остальных, так называемых малых святынь. Вот бывает часто: приезжаешь на святое место и видишь, люди земличку начинают откапывать, совочек с собой и пакет. Спросишь, что делать с этим собираются. Отвечают, что надо, чтобы было. В автобусе из Дивеево однажды уже давно меня в тупик вопросом своим поставила одна женщина. Как эту землю употреблять? Я не понял сначала и вопроса. Оказалось, она имела в виду практическое употребление - в пищу. Никак. Да и вопрос мне кажется совершенно диким и суеверным. Вот это море суеверий, связанных с теми или иными святыньками, выдает наше совершенно магическое, а не христианское, отношение к происходящему. Чем отличается шаман от священника? Шаман пытается с помощью искусственных заклинаний и разного рода веществ повлиять на происходящее в мире. Священник обращается к ведомому Богу с молитвой. И мы с вами со всякими бесконечными манипуляциями со святыньками далеко ли ушли от действий колдунов-вуду, которые делают восковые фигурки своих врагов, а потом иголками их прокалывают? Не случайно многие люди так боятся сглаза и порчи, потому что не относятся к делу по христиански. Действуют методами не теми, которыми Спаситель нам советует и говорит про волос, который с головы не упадет. А вот выбирают самые примитивные, варварские, первобытные способы. Возвращаясь к соборованию, вокруг которого тоже много всякой мифологии. Мне пришлось отвечать на вопрос: когда можно мыться после соборования? Некоторые готовы неделю не мыться. Друзья, естественную гигиену никто не отменял и, конечно, надо к ней прибегать. Кроме этого, взываю просто к вам. Вчера я совершал соборование. Так шло все чинно и радостно. И пришли опоздавшие. Ну, хорошо, опоздали, покайтесь, попросите батюшку помазать. А началось невообразимое, после чего я предложил людям забрать пожертвование и пойти с миром, потому что в таком душевном состоянии человеку не впрок будет Таинство. Так вот это отношение как в советском магазине, когда выкинули дефицит. Я здесь с пяти утра стою, и вы мне должны продать эти ботинки, потому что я здесь давно. Это и есть вхождение такого грубого и примитивного капитализма в нашу действительность. Как человек видит отношение между собой, Богом и Церковью в этих ситуациях? А так: он думает, я заплатил, а вы меня обслуживайте. Нечего и говорить, что ничего не может быть более далекого, чем такой подход. Тут ни о каком Таинстве речи нет. Тут не о каком поиске благодати Божией речи нет, и даже о самом элементарном простом благочестии. Здесь человек смотрит на священника как на предоставителя услуг, а на себя, как на клиента. И эта ситуация Богу совершенно не угодна. Вы старайтесь от такого воздерживаться, и других не одобряйте, если кто таким образом поступает. Потому что Церковь есть мир, где мы стремимся к исправлению и покаянию, а не к возношению.

Вопрос: - Знаю, что за участие в Таинстве соборования практически во всех храмах берут деньги, у некоторых цены даже зашкаливают. У меня всегда против этого возникает бунт в душе, все-таки денег немало берут за соборование - по 300-400 рублей с человека, где-то меньше. Мне кажется это неправильно, за таинство денег брать нельзя. Хотя может я и не прав?

о. Александр: - Вопрос не редкий. Он содержит в себе несколько аспектов. Во время одного из Апостольских чтений самого Таинства Соборования, если Вы внимательно следите за тем, что читается (а, увы, многие чтения проходят по касательной очень часто), так вот там говорится: «Вы, получив дары благодати, даром приняли, даром и отдавайте». И конечно никакой речи не идет о том, что благодать, в данном случае Таинство, за какую-то сумму продается. Продать Таинство нельзя. И тот, кто так думает, что его можно продать, и кто пытается назначить  цену за совершение Таинства, тот берет на себя большой грех. Но вот какая практика у нас в храме. Мы рекомендуем то или иное пожертвование, и мы просим что-то около 300 рублей, а тех, о ком мы знаем, что люди находятся в сложной ситуации, мы соборуем, не прося ни о каком пожертвовании, тут надо просто объяснить эту ситуацию. Но это не деньги за Таинство. Вот Вы говорите: немало берут. А сколько стоит проезд на транспорте, Вам известно? А если человек ездит на работу только на метро утром и вечером, это уже 100 рублей. И никто не скажет, что многовато проезд стоит. А Вы на 300 рублей много ли в магазине купите сейчас? Поэтому храмы просят на поддержание штанов попросту говоря, на то, чтобы платить за электричество, на то, чтобы приобретать те же свечи, ладан, вино, просфоры, чтобы храм мог существовать. А как Вы себе думаете? Храм из космоса деньги что ли берет? Люди, которые не знают церковную экономику, всегда полагают, что восстановление храмов идет за счет денег государства или еще каких-нибудь неизвестных фондов. Такого нет. В редких случаях государство на строительство отдельных храмов дает какую-то часть денег, но в большинстве случаев храмы сами находят средства, отчитываются перед государством, и за деньги пожертвований храм восстанавливается. Равным образом восстанавливаются иконы, приобретается утварь, облачение. Откуда это все берется? 300 рублей - сумма большая? Да, для кого-то действительно большая - для неработающего человека, для пенсионера. Для работающего человека пожертвовать 300 рублей за соборование один раз Великим постом, наверное, не так и много. А если много, то можно прийти и сказать: «Вот я работаю, зарабатываю 60 тысяч, но для меня 300 рублей – это много». Наверное, батюшка Вам скажет: Ну что ж, сочувствую Вам, пособоруйтесь, как можете, как Вам совесть подскажет в этой ситуации».

 Но вообще говоря, то, о чем вы сейчас справшиваете,  это тоже часть такого магазинного отношения к храму. Храмы существуют за ваш счет, и никак иначе они не могут и, больше скажу, не должны существовать. В состоянии вы храмы поддерживать - поддерживайте! В каком состоянии вы способны их поддерживать, в таком они и будут. Придите в Москве в храмы Замоскворечья. Храм в Кадашах. Построили его ремесленники, сочли необходимым огромные деньги пожертвовать, чтобы их храм среди храмов ремесленных слобод был самым лучшим. А дальше Пыжи, еще один храм прекрасный - другая слобода хотела перед людьми сказать, мы тоже Бога чтецы, и у нас будет нарядный и красивый храм. То было состязание не толстых кошельков, а благочестия - люди хотели наилучшим образом Богу угодить. А попытка заглянуть в карман к храму, она смешная, потому что скорее всего вы там просто прорехи найдете. Я это хорошо знаю по экономике нашего храма. А вы еще не забывайте, что, как и все остальные субъекты экономической деятельности, храмы платят налоги, зарплаты, певцам, например. Они же не могут петь за «Спаси Господи». Если и так, хорошо, но тогда это приведет к таким какофониям, что у вас же уши завянут. Мы должны приглашать хороших певцов, люди работают, они должны получать деньги. Но все это не снимает вопроса - продажа благодати невозможна. Пусть Ваше сердце не смущается, благодать Божию продать невозможно.

Вопрос: - Давайте, батюшка, поговорим о Богородице. Читаю, что у нее «ум был к Богу направленный и Богом управляемый». Даже интересно, как это?

о. Александр: - Давайте начнем с того, что у нас источник знания о Божьей Матери - Евангелие, Апостол, предание. Евангелие очень скупо говорит нам о Ней. Оно все же дает некоторые очень и очень важные вещи. И вот мне эти красивости, о коих Вы говорите, не очень близки. Богом управляемый это и есть то, что мы с вами прекрасно знаем под словом «смирение». Это означает принятие воли Божией. Посмотрите, в момент Благовещения, как отвечает Пресвятая Дева Небесному посланцу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Ей сообщают о том, что Ей предстоит родить Сына. «Дух Святой найдет на Тебя, Сила Вышнего осенит Тебя». Это не то, что редко происходит. Это никогда не происходило! И более не произойдет. И Она становится избранницей Пресвятой Троицы. Это что-то абсолютно невмещающееся в человеческий опыт. Здесь сейчас перед Её глазами происходит, и как Она соглашается с Богом. Эта способность с Божиим замыслом собеседовать и согласиться, каким бы он ни казался немыслимым и недоступным, и есть смирение. А это значит, что Бог идет с тобой рука об руку. И пользуясь Вашей цитатой, можно сказать «управляемый Богом».

Я как раз хотел поговорить с вами о субботе Акафиста. Почему он вклинивается в такой длинный, монотонный и ритмичный ход великопостных дней. Мы несколько суббот подряд поминали усопших. А в эту субботу поминовение оставляется, потому что это уже не чисто постный день. Почему это радостное чтение - Акафист, читается сейчас? Церковь начинает хлопотать о плачущей Еве. Многие бы наверное осудили бы Еву - сама виновата, Господа не послушалась, не смогла понести Его требования, нарушила правила поведения в раю, соблазнила Адама, и за дело была изгнала из рая с мужем своим. Так им и надо. Но это наше жестокосердие так думать. А Церковь, Богородица хлопочут о Еве. Потому что и Богородице Ева праматерь, ее родоначальница. Помните? «Слез Евиных избавление». Она хочет, чтобы и Ева перестала плакать. Как бы она ни согрешила, настало время исправления и прощения. Через кого? Через Заступницу Божию Матерь. Такое чувство во время чтения этого Акафиста, будто Божия Матерь такими тихими, почти бесшумными шажками по земле идет, а земля торжественно вибрирует и отзывается вместе со всей тварью, человеком, животными, населяющими землю - всё отзывается на эти шажки. Потому что вот Она Помощница, вот Та, через кого мы находим возможность обращаться к Спасителю, вот Та, Которая уже окрашивает наш пост не в краски унылой обязанности, долженствования, необходимости дождаться, а краски радости, прощения, прекращения плача. Вот почему читается акафист, нарушается, разламывается лед поста, вот почему мы на такую высоту с Божией Матерью сейчас возводимся. Чтобы вместе с Ней воспевать Богу «Алилуйя». И нам Ей кричать, восклицать: «Радуйся»!

Вопрос: - Мы отвечаем за ребенка перед Богом, за его воспитание. А если есть духовник, снимается ли ответственность с матери и ложится на духовника? Или мать продолжает нести ответственность до какого-то возраста?

о. Александр: - Вот это наша мозоль, традиционное родимое пятно. Мы всегда ищем, на кого бы свалить ответственность за свои решения и за своих близких. «А мне батюшка сказал» - часто слышишь. А батюшка ваш китайский болванчик, все на свете знает? Он обязан взять на себя ответственность за самые ваши естественные решения? Нет, так не получится. Мать несет за ребенка ответственность до самой старости своего ребенка. И всегда, и молитвенную ответственность. Матери обязаны молиться за детей. А если есть духовник нормальный, то у Вас этот вопрос никогда бы не возник. Он бы объяснил, что мать отвечает за ребенка, ребенок за мать, а мы друг за друга. Функция духовника - выслушать вас, дать мудрый совет, попробовать яснее разобраться в ваших отношениях, чтобы вы в них чувствовали себя христианами и людьми, наделенными ответственностью.

Вопрос: - Как реагировать на чтение Евангелия и Символа Веры по радио - надо ли заканчивать дела и вставать?

о. Александр: - Зависит от того, где вы находитесь. Вы же можете в транспорте ехать. Но если обстоятельства позволяют, то во время чтения Евангелия надо стоять и не заниматься беседами с ребенком о том, почему он получил двойку. Так же, как мы бы делали это в церкви. Если вы обратите внимание, то все работники и дежурные в храме, если они правильно подготовлены, то чем бы они ни занимались, во время чтения Евангелия, это прекращается.

Вопрос: - Сейчас много иностранных слов, "плаза", например, которую не всякий старый человек и поймет, а русский язык отодвигается на второй план. Как Вы относитесь к этому? И второй вопрос - многие в храм ходят только чтобы попросить Бога, чтоб ребенок сдал сессию, поступил... Не много ли от Бога мы просим такого? А лучше бы ходили спасибо говорить.

о. Александр: - Плохой русский язык - это частный случай неспособности думать. Люди разучились самостоятельно думать. Вот названная Вами «плаза». Это негритянский вариант произношения английского слова, которое означает площадь. Вот идешь по Марьиной роще - Райкин плаза, в честь Аркадия Райкина. Сарай для продажи вещей, торговый центр. Кому в голову приходят такие названия? Людям с интеллектом Эллочки-людоедки. Они три слова и знала. Немыслимо совершенно такое массовое употребление всех этих слов. Известны ВУЗы, откуда эта зараза распространилась по всей стране. Слово компетенция, практически очень редкое в русском языке, раньше говорили просто компетентность. Теперь используют во множественном числе. Скажите по-русски - знания, умения, навыки. Нет, заумные длинные слова придают человеку солидный вид в его собственных глазах. Но если б дело было только в иностранных словах и грубых стилистических ошибках. Увы, мы собственно ясные простые русские слова коверкаем. Или бюрократизируем их, или очень строим сложные фразы. Вот совершенно комичный пример. «Подпасть» - ест такое слово. Подпасть под дурное влияние, например. «Я подпал под негативное воздействие колес автобуса» - такое возможно, увы. Для того чтобы правильно говорить, надо много читать, а еще много думать, тогда речь ваша придет в соответствие с образом мышления. И тогда будет ясной, потому что она будет отражать ясность, четкость, кристальность вашей мысли.

Вопрос: - Мне интересно, откуда произошло понятие «попущение», сам термин, может на Соборе каком-то установлено? В Писании, кажется, ничего такого нет. Это что-то каноническое или просто некоторые люди говорят о попущении, когда нельзя сказать, что Господь мог что-то велеть, а вроде не заметить. Понять не могу.

о. Александр: - Давайте оставим в покое Соборы, как правило, они занимаются вопросами канонического устроения Церкви. Например, священник должен рукополагаться не раньше 30 лет. Вот такого рода правила. Попущение это вообще не догматический термин. Догматический термин это единосущность лиц Святой Троицы, или ипостась, или догматическое значение имеет почитание святых икон. Вот такими глобальными вопросами занимались Вселенские и поместные Соборы Церкви. «Попущение» - термин, который к нам приходит из аскетики, нравственного богословия, который призван показать некоторые ситуации. Когда ты видишь очевидное зло. Например, смерть ни в чем не повинных детей в результате катастрофы. Или концлагерь Освенцим и сталинские лагеря. И тебе задают вопрос, где при гибели детей был Бог? Почему в Освенциме Христос никого не спас. Вопрос очень сложный. Мы не можем сейчас его обсуждать в деталях. Есть целое направление богословия, которое называется теодицея, то есть оправдание Бога, которое исследует как раз вопросы вселенского зла и отношения Бога ко злу. И надо сказать, что именно в философии русской и в русской религиозной мысли теодицее не много посвящено исследований. Так вот очень слабым ответом на вопрос: «Где был Бог», становится идея попущения. Бог-де разрешает зло для того, чтобы человек, например, исправился, люди задумались и ужаснулись. Вспомните книгу Иова, когда Господь сатане разрешает причинить Иову страдания, но запрещает забирать душу. Вот попущение, это такой шаткий очень термин, который используется, когда не хотят сказать, что Бог разрешил зло, потому что Бог и зло -несовместимые понятия. Бог не может благословлять зло. Бог противник зла. Бог берет весь грех мира и распинается именно ради того, чтобы зла не было. В быту люди начинают манипулировать этим словом. Бог попустил, погибли люди в автобусе. Да нет! Мы здесь неоднократно говорили: всякое зло имеет конкретного автора, разбился автобус с детьми - есть виновные. Хозяин компании, техники, капиталисты, которые владеют автобусом, который давно уже нужно выбросить на свалку, сотрудники полиции, которые не обеспечили знаками опасный участок дороги, ремонтники , которые не закопали яму... Всегда есть люди, которые несут конкретную ответственность за зло. И когда хотят переложить ответственность на Христа, используют термин попущение. Я в целом относился бы к нему очень осторожно.

Вопрос: - Когда появилась традиция обращаться к духовному лицу "отец"? И второй вопрос о целовании руки у священника - откуда это, может, были какие-то Соборные постановления?

о. Александр: - Вы видите, например, одежда священника, головной убор - они конечно специально не регламентируются жестко, в каждой поместной церкви была своя традиция относительно и покроя рясы. Неслучайно мы говорим греческая ряса, болгарская. И относительно того, какого цвета облачение. Таким же образом и благословение. Благословение берется и рука целуется в знак почтения не к священнику лично, но к нему как к носителю сана. Потому что через эти руки священник совершает Тайны Христовы. То есть этими руками он возносит Святые Дары, благословляет хлеб и вино и через призывание Святого Духа благодатию Божией Дары становятся Телом и Кровью Христовыми. Рука целуется таким образом в знак уважения к тому, что священник есть служитель Тайн. Обращение к нему «отец», конечно очень древнее. И конечно пост апостольское, потому что предстоятели приходских общин были, как правило, старейшинами, не обязательно по возрасту, но председателями этих общин. И знак старшинства, который для нас так ясно выражается в слове «отец», отец - глава семьи, священник, иереус - то есть священнодействующий глава общины, верующих, молитвенного собрания, евхаристического братства. Очень естественно его выражать словом «отец». Слово это в разных языках по-разному выглядит. Авва это тоже отец. Возникающее очень быстро деление церковной иерархии - епископы, священники и диаконы, приводит к тому, что священников и диаконов называют отцами, а епископов, а они есть отцы отцов, называют в русской традиции владыками. Надо сказать, что дореволюционное обращение к священнику часто было по имени и отчеству, или с добавлением «отец»: отец Александр Александрович. И кое-где, например, в Петербурге, отзвуки этого обращения сохранились и поныне.

Хочу напомнить, что на Страстной неделе нам следует посещать все возможные богослужения, а не уезжать в гости, к друзьям или по другим важным делам. В эту неделю мы сопутствуем Христу в Его пути страданий. Ничего более важного быть просто не может. Поэтому со смелым сердцем переносите все возникающие дела, берите отгулы, будьте со Христом, потому что будет очень горько, когда он спросит вас, где вы были, когда Он входил в Иерусалим.

Вопрос: - Как воспитывать ребенка: можно ли ему читать сказки, водить в театр?

о. Александр: - Воспитание в православном духе не означает, что воспитание проходит по маршруту дом-школа-церковь. Нет, конечно! И сказки, и исторические романы, и театр и концерты. Ребенок должен быть ничем не обделен. Посмотрите советские антирелигиозные фильмы 60-х годов. Там церковный ребенок в школе показан таким заморышем. Все дети веселятся, радуются, а этот сидит мрачный, постный, ничего не понимающий да еще и страшненький. Вот так и нас изображали. Наши дети должны быть более развиты, чем дети в нецерковных семьях. А конечно мы должны отклонять всякие развращающие вещи. Всякое испытуйте, доброго держитесь. Классика должна быть наша. Дети должны много читать и давать фору всем остальным.

Вопрос: - Как будет проходить служба в субботу - ведь Благовещение выпало на субботу страстной седмицы?

о. Александр: - Как вы видите - редчайшее совпадение в этом году - Благовещение совпадает с Великой субботой. Поэтому пятница вечер - это не всенощная Благовещения, как могло бы быть, если бы Благовещение выпадало на другой день, а это утреня Великой субботы, центром которой является погребение Плащаницы. Отдельные элементы богослужения Благовещения по уставу, конечно, будут. В самый день Великой субботы Евангелие благовещенское будет прочтено, тропарь праздника мы тоже услышим, но центр богослужения конечно смещается на Великую субботу, на день, когда Спаситель во гробе, мы ожидаем Его воскресения, «да молчит всякая плоть человеча, ничтоже земное в себе да помышляет». Праздник Благовещения как бы приглушается по значению днем Великой субботы, днем великой тишины, и равновесия - смерть произошла, а воскресение еще не пришло.

Будем завершать нашу беседу, спасибо, услышим мы с вами друг друга после Пасхи. Проведем оставшееся время в спокойствии, в попытке совершенствоваться, будем готовиться встречать Пасху Христову. Всего доброго!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+